Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2006 2004 2003 2002 2001

Номера

.

Публичная библиотека. Профессиональный библиотечный журнал.

Выпуск 1, Зима, 2002

Программа факультативного курса ” Я и моя профессия“

Т.В. Гаркунова
Заведующая медиацентром “Абитуриент” ЦГБ г. Новоуральск

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА “Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ”

Вместе с новыми экономическими отношениями безработица в нашей стране стала реальностью. И самыми неподготовленными к изменившимся условиям рынка труда, оказались выпускники общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений и вузов.

Причина этого явления кроется, прежде всего, в отсутствии целенаправленной профессиональной ориентации школьников. Многие молодые люди впервые задумываются о выборе профессии буквально накануне получения аттестата зрелости. Правильно или нет был сделан выбор, молодые люди понимают лишь по окончании вуза или вовсе после нескольких лет работы по специальности. Как же избежать подобных ошибок?

Чтобы уменьшить их вероятность, учащимся в первую очередь нужна информация. Экономические изменения увеличили читательский спрос на информацию по профориентации. А возросшие требования к качеству знаний абитуриентов поставили перед выпускниками школ проблему подготовки к вступительным экзаменам.

Медиацентр “Абитуриент” предлагает своим читателям пройти путь от выбора профессии до трудоустройства, и ответить на вопросы:
Кем быть?!
Куда пойти учиться?!
Как подготовиться к экзаменам?!
А если вы не поступили?
1. Кем быть?!
Сегодня на российском рынке труда не стабильная, постоянно изменяющаяся ситуация:
наблюдается излишек специалистов одних профессий и недостаток - других;
но и возникает необходимость в новых профессий.

Для предупреждения этих проблем необходимо своевременно определять направление профессиональных интересов у молодежи. Тем более, что по данным социологических исследований, определенная часть молодежи, вступающая в жизнь, не имеет реальных представлений о профессиях. Важную роль здесь может сыграть хорошо организованная система профориентации с использованием консультаций специалистов.

Работу медиацентр “Абитуриент” начал (в 1998 году) с социологических опросов: какая помощь нужна подростку, выбирающему профессию? Оказалось, что около 70% старшеклассников не осознают свои возможности и не способны соизмерять их с требованиями своей будущей профессии. Поэтому мы целенаправленно занимаемся сбором информации по профориентации, изучая интересы, способности и потребности молодежи.

Огромную помощь в этом оказывает
тематическая папка - “Кем быть?!”, в которую собирается информация о наиболее популярных профессиях, традиционных (юрист, врач, учитель и так далее), и сравнительно новых (флорист, эколог, визажист).
Определить пригодность к той или иной профессии помогут компьютерные программы, содержащие психодиагностические тесты и профессиограммы. Данная информация представлена, к примеру, на CD-ROM “Карьера: “Основы профессионального самоопределения учащихся”.

Постоянно действующая выставка “Мир профессий” имеет рубрики: Рейтинг профессий; Официальные документы; Выбираем профессию; Новому времени - новые профессии.

На выставке представлены профессиограммы, которые содержат:
общую характеристику профессий;
требования к индивидуальным особенностям специалиста;
медицинские противопоказания;
требования к профессиональной подготовке;

пути получения профессии.

Готовя материалы к выставке, мы делаем их визуально необычными, интересными. Именно поэтому для оформления выставки используются рисунки, кроссворды, тесты. Подобная форма подачи материала пользуется большим спросам у молодежи.

В течение учебного года мы систематически проводим анкетирование школьников в целях выяснения их профессиональных намерений. Результатом опроса стали библиографические списки литературы серии “Мир профессий”:
“Экономическое чудо” (о профессии - менеджер, маркетолог, бухгалтер);
“Запрограммированные люди” (о профессии программиста),
“Адвокат? Нотариус? Следователь?” (о профессии юриста) и так далее.

Выбирая профессию, следует знать ее содержание, плюсы и минусы будущей работы. Для предоставления старшеклассникам объективной информации, был задуман цикл встреч с профессионалами. Ежемесячно отдел проводит Дни информации “Путешествие в мир профессий”.

Программа мероприятия включает:
цикл встреч старшеклассников с представителями наиболее популярных профессий;
просмотр видеофильмов о профессиях;
получение информации об учебных заведениях города и Свердловской области;
тестирование;
профконсультирование;
выставка-просмотр информационных материалов о наиболее популярных профессиях.

Учащиеся имеют возможность получить профессиограмму любой профессии и сопоставить свои возможности с требованиями. Так прошли встречи с психологом, врачом, программистом, банковским служащим, парикмахером, библиотекарем и так далее.

Новым направлением в работе стала разработка и апробация факультативного курса для учащихся 9-х классов “Я и моя профессия”.

Основная задача - формирования жизненного и профессионального самоопределения учащихся.

Курс включает:
знакомство с миром профессий;
обучение навыкам самоанализа склонностей и способностей, выявление профессиональных предпочтений;
формирование сознательного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося;
информирование о реальном положении дел на рынке труда и занятости нашего города.
знакомство с системой профобразования нашего города.

Данный курс условно можно разделить на две части.
В первой части - “Я” дается возможность каждому школьнику узнать свои интересы, склонности.
Вторая часть - “Моя профессия”- знакомит с требованиями различных профессий; учащиеся могут соотнести их со своими возможностями и экономическими реалиями.

Каждая часть представлена двумя аспектами теоретическим и практическим. Теоретический материал представлен в небольшом, но достаточном объеме для формирования у школьника необходимого для восприятия и усвоения понятийного аппарата; практический - психологические тесты, деловые игры.

Содержание курса включает такие разделы, как:
проблема выбора в жизни человека;
здоровье и выбор профессии;
изучение интересов и склонностей;
познание личности;
познание задатков и способностей;
экскурсия в мир профессии;
рынок труда;
учебные заведения.

Суть занятий с конкретным классом одной из школ города заключена в организации совместной деятельности библиотекаря и школьника с позиции сотрудничества и кооперации, поэтому занятия проводятся по типу творческих лабораторий с активным использованием таких методов обучения, как беседы, анкетирование, экскурсии, мини-лекции, дни информации, деловые игры, тестирование, конкурсы.

Занятия проходят один раз в неделю. Их итогом является деловая игра “Что? Где? Когда?”.

Параллельно ведется работа с родителями и педагогами: проводятся родительские собрания на тему “Родители и профориентация”; составляются рекомендательные списки для педагогов “Профессиональное самоопределения учащихся” (в помощь работе педагогам).

Итак, профессия выбрана. Встает новый вопрос:
2. Куда пойти учиться?!

Каждый год для абитуриентов открывают свои двери многочисленные учебные заведения. Каждый год создаются новые факультеты, появляются новые специализации, рождение которых связано с потребностями общества (Так, почти во всех учебных заведениях в последние годы появилась такая специальность, как менеджмент).

У молодежи с каждым годом все больше возможностей получить заветные “корочки”, так как, многие учебные заведения открыли филиалы по всей стране. Выпускнику школ нет необходимости выезжать ни на вступительные экзамены, ни на сессии в течение первого года обучения. Удобно? Бесспорно.

Наборы ведутся и на бюджетные места, и на коммерческие, правда, могут быть и полностью платные специальности: маркетинг, менеджмент и реклама в СМИ, информационные системы в экономике. Расширение платных услуг в образование, увеличение числа негосударственных вузов - яркое свидетельство происходящих в обществе изменений. Появился слой людей, готовых платить за знания. Студенты платных учебных заведений иначе относятся к процессу обучения - более осознано и ответственно. Негосударственные вузы привлекают большим либерализмом преподавателей и более современными формами обучения. В общем, образование можно выбрать любое - на любой вкус и кошелек.

Но опять же, все абитуриенты выходят на старт с разными установками: если одни старшеклассники уже определились, в какой вуз они будут держать экзамен, то другие колеблются над тем, где им лучше продолжить свое образование, чтобы быть уверенными в поступлении в вуз. Сориентироваться в возникших вопросах родителям, самим школьникам помогаем мы в нашем отделе.

Выпускникам, которые заняты выбором среднего профессионального или высшего учебного заведения, в медиацентре “Абитуриент” предлагаются:
Справочники для поступающих в высшие и средние учебные заведения России, Уральского региона, Свердловской области, Екатеринбурга, г. Новоуральска.
Тематические папки с копиями материалов, опубликованных в периодических изданиях, по темам:
“Учебные заведения г. Новоуральска”,
“Учебные заведения Свердловской области”,
“Куда пойти учиться?!” (учебные заведения России),
“Учеба за рубежом”,
“Что надо знать абитуриенту” (правовой ликбез).

Информационный стенд “Абитуриент-2002” (две тысячи два) - обеспечивающий информацией абитуриентов о положении дел в современной высшей школе России. На стенде представлена подборка нормативных актов: “Правила зачисления”, “Правила перевода из одного ВУЗа в другой”, “Правила проведения централизованного тестирования” и многое другое.

Электронные базы данных, которые содержат информацию об учебных заведениях г. Новоуральска, Свердловской области.

Но, наверное, самая популярная и актуальная - информация, на выставке “Образование и карьера”. Где представлены методические материалы, рекламные издания учебных заведений Екатеринбурга. Ежегодно в апреле - мае сотрудники отдела объезжают все ВУЗы Екатеринбурга и приобретают Правила приема, Программы вступительных экзаменов. Новоуральцам нет необходимости ехать в Екатеринбург, за этой информацией. Ответы на все эти вопросы можно найти в Медиацентре.

Еще одна форма работы, которую высоко оценили новоуральцы: в Центральной городской библиотеке ежегодно в мае проходит ярмарка “Абитуриент года”, на которой присутствуют представители учебных заведений г. Новоуральска.

Большие возможности для современного уровня работы мы получили с открытием в библиотеке Интернет-класса. В медиацентре мы активно используем новую возможность. Подготовлена тематическая папка “Учебные заведения в Интернет” (адреса и информация).

Итак, выбрано учебное заведение. Впереди вступительные экзамены. И вновь мы ждем наших читателей в медиацентре “Абитуриент”.

3. Как подготовиться к экзаменам?!

Для всех, кто хочет проверить соответствие своих знаний требованиям учебных заведений, повторить школьную программу перед выпускными и вступительными экзаменами, в отделе собраны: школьные справочники, учебные пособия, хрестоматии, книги серий “Домашний репетитор”, “Абитуриент”, “Большие справочники для школьников и поступающих в вузы”, “Школьные справочники” и др.

Все это - незаменимые помощники при подготовке к контрольной работе, опросу, зачету, выпускным и вступительным экзаменам. Эти книги помогут привести свои знания в стройную систему и позволят заранее повторить, вспомнить что-то забытое.

Учиться должно быть интересно и поэтому медиацентр “Абитуриент” использует в своей работе новейшие средства обучения. Пожалуй, самая широкая область в среде обучающих программ мультимедиа предназначена именно школьникам. Все больше старшеклассников и абитуриентов используют различные компьютерные программы. Электронный репетитор не может, конечно, заменить непосредственное общение ученика с педагогом, но он способен существенно помочь тем, кто хочет проверить себя, заполнить имеющие пробелы в знаниях.

Медиацентр предоставляет учащимся возможность бесплатного индивидуального пользования персональными компьютерами.

Наш отдел предлагает пользователям:
Компьютерные обучающие программы “Химия”, “Физика”, “Математика”, “Информатика”, “Естествознание”, “Русский язык”.
“Телетестинг” - тренировочно - демонстративная версия программы “Телетест” с набором тестов, который, позволит вам составить достаточно полное представление об Олимпиаде “Телетестинг”, а заодно и потренироваться в выполнение тестов.
11 электронных тестов по предметам школьной программы: словесность, история, биология, география, английский язык, химия и так далее.
Все информационные ресурсы Медиацентра отражены в печатных и электронных каталогах.
Все без исключения обращают внимание на тематические папки в которых даны практические советы о том, как морально настроиться на экзамен, как провести психологическую разгрузку, небольшие хитрости, как ответить на, казалось бы, безнадежный вопрос, как набрать больше баллов на тестировании и так далее.

В отделе оформлены постоянно действующие выставки:
“Блокнот абитуриента”; “Что читать абитуриенту”.
Экзамены позади. Кто-то стал студентом, а кому-то не повезло. Что делать в этом случае? Идти в медиацентр “Абитуриент”.

4. А если вы не поступили?
Поступление в вуз - это лотерея, и не каждый вытягивает счастливый билет. Но зачем сидеть, сложа руки целый год, когда есть возможность получить азы какой-то профессии. Это никогда не окажется лишним. В отделе собирается информация о краткосрочных профессиональных курсах - парикмахеров, массажистов, визажистов, бухгалтеров и т. д.
Кроме того, в медиацентре есть материалы с практическими советами: как подготовиться к собеседованию при приеме на работу, какие требования выдвигают работодатели к разным профессиям и т. д.
В отделе периодически оформляется стенд “Биржа труда”, где можно получить информацию о возможности трудоустройства через Департамент Федеральной Государственной службы занятости населения по г. Новоуральску и Службу социальной помощи молодежи.

Опыт работы показал, что услугами медиацентра “Абитуриент” пользуются не только учащиеся и их родители, но и люди, которые хотят получит второе образование, пройти переподготовку, получить дополнительную практическую специальность на краткосрочных курсах. То есть, активными пользователями медиацентра стали люди, которые строят свою карьеру.