Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2006 2004 2003 2002 2001

Номера

14. Секция публичных библиотек

Публичная библиотека. Профессиональный библиотечный журнал.

Осень, Выпуск 4, 2002

Проект Манифеста Российской библиотечной ассоциации (РБА) о публичной библиотеке в России

В России в последнее десятилетие ХХ столетия в России сформировался новый тип общедоступной библиотеки, подобный существующему в других развитых странах мира, а именно - "публичная библиотека".

Публичная библиотека ориентируется в своей деятельности на потребности общества, отражает его интересы, тесно взаимодействует с местным сообществом.

Публичная библиотека - это живой, динамично развивающийся социальный институт, который открыт для новых веяний, постоянно обновляет формы и методы работы, стремится идти в ногу со временем и меняться вместе с изменяющимся обществом.

Процесс формирования российской публичной библиотеки происходит под влиянием мирового библиотечного опыта, учитывает основные принципы и положения “Манифеста ЮНЕСКО о публичной библиотеке”(1994).

"Манифест Российской библиотечной ассоциации (РБА) о публичной библиотеке в России" - профессиональный нормативный документ, разработанный и принятый библиотечным сообществом России.

Он отражает специфику и итоги развития публичных библиотек в новой России, содержит свод основных идей и принципов, которыми РБА рекомендует руководствоваться в своей деятельности государственным и муниципальным публичны библиотекам, библиотечным работникам Российской Федерации.

1. ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА, ОБЩЕСТВО, ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

1.1. Публичная библиотека реализует право личности на свободный доступ к информации, знаниям, культуре и идеям во имя осуществления ее демократических гражданских прав на активное участие в жизни общества.

1.2. В деятельности публичной библиотеки находит отражение идеологическое, политическое, культурное и этническое многообразие российского общества. Обслуживание в публичной библиотеке строится на принципе равенства всех пользователей независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности, языка или общественного положения.

1.3. В своей деятельности публичная библиотека ориентируется на потребности/

личности и общества, обеспечивает и защищает права своих пользователей на библиотечное обслуживание. Выступает против цензуры и сегрегации любого вида, против коммерциализации библиотечного обслуживания. Уважительно и доброжелательно относится к своим пользователям.

1.4. Публичная библиотека поддерживает партнерские отношения со всеми секторами общества: государственным, коммерческим и общественным. Развивает свои общественные связи, ищет партнеров и спонсоров, активно рекламирует свою деятельность, содействует формированию в обществе представлений о публичной библиотеке как о важном и динамично развивающемся социальном институте.

2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ

2.1. Свою важнейшую задачу публичная библиотека видит в обеспечении пользователям свободного и возможно полного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям. Она содействует непрерывному образованию всех уровней и самообразованию, приобщает к культурному наследию, помогает восприятию новых идей, научных достижений, современного искусства и литературы. Обеспечивает доступ граждан ко всем видам информации о жизни местного сообщества и о местном самоуправлении.

Исходя из этой задачи, публичная библиотека формирует фонд и организует обслуживание пользователей, внедряет и пропагандирует новейшие информационные технологии, использует современные носители информации, обеспечивает доступ в глобальное информационное пространство. Публичная библиотека выступает как активный участник информатизации общества. Оказывает своим пользователям помощь в овладении информационной культурой и компьютерной грамотностью.

2.2. Оставаясь по преимуществу бесплатной, публичная библиотека играет важную роль в социальной защите малообеспеченных и слабозащищенных слоев общества (детей, молодежи, пенсионеров, инвалидов, безработных, беженцев, в том числе иностранцев, малых языковых и этнических групп). Она содействует созданию и закреплению навыков чтения у детей с самого раннего возраста, развитию воображения и творческого начала у детей и молодежи. Стремится обеспечить специализированное, в том числе нестационарное, обслуживание тех, кто в нем нуждается. Ведет культурно-просветительскую и досуговую деятельность.

2.3. Публичная библиотека постоянно развивает номенклатуру предоставляемых ею услуг, формирует комфортную библиотечную среду, работает по наиболее удобному для пользователей распорядку, совершенствует библиотечную этику, этикет общения с пользователями. Библиотечное обслуживание строится с учетом различий в потребностях и возможностях жителей городов и сельской местности.

3. ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА, ГОСУДАРСТВО, МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

3.1. Публичная библиотека самостоятельно осуществляет свою профессиональную, творческую и хозяйственную деятельность. Она разделяет функции управления с органами управления культурой в соответствии с действующим законодательством РФ.

3.2. Стабильная деятельность публичной библиотеки обеспечивается федеральным и региональным библиотечным законодательством, гарантированным финансированием из центральных и местных источников. Ее развитие определяется долгосрочными и среднесрочными программами сферы культуры, образования, информатизации. Библиотека наделяется налоговыми и иными льготами.

3.2. Органы местной власти содействуют модернизации публичных библиотек, развитию библиотечной сети, строительству современных библиотечных зданий, созданию в России библиотечной архитектуры и технологии. Целевые программы строительства и модернизации публичных библиотек включаются в планы градостроительного развития городов и регионов.

4. ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА, БИБЛИОТЕЧНОЕ СООБЩЕСТВО, БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ

4.1. Библиотечное сообщество России консолидирует свои усилия для создания современной нормативной правовой базы, профессиональных стандартов деятельности публичных библиотек. Публичные библиотеки развивают сотрудничество и кооперацию в деле защиты права пользователей на достойное библиотечное обслуживание, в области формирования единого библиотечно-информационного пространства на местном, региональном и федеральном уровнях.

4.2. Работники публичных библиотек, в стремлении повысить свой профессиональный уровень, овладевают библиотечным маркетингом, современными информационными и PR(public relations) - технологиями, содействуют формированию новых библиотечных профессий. Проявляют профессиональную солидарность в деле повышения социальной защищенности библиотекарей и библиотечной профессии.

4.3. Работники публичных библиотек развивают профессиональные контакты с с отечественными и зарубежными коллегами. Сотрудничают с РБА, ИФЛА, другими зарубежными профессиональными объединениями библиотекарей и библиотек. Изучают и используют в своей работе мировой опыт развития публичной библиотеки.

4.4. Библиотечное сообщество России ставит своей целью повышение престижа публичной библиотеки в глазах общества и государства, формирование защитных общественных механизмов по отношению к публичной библиотеке.

5. РЕАЛИЗАЦИЯ МАНИФЕСТА

Российская библиотечная ассоциация рекомендует всем библиотечным работникам России, представителям органов государственного управления и местного самоуправления Российской Федерации руководствоваться в своей деятельности принципами, изложенными в настоящем Манифесте.

Свои предложения и замечания Вы можете направлять по адресу:

101000, Москва, Бобров пер., 6, строен. 2
т. (095) 921-99-17; 925-82-47; 925-77-51; 925-48-89
ф. (095) 921-99-17
e-mail:director@turgenev.rubiblioteka@turgenev.rus

Автору проекта, директор Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева Коробкиной Татьяне Евгеньевне