Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2006 2004 2003 2002 2001

Номера

14. Секция публичных библиотек

Публичная библиотека. Профессиональный библиотечный журнал.

Спецвыпуск “Персонал библиотеки” Выпуск 3, 2002

Личностные качества молодых библиотекарей как фактор профессиональной успешности

Е.В. Нипорка
Библиотекарь ЦМНБ им. Н.А. Некрасова г. Ижевск
Студентка IV курса Удмуртского государственного университета, VI курса Московского психолого-социального института.

Опыт психологического исследования

Успех профессиональной деятельности библиотекаря во многом зависит от его психологической культуры: знания основ психологии личности, владение набором психологических умений и навыков общения, наличием самооценки. Необходимо подчеркнуть значение психологической подготовленности библиотекаря, особенно молодого, для решения задач собственного развития, духовного обогащения и использования творческих возможностей в своей деятельности .

В октябре – ноябре 2001 года в МЦНБ им. Н.А. Некрасова г. Ижевска было проведено психологическое исследование "Изучение профессионально значимых личностных качеств библиотекарей с разным стажем работы". Обращение к этой теме было связано с социальным заказом сектора НИР, который разработал программу "Интеллектуальные и творческие способности молодых библиотекарей и их реализация в профессиональной деятельности". Одна из задач программы - выявление психологических аспектов профессиональной деятельности молодых специалистов, работающих в Муниципальной ЦБС.

Целью исследования явилось изучение профессионально значимых личностных качеств молодых библиотекарей. Задачамистали следующие:

  • исследовать различные группы молодых библиотекарей на личностные профессиональные качества;
  • выявить профессионально значимые качества библиотекарей;

3. проанализировать степень различия профессионально значимых личностных особенностей молодых библиотекарей в зависимости от времени и опыта их трудовой деятельности;

4. выявить степень эффективности деятельности молодых библиотекарей по личным мнениям их руководителей;

5. определить группы молодых библиотекарей, наиболее эффективных в трудовой деятельности по мнениям руководителей;

6. подготовить рекомендации для специалистов, работающими с кадрами;

В качестве объекта исследования выступили молодые сотрудники Муниципальной

ЦБС в возрасте до 35 лет. За критерий отбора по группам был принят трудовой стаж. Библиотекари были распределены на 4 группы: первая группа со стажем до двух лет, вторая – с двух до пяти лет, третья – с пяти до десяти лет, четвертая – свыше десяти лет.

Предметом исследования были определены личностные качества молодых библиотекарей. Согласно гипотезе исследования предполагалось,что существуют изменения личностных качеств библиотечных работников в зависимости от стажа их трудовой деятельности.

Теоретической основой исследования стали научные работы Е.А. Климова, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Н.С. Пряжникова и других отечественных и зарубежных психологов.

В исследовании были использованы различные психологические методики: методика диагностики направленности личности Б. Басса; методика "дифференциально-диагностический опросник" (ДДО) Е.А. Климова, определяющий профессиональную направленность личности; методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, которая выявляет набор психологических черт и качеств человека; методика выявления "коммуникативных и организаторских склонностей" человека; методика измерения ригидности или определения такой черты, которая предполагает наличие или отсутствие некоторой затрудненности в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, требующих ее перестройки; методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера или уровня ответственности человека над значительными для себя событиями; методика определения типа характера по К. Юнгу; контент-анализ сочинений библиотекарей на вопрос обоснования выбранной профессии.

В проведении исследования апробировалась статистическая обработка полученных результатов методом Стьюдента и корреляционный анализ Пирсона в автоматизированном режиме. По полученным данным стало возможным составить перечень и сделать сравнительное описание наиболее выраженных личностных свойств и качеств библиотечной молодежи Муниципальной ЦБС г. Ижевска с разным трудовым стажем.

УРОВЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

В ходе исследования было выявлено что, молодые библиотекари различается между собой по тому, где и как они осуществляют контроль над значительными для себя событиями. Иными словами, речь идет об уровне ответственности за происходящие действия и события жизни. Низкие результаты (экстернальность) говорят о том, что человек полагает, что происходящие с ним действия и события являются результатом действия внешних сил – случая, других людей. Высокие результаты (интернальность) говорят о том, что человек объясняет значимые события как результат своей собственной деятельности.

По результатам исследования получилось, что библиотекари первой группы (стаж до двух лет) стараются не брать на себя ответственность за происходящие действия и события. Это можно объяснить тем, что молодой библиотекарь только начинает входить в социальные отношения. Он имеет небольшой опыт и , как правило, отличается недостаточной уверенностью в работе. Происходит его знакомство с будущими коллегами, с традициями коллектива, установками, взглядами.

У молодых библиотекарей второй группы ( стаж от двух до пяти лет) уровень ответственности в некоторых областях жизни наоборот повышается Можно сделать предположение, что данные сотрудники, проработав некоторое время, уже начинают проявлять некоторую активность и собственную инициативу , пытаются что-либо изменить, улучшить. Так как возрастает ответственность человека за происходящие с ним действия и события, следовательно, можно предположить, что данная группа будет наиболее активной в работе, перспективной, инициативной.

У третьей группы (стаж с пяти до десяти лет) наблюдаетсяпадение показателей по шкалам. Уменьшение степени ответственности у данной категории можно объяснить определенной консервативной профессиональной средой, незаинтересованностью молодых библиотекарей работать в качестве руководителей из-за низкой заработной платы .

Результат исследования четвертой группы (стаж более десяти лет) показал, что работая в профессиональной среде, сотрудники не стремятся что-либо изменить в работе организации. Здесь достаточно отлична сфера межличностных отношений. Иными словами, молодой библиотекарь сам выбирает себе круг общения, контролирует отношения с людьми, вызывает к себе уважение и симпатию.

ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.

Существует три вида личностной направленности человека: на дело, на себя, на отношения. Результаты исследования показали, что у всех молодых библиотекарей Муниципальной ЦБС независимо от стажа работы выявлена личностная направленность на дело.

У библиотекарей, имеющих стаж до двух лет данное обстоятельство можно объяснить желанием показать свои способности, знания и умения коллегам и руководителям. У них проявляется заинтересованность в работе благодаря вхождению в новую социальную среду.

Молодых библиотекарей, проработавших от двух до пяти лет отличает желание разрабатывать и внедрять новые формы и методы библиотечного обслуживания.

Библиотекари с опытом работы от пяти до десяти лет уже имеют некоторый трудовой опыт и достаточно профессионально подходят к работе, имеют к ней интерес. И, наконец, молодежь, переступившая десятилетний порог не утратила интереса к работе, старается повысить свою квалификацию, посещая соответствующие курсы в пределах своей организации или вне ее.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.

Человек может быть направлен на разные сферы деятельности: человек-человек, человек -художественный образ, человек-техника, человек-знаковая система, человек-природа. Профессиональная направленность молодых библиотекарей из разных групп по результатам исследования оказалась почти одинаковой и достаточно адекватной выбранной профессии. Большинство сотрудников отдали предпочтение профессиональной направленности человек-человек и человек - художественный образ (65% исследуемых сотрудников).

Полученные результаты подтверждаются субъективными мнениями самих молодых библиотекарей, отмечающих, что их привлекает в библиотечной работе общение с людьми, возможность оказания им помощи. Можно предположить, что молодые люди, имеющие данную профессиональную направленность как профессионально значимую личностную особенность. и выбирают библиотечную сферу в качестве трудовой деятельности. Подобная направленность предполагает реализацию человека в творческих профессиях, к которым относится профессия библиотекаря.

Молодые библиотекари отличаются довольно высокой степенью общительности. Общительность как личностная черта предполагает мягкость характера. К данному набору качеств можно добавить достаточно высокий уровень дипломатичности. Таким образом, можно определить наиболее общие, сходные черты личности молодого библиотекаря Муниципальной ЦБС: это – общительный, дипломатичный человек с мягким характером, но имеющий достаточно высокое самомнение.

РИГИДНОСТЬ - одно из важнейших качеств личности человека. Оно представляет собой тенденцию к сохранению своих установок, стереотипов, способов мышления, неспособность изменить личную точку зрения. В какой степени это качество можно отнести к эффективным свойствам человека, зависит от особенностей конкретной профессии. Одни профессии требуют быстрой смены установок или взглядов, подвижности мыслительных действий, другие – наоборот.

Было установлено, что для профессии библиотекаря такое качество личности как ригидность является профессионально значимым. Данную особенность обнаружили все четыре группы исследуемых молодых библиотекарей. Это подтверждается и результатами изучения эффективности работы молодежи руководителями Муниципальной ЦБС , которые выражали свою личную точку зрения, взяв за критерий качество работы, а именно: знание основ библиотечного дела, заинтересованность в работе, исполнительность.

Проведенное психологическое исследование показало, что молодые библиотекари Муниципальной ЦБС г. Ижевска в возрасте до 35 лет, имеющие разные периоды стажа работы, лишь в небольшой степени различаются по некоторым качествам и чертам личности, особенно по степени ответственности за происходящие действия и события. Однако исследуемые личностные качества молодых сотрудников в той или иной мере являются залогом их профессинальной успешности или наоборот, неуспешности .

Зная особенности данных групп в каждом конкретном случае, можно целенаправленно строить работу по дальнейшему творческому и профессиональному развитию молодых библиотекарей , дать им возможность для свободной самореализации. Нельзя не сказать и необходимости поддержки молодых библиотекарей со стороны руководящих работников, а также различной , в том числе материальной мотивации деятельности молодых.

Большую роль могут сыграть группы коммуникации. Это психологический метод работы в виде игровых, ролевых и многих других форм практических занятий, в частности, по улучшению и обучению навыкам общения, методикам разрешения конфликтных ситуаций. Данный психологический опыт особенно необходим для библиотекарей при постоянной работе с читателями разных возрастных категорий, имеющих свои специфические особенности, которые нужно учитывать при подготовке библиотечных мероприятий, оформлении выставочных циклов, подборе литературы и т.д. Нельзя не отметить пользу полученного психологического опыта в области межличностных отношений коллектива сотрудников, имеющих разный трудовой стаж и возраст.

Данный вариант психологического исследования позволяет сделать небольшой анализ личностных характеристик людей , имеющих профессию библиотекаря. Возможно, что на эти характеристики повлиял консерватизм профессии, который существует изначально. Это можно судить по такому факту, как автоматизация библиотек. Современные достижения науки и техники внедряются в производственный процесс библиотек довольно медленно. И не потому, что у библиотек на это нет денег, а потому, что поначалу они воспринимались весьма скептично самими библиотекарями. Хотя стоит отметить, что в последнее время библиотеки все более активно начинают заявлять о себе инновационными идеями.

Проведенное исследование не претендует на всесторонний анализ поставленной проблемы, оно представляет собой лишь робкие шаги в области психологического исследования профессионально значимых личностных качеств на примере молодых сотрудников Муниципальной ЦБС г. Ижевска. Но результаты исследования могут способствовать дальнейшей разработке направлений работы с молодежью в библиотеке различными специалистами - менеджерами, психологами, методистами, общественными наставниками.

АНОНС: В апреле 2003 г. в Ижевске состоится 2-я Международная конференция-фестиваль "Молодые в библиотечном деле: профессиональное творчество". Организаторы: Библиотечный Благотворительный Фонд (ББФ), Министерство культуры РФ, Секция "Молодые в библиотечном деле" РБА, Управление по культуре и туризму Администрации г. Ижевска, Муниципальная ЦБС г. Ижевска.