Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2006 2004 2003 2002 2001

Номера

.

Публичная библиотека. Профессиональный библиотечный журнал.

Спецвыпуск “Персонал библиотеки” Выпуск 3, 2002

Управление персоналом. Тренинг-семинар директоров ЦБС Карелии

Э.Р. Сукиасян,
профессор АПРИКТ,
заслуженный работник культуры РФ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
ТРЕНИНГ-СЕМИНАР ДИРЕКТОРОВ ЦБС КАРЕЛИИ

В начале июня Центр повышения квалификации библиотечных работников при Национальной библиотеке Республики Карелия провел с руководителями ЦБС тренинг-семинар по управлению персоналом. Мы еще в феврале договорились о том, что вести занятия буду я. Хотелось внести в методику проведения семинара что-то новое, отойти от традиций. Так родилась идея положить в основу метод анализа типовых управленческих ситуаций.

За рубежом ситуационный анализ в целях повышения квалификации применяется уже давно, в нашей стране методика пока не апробировалась. Не было никаких готовых материалов – их пришлось разрабатывать с учетом специфики наших библиотечных коллективов. Помогло знание стандартных ситуаций. Было решено остановиться на трех блоках:

  • подбор, прием, увольнение, расстановка кадров;
  • повышение квалификации;
  • оперативное управление персоналом.

Чтобы представить себе, в чём суть методики, приведу пару примеров. Аудитория вместе со мной вчитывается в “ситуацию”, например, такую: “Перед библиотекой неожиданно поставлена задача, требующая максимальной концентрации сил и средств, в первую очередь – усилий персонала (например, именно Вам придется принимать у себя большое количество иногородних гостей, организовывать программу). Ваша первая реакция?”.

Нет, дискуссию мы не проводим, так как возможные варианты уже предварительно просчитаны, каждый знакомится с ними и пытается определить своё отношение: “(1) Надо отказаться от поручения, так как никаких реальных возможностей его выполнить нет. Выдвинуть любые аргументы. (2) Надо предложить принять “долевое участие” в решении поставленной задачи: путь другая организация будет ответственным исполнителем, а мы поможем. (3) Надо согласиться, но с условием и гарантией выполнения оказания всех поставленных в связи с этим поручением требованием. (4) Сначала надо согласиться с радостью и пониманием ответственности”.

Тут идет комментарий, при этом каждый может дополнить, развить любое из указанных “решений”, а может предложить и своё. Иногда ситуация как бы разворачивается, имеет продолжение. Так произошло, например, и в приведенном случае – у него есть продолжение. Читаем: “Согласились? Теперь попробуйте представить себе первоочередные действия:

  • Не будем торопиться: о нас подумают наверху и дадут указания. Тогда и будем действовать.
  • Сядем с заместителями и заведующими, поговорим и подумаем. Первым делом создается всегда Оргкомитет. В его составе должны быть “первые руководители”, умные и толковые люди, чтобы с их помощью привлечь силы и средства. Никого нельзя забыть. Этим и займемся. Проект в виде списка отнесем куда надо.
  • Оргкомитет создадут и без нашего участия (хотя бы не забыли нас ввести!). Нам надо создавать свой штаб. В него надо ввести больше молодежи”.

Работали мы на протяжении нескольких дней, с утра до вечера. Часто аудитория встречала то или иное высказывание смехом – просто многие узнавали себя и спустя минуту понимали, к чему могло привести принятое решение. А после тренинг-семинара делились своими “ситуациями”, просили дать совет. В некоторых случаях вариант решения искали все вместе. Вот, например, трудные, часто - тупиковые ситуации: женский алкоголизм (а если еще и работник ценный!), хроническая нечистоплотность, доводящая сослуживцев до брезгливости (а вокруг и читатели ходят).

Все согласились с тем, что в теории многое понятно - литературу директора ЦБС знают, читают много. Национальная библиотека подготовила к тренинг-семинару огромный список по теме. Все знают: практика часто ставит гораздо более сложные задачи. Мы вместе учились рассуждать, искать решения, оценивать ближайшие и отдаленные последствия. Интересно: хотя мы давно разъехались по домам, я до сих пор получаю письма от слушателей!

Методика показала высокую эффективность. Напечатать задачник по ситуационному анализу нельзя – в аудитории работал коллектив. Я благодарен слушателям – они многому научили меня, обогатили мои материалы. Готовясь к тренинг-семинару, я извлек из своего архива несколько памяток и подарил их своим слушателям. С удовольствием передаю их читателям Бюллетеня. Может быть, они пригодятся в кадровой работе.

Собеседование с поступающим на работу сотрудником

Собеседование должно носить внешнюю форму свободной беседы и располагать к искренним, правдивым ответам. Желательно ничего не записывать. Сведения о предыдущем месте работы (телефон и имя непосредственного руководителя), если они будут названы, пусть запишет лично поступающий на работу. Как правило, в нашей стране этот вопрос вызывает большую озабоченность. В соответствии с Трудовым кодексом (ст.86, п. 3) все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные возможно получить у третьей стороны, то от него должно быть получено письменное согласие.

Вопросы носят диагностический характер и в зависимости от того или иного варианта ответа потребуют углубления и продолжения беседы. Вы должны узнать, например, получено ли образование на дневном, заочном или вечернем отделении (лучше, если без дополнительного вопроса). Обратите внимание на умение логически мыслить. Очень внимательно разберитесь с ответом на последний вопрос, как по форме (оцените умение рассказать о книгах и журналах), так и по существу (особенно если перед вами библиотекарь-профессионал со стажем).

Паспорт, личный листок, документ об образовании, трудовая книжка лежат на столе.

Расскажите немного о себе: когда и как получили образование, семейное положение, профессиональные интересы, состояние здоровья.

Почему Вы ушли с предыдущей работы? Можете ли дать нам телефон, указать имя Вашего руководителя в том учреждении?

Имеете ли сейчас другие предложения о работе? Почему Вы выбрали эту работу? Что от неё ожидаете?

Какие цели ставите перед собой? Как Вы представляете своё положение через 3-5 лет, как собираетесь его добиться? На какую зарплату Вы рассчитываете сегодня и года через три?

Что нового (нестандартного) Вы можете предложить на новом месте работы?

Какая работа Вам больше по душе: с бумагами, с компьютером или непосредственно с людьми (читателями)? Вы предпочитали бы составлять планы и задания или их выполнять?

Каковы Ваши сильные стороны характера? Есть ли что-то такое, которое Вы хотели бы исправить в себе?

Считаете ли Вы, что надо скрывать от коллег то, что Вы не знаете или не умеете? До каких пор? Любите ли Вы учиться? Как Вы предполагаете, легко ли будет Вам у нас работать или придется серьезно повышать квалификацию?

У Вас сильный или слабый характер? Вы привыкли быть лидером или рядовым сотрудником? Как складывались у Вас раньше взаимоотношения в коллективе?

Как Вы проводите своё внерабочее время? Что обычно читаете? Какие телевизионные передачи смотрите? Ваше хобби или любимое занятие?

Есть ли у Вас своя домашняя библиотека? Расскажите, какая она? Как вы её комплектуете?

Примерный порядок адаптации нового сотрудника

(ответственным является непосредственный руководитель сотрудника)

1. Ознакомление с библиотекой, её зданием, помещениями (порядок входа до начала рабочего дня, порядок и место приема пищи, туалеты).

2. Ознакомление с внутренним трудовым распорядком ( существующий порядок учета рабочего времени, порядок выхода из библиотеки в рабочие часы, порядок выплаты заработной платы).

3. Представление коллективу.

4. Инструктаж по противопожарной безопасности.

5. Инструктаж по технике безопасности.

6. Ознакомление с рабочим местом (стол, шкаф; канцелярские принадлежности, оборудование и расходные материалы, порядок их получения; связь – место телефона, правила пользования).

7. Беседа с первым руководителем и профсоюзным лидером ( история библиотеки, традиции коллектива, ознакомление с социальными льготами и стимулами).

8. Обучение на рабочем месте (задачи подразделения, его место в библиотечной технологии; технологические инструкции, правила и другие документы, которые надо изучить; законы, государственные стандарты и другие документы, с которыми надо познакомиться; характеристика рабочего места сотрудника; характеристика и содержание процессов и операций, порученных сотруднику; нормы времени и нормы выработки; справочная и методическая литература; непосредственное обучение с привлечением инструктора; оценка по итогам работы после первой, второй и т.д. недели, оценивается качество и интенсивность труда)

В период адаптации сотрудник, не имеющий специального образования, знакомится также с профессиональной библиотечной периодикой, системой библиотек, учебной литературой. Период адаптации завершается составлением персональной должностной инструкции и плана работы сотрудника на календарный год, его имя вносится в график отпусков. Комплект документов, знание и исполнение которых является обязательным, хранится у сотрудника в папке, на первой странице приводится список документов. Сотрудник лично пишет “ознакомился”, ставит подпись и дату.

Профессиональные качества библиотекаря

1. Профессиональные знания, умения, навыки (общепрофессиональные, в рамках избранной специализации, по истории книги, библиотечного дела и библиографии, знание зарубежной практики, опыт работы (в целом и по специальности).

2. Компьютерная грамотность (WinWord, Excel, другие программные средства; Интернет и электронная почта).

3. Языковая культура и способности (знание английского языка, знание других языков, самооценка способностей к изучению языков).

4. Общая культура (широта кругозора, начитанности, в том числе в области искусства, музыки, естествознания, техники, философии, истории; самооценка возможностей постоянного развития).

5. Профессионально-необходимые навыки и умения (скорость чтения; коммуникативные качества: умение войти в контакт, начать или поддержать беседу; зрение: острота, глазомер, реакция, скорость переключения; цветовосприятие; речь и слух: грамотность, чистота, стиль; ясность и четкость; эмоциональная и нервно-психическая готовность к работе с детьми и инвалидами; внимание: объем, устойчивость, переключение; память: активная, пассивная; зрительная, слуховая, моторная; специальная – на имена, фамилии, внешние данные, номера; на издания; объем и скорость запоминания; выносливость, работоспособность; курение, алкоголь – способность преодоления или исключения; отношение к физической культуре и спорту, самооценка состояния здоровья; особые знания и навыки: стенография; умение читать по Брайлю; владение жестикуляторной речью глухонемых и пр.

6. Моральные и деловые качества личности (ответственность, дисциплинированность; честность, добросовестность; инициативность; целеустремленность, настойчивость; самостоятельность, решительность).

Как стать профессионалом. Молодому библиотекарю

Всегда старайтесь делать больше, чем требуется.

С порученным делом справляйтесь сами, не перекладывайте поручение на чужие плечи.

Если не знаете, как начать – спросите знающего товарища. Старайтесь увидеть и запомнить общие закономерности, методы, способы, алгоритмы. Не приходите на консультацию со своей конкретной задачей. Спросите, как выполняются задачи подобного рода.

Будьте всегда в курсе того, что делается в коллективе. Слушайте, наблюдайте. Будьте любознательны в работе, но не проявляйте излишнего любопытства. Одним словом, работайте глазами и ушами, а не “носом”.

Не позволяйте себе принимать участие во время работы в разговорах личного характера. Читателей, которых вы, быть может, просто не замечаете, не интересуют просмотренные вами вчера фильмы…

Наложите полный запрет на обсуждение действий руководителей. Если вам что-то непонятно, спросите прямо, лучше на собрании, при всех.

Никогда не выясняйте, кто и сколько получает и почему. Расписываясь в ведомости, смотрите на свою строчку. Заглядывать в чужой карман неприлично.

Уважайте свою работу, если вы хотите, чтобы её уважали в обществе. Не допускайте унизительного отношения к своей профессии. Если же вы её не любите и не уважаете, то вам не надо оставаться в библиотеке. Поищите другую работу, по душе.

Старайтесь всегда помогать и поддерживать в работе окружающих вас: и старших, и младших, независимо от должности и положения.

Относитесь ко всем с добротой и благожелательностью. Вы не заметите, как все вокруг будут также относиться к вам.

Планируйте свою жизнь на несколько лет вперед, допуская при этом альтернативы. Будьте предусмотрительны: оценивайте плюсы и минусы, близкие и отдаленные последствия.

Уважительно относитесь к старости. Пожилые сотрудники с удовольствием поделятся с вами секретами своего мастерства, если, конечно, вы их об этом спросите. Разговаривая с вами, они будут молодеть на глазах!

Общаясь со слепыми и слабовидящими, глухими, немыми, трудно передвигающимися, лицами с другими физическими и психическими недостатками, ведите себя так, чтобы им было приятно и легко с вами общаться. Помогайте им – они те же читатели! Не бойтесь взять за руки, смотрите в глаза, говорите четко!

Если вы выбрали библиотечную профессию, постарайтесь однажды и навсегда бросить курить. Книги несовместимы с курением!

Библиотекарь учится всю свою жизнь. Тренирует память, вырабатывает навыки быстрого чтения. Накапливает знания, чтобы отдавать их людям. Вы хотите стать мастером в своей профессии? Всё зависит от вас.