Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2006 2004 2003 2002 2001

Номера

14. Секция публичных библиотек

Публичная библиотека. Профессиональный библиотечный журнал.

Выпуск 2, Весна, 2002

Чтение - дело государственное

М.В. Попова, директор МУК ЦБС
А.П. Крюкова заведующая методическим отделом
г. Архангельск

"Люди перестают мыслить,

Когда перестают читать".

Д. Дидро

Акция "Чтения", проведенная газетой "Книжное обозрение" в 2000 г. под рубрикой "Президенту России", констатировала: кризис детского чтения в нашей стране - не домысел, а очевидность.

Всероссийский Конгресс в поддержку Чтения, состоявшийся в Москве в сентябре 2001 г., прошел под девизом: “Сохраним духовность России”.

В докладе сотрудницы Российской государственной детской библиотеки

Е.И. Голубевой говорилось: “… именно чтение развивает интеллект…, формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность”, “… государству нужны люди читающие… Потому, что только от читающих граждан оно может ждать достижений мирового уровня в науке, технике, культуре и искусстве”.

И.И. Тихомирова, доцент Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, в своем выступлении отметила: “… внимание должно быть сосредоточено не столько на сборе материала о том, кто и сколько читает или не читает, а на том, как книга живет в сознании читателя…”.

Проблемы Чтения встали в один ряд с важнейшими государственными задачами. Особенно тревожная ситуация сложилась с детским и подростковым чтением. Решение проблемы естественно, требует объединения усилий всех, от кого зависит продвижение чтения.

Поэтому не случайно организаторами конференции "Кризис детского чтения и пути его преодоления", прошедшей в Архангельске 25,26 апреля 2002 г., стали Департамент образования культуры и спорта мэрии города и Централизованная библиотечная система.

Центральная городская библиотека им. М.В. Ломоносова взяла на себя координирующую функцию для разговора с воспитателями дошкольных образовательных учреждений, учителями школ, библиотекарями муниципальных и школьных библиотек о формировании духовного мира ребенка через чтение, книгу.

Кто-то однажды сказал: "Культура - это нечто неосязаемое, без чего человек перестает быть таковым". Какие верные слова. И может быть, сегодня они актуальны как никогда, но процесс формирования культурного человека не может быть только публичным, массовым. Чем более процесс будет личностный, тем более он значим для ребенка, тем больший след он оставляет в его душе. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему важно знать, где, у кого он найдет ответы на все свои "почему" и "что такое хорошо и что такое плохо".

Мы решили провести анкетирование среди детей, родителей, педагогов, воспитателей, библиотекарей, предложив им ответить на анкеты:

  • "Ваш взгляд на детское чтение сегодня" (для воспитателей, педагогов и библиотекарей);
  • "Анкета для родителей";
  • "Вы как читатель в детстве";
  • "Твой путь к книге".

В анкетировании приняло участие около тысячи участников.

На конференции с докладом выступила директор департамента образования, культуры и спорта мэрии Елькина Лидия Васильевна. В своем выступлении она отметила, что через несколько лет те, кто сегодня учатся в школах, вырастут, и будут определять лицо общества, его приоритеты, его интересы.

В настоящее время многие осознают серьезную опасность падения интереса к книге. Это побуждает к действию, но действия эти сплошь и рядом разобщены и не достигают поставленной цели.

И отрадно, что на конференции собрались представители дошкольных образовательных учреждений, школ, муниципальных и школьных библиотек для обсуждения проблемы Чтения. Это поможет нам всем сегодня осознать, что забота о детском чтении - это забота о будущем России.

Проблемы современного детства осветила в своем выступлении доцент кафедры педагогики Поморского Государственного университета им. М.В. Ломоносова Оксана Юрьевна Образцова.

Тема выступления кандидата педагогических наук, доцента кафедры детской литературы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Тихомировой Ирины Ивановны - "Чтение - как явление культуры".

Культура - понятие растяжимое. Есть культура вне нас и культура внутри нас. Часто чтение рассматривается как явление культуры вне нас (как дети знают имена писателей, музыкантов…, каков их кругозор?) Ирина Ивановна заострила внимание на понятии - культура внутри нас.Обозначила пути выхода из кризиса.

В сообщениях методистов областного института повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования речь шла об организации работы в дошкольных учреждениях по литературному воспитанию детей, о современных подходах к литературному образованию младших школьников и преподавании литературы в современных социокультурных условиях.

Опыт работы по привлечению к чтению детей разных возрастных групп и родителей был освещен воспитателями детских садов ("Приобщение дошкольников к книжной культуре", "Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств детей", "Изучение мифов Древней Греции дошкольниками", "Использование технологии ТРИЗ в работе с книгой"…); учителями начальных классов ("Работа с учащимися и родителями по привлечению к чтению", "Уроки внеклассного чтения в школе"); учителями литературы ("Театрализация прочитанного", "Вокруг тебя мир" - о пособии для учащихся 5-8 классов, "Интерес к чтению, как его пробудить?" - из опыта работы учителя).

Тема выступления заведующей методическим отделом Центральной городской библиотеки им. М.В. Ломоносова Крюковой А.П. - "Библиотека - открытый мир".

Библиотека - новая ступень читательского развития ребенка. Если прежде он мог знакомиться с одной книгой, которую ему читали, то в библиотеке он видит сотни, тысячи книг. Представления о множестве и разнообразии книг возбудит воображение, раздвинет кругозор, вызовет любознательность. В библиотеке ребенок попадает в особый мир, отличный от повседневного быта. Красочно оформленные книжные выставки, дети с книгами - одно это вызывает желание читать и беседовать о книге. Книжная среда привлекает детей тайной, множественностью и бесконечностью.

Необходимо, чтобы библиотека стала открытым миром, а не превратилась для детей в полку книг по школьной программе - об этом говорили в своих выступлениях библиотекари муниципальных и школьных библиотек ("Детская книга - радует, развлекает, развивает", "Книга и творчество", "Книжная выставка - один из способов привлечения к чтению", "Воспитание любви к книге через любовь к родному краю", "Мировая художественная культура и формирование читательского интереса"…).

В рамках конференции состоялся круглый стол "Как подарить радость чтения".

Все участники научно-практической конференции пришли к единому мнению, что детское чтение особо нуждается в защите и поддержке. Это направление определяется как приоритетное на ближайшее будущее и на перспективу.

Об этом свидетельствует резолюция, выработанная на конференции.

Конференция считает необходимым:

  • Поддержать проект Концепции Национальной программы "Чтение", выработанную по следам Всероссийского Конгресса в поддержку Чтения (г. Москва, сентябрь, 2001г.).
  • Считать приоритетным финансирование комплектования муниципальных и школьных библиотек книгами и периодическими изданиями, выделив отдельной защищенной строкой в бюджете учреждений.
  • Проводить ежегодно городские конференции, семинары, круглые столы по проблемам чтения в рамках Всероссийского праздника Книги и Чтения (23 апреля).
  • Разработать программы конкурсов, фестивалей, акций, направленных на поддержание престижа чтения. Возродить праздник открытия Недели детской книги (23 марта - 1 апреля). Организовать серию встреч с местными писателями.
  • Организовать на базе Городской детской библиотеки им. Е.С. Коковина Центр Чтения для детей, воспитателей, учителей, родителей, библиотекарей. Создать банк педагогических технологий, направленных на пробуждение интереса к чтению. Использовать опыт читающих детей и взрослых как ресурс для поддержки чтения.
  • Разработать и реализовать систему родительских собраний "Книга в семье".
  • Проводить информационные дни "Золотая полка" для разных возрастных групп ( знакомство с художественной литературой).
  • Освещать проблемы Чтения через средства массовой информации.

Медиацентр “Абитуриент” ищет единомышленников с целью обмена опытом работы с молодежью по профориентации.

Наш адрес:

624130, Свердловская обл., г. Новоуральск,

ул. Фрунзе, 13

тел (34370) 9-06-89

факс (34370) 9-05-85

E-mail:

adm_lib@novotec.ru

Гаркунова Татьяна Валерьевна, заведующая Медиацентром

Матвеева Александра Анатольевна, библиотекарь