Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2006 2004 2003 2002 2001

Номера

.

Публичная библиотека. Профессиональный библиотечный журнал.

Выпуск 2, Весна, 2002

Информатизация как необходимое условие организации
информационного обслуживания пользователей. Принципы и этапы информатизации публичной библиотеки

Т.Е. Коробкина
директор Библиотеки-читальни, им. И.С. Тургенева
г. Москва

Справочно-библиографическое обслуживание читателей - традиционно одно из направлений библиотечной работы, требующих от библиотекарей наиболее высокой квалификации и высочайшей профессиональной культуры. Без преувеличения, библиографы - “белая кость” библиотечной профессии. На подготовку квалифицированного библиографа уходят десятилетия. Между тем, в последнее десятилетие библиограф - это все более исчезающая профессия. Причина тому - не только естественное старение квалифицированных кадров и отсутствие молодой смены из-за низкой оплаты библиотечного труда. Кризис испытывает сама профессия библиографа - из-за экспансии в библиотечное дело новых электронных технологий. И сегодня уже невозможно представить полноценное информационное обслуживание без использования электронных средств и источников информации.

1. Приход новых информационных технологий, основанных на применении электронных технических средств, значительно расширяет возможности информационного обслуживания. Появление новых электронных источников информации позволяет увеличить объем предоставляемой информации, изменить ее качественно, расширить перечень информационных услуг.

К числу этих новых источников информацииможно отнести:

  • электронный каталог
  • корпоративные электронные каталоги
  • электронные базы данных
  • ресурсы Интернет.

Особо хотелось бы остановиться на качественном изменении информации, предоставляемой с помощью электронных средств. Традиционно справочно-библиографические службы давали пользователю, главным образом, библиографическую информацию, то есть отсылали к книжным и иным печатным изданиям, в которых - предположительно - содержалась необходимая пользователю информация (отсюда и название этих служб). Читателю предстояло потратить силы на то, чтобы отыскать эти источники, а затем уж оценить качество содержавшейся в них информации.

В новую, информационную эпоху, которая, с моей точки зрения, началась с введением в библиотечный обиход пластикового файла, библиографы все больше имеют возможность предоставляют пользователям саму информацию, а не ссылку на ее источник. Исходя из этих обстоятельств наша библиотека переименовала “справочно-библиографический зал” в зал “справочно-информационный”. При этом, мы действительно стараемся во все большем объеме предоставлять читателям не “справочно-библиографическую информацию”, а “информацию как таковую”.Бывает, что взамен отсутствующих в нашем фонде книг, мы предлагает пользователю распечатку текстов из Интернет.

Использование электронных источников для поиска информации как раз и позволяет получить “информацию как таковую”, потому что среди этих источников преобладают полнотекстовые(а не библиографические) базы данных.

2. Новый этап в информационном обслуживании читателей может начаться с появления в публичной библиотеке первого компьютера.На нем можно установить, например, правовую или любую другую базу данных. Через модем подключить компьютер к Интернет.

Создание электронного каталога - важнейший, но не обязательно первый, этап информатизации деятельности библиотеки. К тому же, по-прежнему довольно часто сталкиваешься с тем, что годами формируемый электронный каталог не предоставляется в пользование читателям. Не ставится задача его включения в систему информационного обслуживания пользователей.

Здесь мы имеем дело с широко распространенной инерционностью профессионального сознания библиотекарей и его замкнутостью на самом себе. Поэтому едва ли не главной задачей информатизации является формирование у библиотекарей, в том числе библиографов, профессиональной и психологической готовности к работе с электронными средствами и источниками информации.

3. На практике эта готовность формируется по мере продвижения библиотеки по пути компьютеризации, которая рассматривается нами как первый этап информатизации деятельности библиотеки.

В процессе компьютеризации создаются необходимые материально-технические предпосылки для модернизации всей деятельности библиотеки, в том числе информационного обслуживания. Речь идет об оснащении библиотеки компьютерной техникой и программным обеспечением, создании автоматизированных рабочих мест, формированием локальной вычислительной сети, подключении к Интернет и т.п.

На втором этапе, который во времени может практически совпадать с первым, происходит формирование и использование информационных ресурсов. Для информационного обслуживания пользователей очень важно, чтобы не затягивался переход от формирования информационных источников к их использованию. Для этого интересы пользователя должны рассматриваться как главенствующие на всех этапах информатизации. Учет интересов пользователей должен войти в число принципов, на которых строится стратегия информатизации.

4. К числу принципов компьютеризациикак первого этапа информатизации можно отнести следующие:

  • выработка стратегии информатизации (цели, задачи, средства, этапы, обучение персонала и т.п.)
  • комплексный подход (компьютеризация всех основных библиотечно-библиографических процессов, создание локальной вычислительной цели)
  • ориентация на потребности пользователя
  • учет опыта, накопленного библиотечным сообществом
  • использование телекоммуникационных возможностей для выхода в Интернет
  • формирование у библиотекарей профессиональной и психологической готовности работать с электронными средствами
  • создание комфортных условий труда на основе применения санитарно-гигиенических правил и норм.

В основе программы компьютеризации должны лежат задачи развития библиотеки, которые формулируют сами библиотекари , а не программисты и электроники: какие новые возможности в результате компьютеризации получит библиотека, и, в первую очередь, как расширятся возможности обслуживания пользователей. К сожалению, по-прежнему компьютеризация в публичных библиотеках зачастую начинается с покупки компьютеров, а не с постановки задач информатизации.

Здесь хотелось бы назвать одну проблему, которую можно было бы обозначить как стратегический выбор между “библиотекой - информационным центром” и “информационной библиотекой”. Первая возникает при частичной компьютеризации (одного зала, одного подразделения, одного вида обслуживания/деятельности и т.п.). В российских условиях, из-за ограниченности финансовых средств, это наиболее распространенный случай. Между тем, целью компьютеризации должна быть информатизация всех библиотечных процессов, включая обслуживание пользователей. Только в этом случае возникнет “информационная библиотека”.

Создать такую библиотеку позволяет системный, или комплексный подход, при котором компьютеризацией охватывают все основные библиотечные, библиографические и информационные процессы, в том числе процессы обслуживания пользователей: запись читателей, книговыдачу, напоминание о задолженности, бронирование и т.д. Но, главное, комплексный подход позволяет избежать удвоения ручного труда, которое неизбежно возникает, если компьютеризировать отдельные библиотечные процессы не увязывая их в единое целое. Комплексный подход отличает “информатизацию” от “автоматизации” как создания отдельных автоматизированных рабочих мест, не увязанных в единую систему.

Создание сети помогает избежать дублирования библиотечных процессов, выполняемых библиотекарями. Пользователю она помогает, среди прочего, получать наиболее полную информацию о ресурсах библиотеки. Сеть также многократно увеличивает возможности использования ресурсов Интернет после подключения библиотеки к глобальной сети. С точки зрения комплексности подхода к компьютеризации библиотечно-библиографических процессов стоит выбирать программный продукт для внедрения в библиотеке. К сожалению, библиотеки не всегда вольны в выборе АИБС. Отечественные библиотечные программы все еще, в основном, ориентированы исключительно на создание электронного каталога.

Но самые большие сложности, с нашей точки зрения, существуют у нас с использованием опыта, накопленного публичными библиотеками в области компьютеризации. Этот опыт почти не обобщается. Во всяком случае, “большие” методические центры не считают это своей задачей. Возможно потому, что обобщение опыта компьютеризации требует технических знаний, которых у библиотекарей нет. Однако в области стратегии информатизации как части управления библиотекой разработка методических рекомендаций была бы вполне возможна. Мониторинг компьютеризации и информатизации также по силам библиотекарям, равно как и проведение семинаров и конференции по обобщению опыта. Однако всего этого сегодня ничтожно мало. В результате, едва ли не все библиотеки, вступающие в эпоху компьютеризации, “изобретают свой собственный велосипед”.

Подключение к сети Интернети использование ресурсов глобальной сети также должно сразу быть заложено в программу информатизации, неважно на каком этапе библиотеке удастся эту идею реализовать.

Психологическая готовность библиотекарей работать в автоматизированном режиме (сегодня, кажется, в библиотечном сообществе почти не осталось тех, кто не хотел бы работать на компьютере) должна быть помножена на готовность технологическую. Однако не стоит обучать основам компьютерной грамотности до того, как в библиотеке реально появятся компьютеры. Во-первых, знания, не подкрепленные практикой, быстро утрачиваются. Во-вторых, степень владения компьютером диктуется местом, который библиотекарь займет в пространстве АИБС.

Важную роль в компьютеризированной библиотеке играет создание возможно более комфортных условий труда и отдыха. Нормативную базу для этого мы находим в документе, утвержденном Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 14.07.96 №14. Он называется “Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации труда. Санитарные правила и нормы. САНПИН 2.2.2.542-96”. В этом документе содержатся требования к ВДТ и ПЭВМ, к помещениям для их эксплуатации, микроклимату, шуму и вибрации, освещению рабочих мест, организации режима труда и отдыха, организации медицинского обслуживания пользователей ВДТ и ПЭВМ. К сожалению, эти требования довольно трудно соблюсти в сегодняшних библиотечных помещениях.

Однако есть раздел, применение которого могло бы существенно улучшить условия труда библиотекарей. Это “Раздел 9.Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ”. В пункте 9.1.4. говорится: “Для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, учителей общеобразовательных школ устанавливается длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики и вычислительной техники не более 4 часов в день”. Пункт 9.1.15. гласит: “Для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах (аудиториях) с ВДТ и ПЭВМ, продолжительность работы не должна превышать 6 часов в день”.

Основываясь на этих положениях, мы могли бы - совместными усилиями - добиться существенного сокращения рабочего дня в компьютеризированных библиотеках. Наша библиотека уже сейчас пытается использовать этот документ для подсчета рабочей нагрузки сотрудников и обоснования численности штата. Мы пытаемся заложить эти положения в коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом и тем самым их узаконить.

5. Одновременно с внедрением средств компьютеризации начинается создание и накопление информационных ресурсов (электронный каталог, в том числе ретроконверсионный, базы данных, Интернет-сайты и т.п.). Создаваемые ресурсы предоставляются в пользование читателям, становятся основой для внедрения и развития электронных информационных услуг. 2/3 услуг, предоставляемых сегодня нашей библиотекой, это электронные услуги.

К числу принципов, которых следует придерживаться на втором этапе информатизации, можно отнести:

  • создание, накопление и предоставление в пользование информационных ресурсов
  • внедрение и развитие информационных услуг
  • освоение и использование ресурсов единого информационного пространства
  • информатизация всех направление деятельности библиотеки
  • формирование информационного сознания у библиотекарей.

Если на первом этапе техническими средствами обеспечивается выход в

Интернет, то на втором в качестве основной задача выдвигается освоение ресурсов глобальных сети и их включение в обслуживание пользователей.

В комплексно компьютеризированной (информационной) библиотеке компьютер становится орудием труда всех без исключения сотрудников. Развивается система ИНТРАНЕТ. Формируется новый взгляд на содержание библиотечной деятельности. Растет желание все полнее использовать новые информационные технологии. Создается и поддерживается библиотечный сайт в Интернет. В качестве примера приведу проект создания виртуального музея истории библиотек, отражение культурных проектов на сайте нашей Библиотеки.

6. Публичные библиотеки в нашей стране уже накопили достаточный опыт информатизации. Однако этот опыт - результат разрозненных усилий отдельных библиотек или региональных библиотечных сообществ. На государственном уровне политики информатизации публичных (муниципальных) библиотек не существует, равно как и целевых программ, финансируемых из федерального бюджета.

Секция публичных библиотек РБА могла бы внести свой вклад в формирование такой политики. Вот как видятся мне задачи секции в области информатизации публичных библиотек России:

  • мониторинг состояния информатизации публичных (муниципальных) библиотек
  • обобщение и пропаганда опыта информатизации
  • разработка профессионального модельного стандарта и руководства по информатизации публичных (муниципальных) библиотек
  • выдвижение требования разработки государственной федеральной программы информатизации публичных (муниципальных) библиотек России.

Для решения вышеперечисленных задач необходимо объединить усилия с краевыми и областными универсальными научными/публичными библиотекам, которые, как правило, координируют программы модернизации (компьютеризации, информатизации) библиотек в регионах. Постоянный комитет (ПК) секции публичных библиотек мог бы обсудить возможность такого сотрудничества с ПК секции краевых и областных универсальных научных/публичных библиотек. Совместно с этими библиотеками мог бы вестись и мониторинг состояния информатизации публичных библиотек на основе подготовленной секцией анкеты. Непосредственной целью совместной работы могло бы стать проведение научно-практической конференции на тему: “Состояние и перспективы информатизации публичных (муниципальных) библиотек”, возможно, в рамках одной из будущих ежегодных конференций РБА.

Модельный стандарт и руководство по информатизациимогли бы быть разработаны одним из федеральных методических центров (или в инициативном порядке рабочей группой энтузиастов информатизации) и доведен до утверждения РБА при поддержке секции по библиотечной политике и законодательству.

Тем самым мы, библиотекари публичных библиотек России, в меру наших сил и возможностей, могли бы приближать то время, когда наши публичные библиотеки в целом начали бы играть действительно заметную роль в информационном обслуживания населения нашей страны.

Тема информатизации актуальна для большинства публичных библиотек России. Мы предлагаем на страницах Бюллетеня поговорить об этом. Ждем от вас информацию о ваших успехах и проблемах. Давайте вместе решать их!