Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2006 2004 2003 2002 2001

Номера

14. Секция публичных библиотек

Публичная библиотека. Профессиональный библиотечный журнал.

Пилотный выпуск, Осень, 2001

Публичная библиотека сегодня. С заботой о читателе...

Очевидно, что при всей значимости крупнейших научных, национальных, универсальных библиотек, именно публичные библиотеки составляют основу библиотечного обслуживания в любой стране. В социальной инфраструктуре им отведена уникальная роль. С одной стороны - их существование является следствием нормальных демократических отношений в данном социуме, с другой стороны, их развитие - необходимый элемент, обязательное условие жизнедеятельности здорового общества. Для сегодняшней российской практики звучит удивительно, но среди всего многообразия сегментов культуры, именно публичные библиотеки часто становятся фокусом внимания крупнейших международных межправительственных организаций. В последние годы среди профессионалов библиотекарей хорошо известен "Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках". Примечательно, что впервые ЮНЕСКО одобрило Манифест в 1949 г., спустя три года после основания этой организации. Впервые в общественно-профессиональной практике стран с различным государственным и политическим устройством, культурно-историческими традициями был принят документ, фиксирующий общее представление о целях и идеологии развития публичной библиотеки.

Как показало дальнейшее развитие, данный документ фиксирует профессиональные представления специалистов о модели деятельности публичных библиотек сроком на 20-25 лет. Будучи утвержденным ЮНЕСКО, документ, конечно, выходит за профессиональные рамки, воспринимается как социальная декларация международного сообщества. Всего было принято три таких документа. Манифест 1949 г. под общим девизом "Публичная библиотека - живая сила всеобщего образования" был адресован прежде всего потребителям, раскрывал для них возможности, предоставляемые публичными библиотеками. Манифест 1972 г., утверждающий публичные библиотеки как "демократическое учреждение по вопросам образования, культуры и информации", был нацелен больше на библиотекарей, подчеркивал их ответственность перед обществом. Ныне действующий Манифест 1994 г. особо подчеркивает значение публичных библиотек как важнейшего института реализации прав граждан. Примечательна преамбула документа:

"Свобода, процветание и развитие общества и личности принадлежат к основным человеческим ценностям. Но обрести их можно лишь тогда, когда хорошо информированные граждане способны осуществлять свои демократические права и играть активную роль в обществе. Действенное участие в жизни общества и развитие демократии возможны только при условии удовлетворительного образования, равно как и свободного и неограниченного доступа к знаниям, идеям, культуре и информации.

Публичная библиотека, являясь для местных жителей окном в мир знаний, составляет одну из главнейших предпосылок непрерывного образования, самостоятельного принятия решений и культурного развития личности и социальных групп".

В начале 1990-х годов, когда в нашей профессиональной среде развернулся процесс переосмысления всего сущего, высказывались мнения об иманентной противоположности массовой и публичной библиотек. Я не разделяю такой точки зрения. Речь может идти об отличии содержания деятельности массовых библиотек недалекого прошлого и классической модели публичной библиотеки. Однако то, что даже в условиях предшествующей формации публичная библиотека являлась наиболее доступным, и наиболее демократическим учреждением (в отличие, скажем от СМИ распространяющих однородную информацию на массовую аудиторию) - для меня очевидно.

Несмотря на внешнюю привлекательность провозглашаемых политических лозунгов, развитие культуры пока еще не входит в число приоритетов государственной политики. На этом фоне объяснима значительная недооценка роли публичных библиотек вне библиотечной среды. Мало того, последние годы наблюдалось последовательное сокращение ответственности за развитие публичных библиотек различных властных структур, прежде всего федерального уровня.

Манифестом 1994 г. провозглашается противоположная тенденция - усиление внимания и одновременно повышение ответственности государства (прежде всего федерального или национального уровня, но также и субъектного) за развитие публичных библиотек. Данная тенденция объективно проявляет себя в библиотеках стран различных континентов.

Практически выпала из сферы нашего профессионального внимания и осталась незамеченной российскими практиками принятая недавно "Копенгагенская декларация о публичных библиотеках". 14-15 октября 1999 г. видные политические деятели и официальные лица из 31 страны Европы собрались для обсуждения решающей роли публичных библиотек в рамках формирующегося информационного общества. Участники встречи заслушали сообщения о значительном вкладе многих европейских публичных библиотек в общественное развитие и приняли документ, посвященный их роли в современных условиях, выделив при этом такие сферы их деятельности как:

- демократия и гражданство;- экономическое и социальное развитие;  - продолжающееся обучение; - культурное и языковое разнообразие.

В феврале этого года исполнилось 5 лет, как Россия присоединилась к Совету Европы - политической, консультативной организации, играющей значительную роль в организации не только политического, но и гуманитарного, культурного взаимодействия европейских стран. Страны, вошедшие в состав Совета Европы, несут определенные обязательства, важнейшие из них - в области прав человека. Идеология этой организации предполагает, что граждане, проживающие в странах с различным государственным устройством, историческими традициями, должны иметь равные возможности для удовлетворения основных человеческих прав, многие из которых лежат в сфере культуры и информации.

Именно поэтому для нас принципиально важны те акты, которые разрабатываются в рамках Совета Европы и имеют значение для публичных библиотек.

Одним из основных документов, определяющих деятельность Совета Европы, является Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята в 1950 г., последние изменения внесены в 1998 г.). В соответствии с Федеральным законом России "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод" указанный документ ратифицирован и обязателен для исполнения.

В соответствии со ст. 10 Конвенции "каждый человек имеет право на свободу выражения. Это право основывается на свободе собственного мнения и возможности получать информацию и идеи без вмешательства властей и независимо от границ". Важнейшим социальным институтом, обеспечивающим реализацию данных прав, являются библиотеки, роль которых в современном мире была отмечена в специальной резолюции Совета Европы. "Библиотеки необходимо рассматривать в качестве моста между традиционными и новыми медиа, и в силу этого именно публичные библиотеки, объединенные в сети, должны способствовать полному демократическому доступу к знаниям и культуре". Возрастающая роль библиотек обеспечивается законом, поэтому проблемы законодательства находятся в ряду приоритетов Совета Европы. Большое значение имели рекомендации по "Реформе библиотечного законодательства в Центральной Европе", принятые в 1995 г. Принципиально значимы для публичных библиотек "Руководящие принципы библиотечного законодательства и библиотечной политики в Европе", принятые Советом Европы в 2000 г.

Таким образом, в последние годы у нас появились все основания для развития библиотек на основе сочетания международного опыта и национальных традиций. Среди них - гуманитарные начала в библиотечной работе, активная просветительская позиция. Их сочетание с современными технологиями, с процессами компьютеризации и информатизации не всегда происходит органично.

В.Р. Фирсов
Доктор педагогических наук
Председатель Секции по библиотечной политике
и законодательству Российской библиотечной ассоциации
Член Постоянного Комитета по Публичным библиотекам ИФЛА