Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Номера

11 10, 09 08, 07 06 05, 04 03 02 01

.

Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт: научно-практический журнал по проблемам библиотечного фондоведения

Электронный журнал-препринт, № 5, декабрь, 2003

Публичные библиотеки региона и роль Модельного стандарта в развитии их деятельности: мнения специалистов

М. Н. Короткевич (Ивановская ОНБ)



В соответствии с планом основных профессиональных мероприятий библиотек РФ на 2003 год 11-13 ноября в Иванове прошел региональный обучающий семинар "Руководство ИФЛА и Юнеско по развитию службы публичных библиотек и Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки: организация внедрения". В семинаре приняли участие представители публичных библиотек из шести регионов: Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Московской и Ярославской областей - 85 специалистов областных и муниципальных библиотек. Первый день работы семинара был посвящен вопросам нормативного обеспечения деятельности библиотек на правовом и общественно-профессиональном уровне. С докладами выступили: заместитель начальника отдела библиотек МК РФ, канд. пед. наук Манилова Т.Л., заместитель Генерального директора Российской национальной библиотеки, Член Постоянного комитета по публичным библиотекам ИФЛА, Председатель Постоянного Комитета по библиотечной политике и законодательству РБА, д-р пед. наук Фирсов В.Р. и заведующая отделом развития РНБ, член Постоянного комитета секции публичных библиотек РБА, руководитель рабочей группы по разработке "Модельного стандарта..." Куликова Л.В. В этот же день прошла презентация нового документа "Манифест Российской библиотечной ассоциации о публичной библиотеке".
12 ноября - выездной день семинара. Его участники знакомились с деятельностью муниципальных библиотек Ивановской области: публичной библиотеки Родниковского района и центральной библиотеки г. Кинешмы. Встречали гостей и выступали на семинаре не только директора соответствующих ЦБС, но и заместители глав администрации и заведующие отделами культуры Кинешмы и Родниковского района. Особый интерес вызвали сообщения заместителя главы администрации Родниковского района Рыбиной В.А. о новой модели взаимодействия муниципальной власти и публичной библиотеки, а также заведующей отделом культуры г.Кинешмы Клюхиной И.Ю. на тему "Муниципальная библиотека как необходимый ресурс местного самоуправления".
Круглый стол "Моделирование как один из путей совершенствования библиотечного обслуживания" завершил 13 ноября работу семинара. Представители регионов делились с коллегами опытом использования "Модельного стандарта" в деятельности своих библиотек, все вместе размышляли о путях развития публичных библиотек и роли нормативных рекомендательных документов в организации их жизнедеятельности. Все выступающие подтвердили значимость для библиотек обсуждаемых документов. Участники круглого стола одобрили опыт Костромской области по разработке регионального "Модельного стандарта публичных библиотек" на основе положений документа, утвержденного РБА. Все согласились с тем, что методическим службам областных библиотек необходимо организовать углубленное изучение "Модельного стандарта" и других новых профессиональных документов библиотечными работниками - от руководителя областной библиотеки до сельского библиотекаря - и провести аналитическое изучение соответствия каждой библиотеки нормативам стандарта с обязательным доведением результатов анализа до властных структур всех уровней. Эта работа должна послужить отправной точкой внедрения стандарта в библиотеках. Вместе с тем, отмечалось, что "Модельный стандарт" - "не догма, а руководство к действию".
Библиотечная встреча на Ивановской земле стала не только учебным мероприятием, но и возможностью установления новых профессиональных контактов, так необходимых в развитии инновационных процессов в библиотеках всех уровней.

Комплектование библиотек области сегодня

А. А. Гурина (ЛенОУНБ)



Социально-экономические проблемы региона существенно влияют на состояние и развитие библиотек.
Мы знаем, что библиотеки области сегодня - это обедненные, обветшалые книжные фонды, отсутствие новых книг и периодики, наличие зачастую только одной областной и районной газеты. Количество книг по сравнению с 1993 годом, (когда деньги на комплектование выделялись регулярно) сократились на 364 тыс. Кроме того большая часть книжного фонда сельских библиотек, составляющего около 3 млн. 150 тыс. экз. устарела морально и обветшала, особенно книги для школьников и младшего школьного возраста. По сути дела сегодня это фонды другой страны с другим политическим устройством, поэтому они не могут выполнять задач, связанных с воспитанием и образованием общества.
Библиотека сегодня не в состоянии обеспечить запросы школ по учебным программам (программы изменились, а фонды не обновились). Не комплектуются даже центральные библиотеки, поэтому сельский читатель не может воспользоваться единым фондом ЦБС. Если ранее ежегодно выдавалось из этого фонда на село более 8 тыс. книг, то сегодня она не достигает 500 экз. И такая ситуация по области в 70% ЦБС. Ежегодные нормативы формирования фонда - 10 % новых поступлений, до 8 % выбытия и 2 % обновления, не выдерживаются ни в одной библиотеке уже на протяжении 10 лет. За этот период поступления новых книг сократилось в 4 раза, а количество выбываемой литературы превысило поступление почти в 2 раза.
Периодика не может служить дополнением к фонду, так как она практически отсутствует. Как правило, сельская библиотека , за исключением очень не многих районов, выписывает одну областную газету и одну местную газету. Сельский житель не имеет возможности познакомиться с официальными документами. Есть случаи, когда сельские жители, остро нуждаясь в информации, в свежих новостях скидываются и выписывают на свои пенсии газеты для своих библиотек.
Пытаясь улучшить сложившуюся ситуацию, библиотекари работают по привлечению средств от населения, проводят акции "Книга в подарок библиотеке", собирают пожертвования на приобретение книг, во многих библиотеках "счет-копилка" для сбора средств от населения на книги и периодику, из личных библиотек книги для общественного пользования. В 2000 г. прошла областная акция "Книга селу" по инициативе Д. С. Лихачева и Д. А. Гранина. В область было направлено свыше 50 тыс. книг, но они не решили проблемы, т.к. были представлены книги старых лет издания.
Сельские библиотеки вводят платные услуги для населения. На эти деньги приобретаются не только книги повышенного спроса, но и канцтовары и хозтовары. Отсутствие новых поступлений, невозможность получить книгу по МБА из крупных библиотек области и страны, лишают сельского жителя возможности приобщения к знаниям, общественной и культурной жизни страны и сказывается на уровне подготовки и развития молодежи, нынешних школьников и дошкольников.
Столь печальная картина сложилась к моменту проведения "Форума сельских библиотек Ленинградской области", который прошел в апреле 2002 г.
Надо сказать, что в настоящее время картина комплектования сельских библиотек стала серьезно меняться. Уже во втором полугодии 2002 г., когда область отмечала свое 75-летие, Правительство Ленинградской области смогло выделить централизовано на село 1,5 млн. рублей, а в 2003 г. - 1 млн. рублей. На сегодняшний момент деньги успешно реализованы через различные фирмы и издательства. Фирм, через которые сегодня можно приобрести литературу, бесчисленное количество. Проблема только в том, что их предложения совсем не отражают общей картины рынка новых поступлений.
Сегодня вызывает глубокое сожаление отсутствие системы сводного предварительного заказа, существовавшего до перестройки. В то время была система заказа, но не было даже не денег, а экземплярности. Существовали лимиты на количество заказанной литературы и не было такого широкого репертуара изданий. В настоящее время литературы издается очень много, но очень мало денег и почти полное отсутствие информации, которую приходится собирать по крупицам. Полностью утрачены функции деятельности коллектора, который не обеспечивает полноты комплектования и как показывает практика не очень этим обеспокоен - главное заработать деньги.
Библиотеки же страдают от отсутствия полноты систематического целенаправленного комплектования.
Если в последние время проблема сельских библиотек в области как-то решается, поскольку деньги выделяются правительством области, но только на село и централизовано. А вот центральные районные, городские и поселковые библиотеки находятся на содержании муниципальных бюджетов, где деньги на комплектование выделяются очень незначительные, а в ряде районов не выделяются совсем, из-за этого создалась очень серьезная проблема. Районные библиотеки получают купленные централизовано, с помощью областной библиотеки книги для села, ставят их на учет, обрабатывают и направляют в сельскую библиотеку. Сама же остается без книг. Получается плачевная картина в ЦБС есть книги, а в ЦРБ, городских и поселковых библиотеках нет.
Городской читатель области остался обделенным, что ведет к прямому нарушению российской конституции на равноправное получение информации.
Хочется надеяться, что вопрос этот будет решен с вступлением в силу новой трактовки Закона о самоуправлении.

"Дом Зощенко" в Сестрорецке

И. Глухова (ЦБ Курортного р-на С.-Петербурга)



Имя писателя Михаила Зощенко Центральная библиотека Курортного района носит с 1991 г. 1994-й год был объявлен ЮНЕСКО годом Зощенко. С этого времени в фойе библиотеки открыта музейная экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя. Материалы, представленные на ней, охватывают все периоды жизни и творчества Михаила Зощенко. Начало формирования выставки относится к декабрю 1991 г., когда общество охраны памятников передало библиотеке на бессрочное хранение фотографии и личные вещи писателя: костюм, туфли, предметы домашнего обихода…На Выставке можно увидеть фотографии Михаила Зощенко времен первой мировой войны, прижизненные издания книг писателя, журналы, которые находились на даче в Сестрорецке с пометками, сделанными рукой М. М. Зощенко.
В создании музейной экспозиции принимали участие и жители Сестрорецка. Редкие материалы - журналы 20-40-х гг. из личной библиотеки Михаила Зощенко - были представлены Ириной Яковлевной Лобановой. Бывший председатель Общества охраны памятников Михаил Иванович Васильев передал в дар библиотеки планы земельного участка и уже не существующей дачи писателя, копию его свидетельства о рождении.
Наиболее интересным экспонатом нашей музейной экспозиции является макет дачи Михаила Зощенко в Сестрорецке. К сожалению, сам дом не сохранился, и наша библиотека - это единственное место, где можно увидеть дом, в котором многие годы жил и работал писатель.
Регулярно в библиотеке проходят экскурсии по музейной экспозиции, посвященной жизни и творчеству писателя. На них приходят учащиеся средних школ города Сестрорецка, приезжают отдыхающие близлежащих санаториев, пансионатов и жители других районов города.
Центральная библиотека тесно сотрудничает с Музеем - квартирой Михаила Зощенко, что на канале Грибоедова. Благодаря регулярным контактам с музейными работниками у нас проходили интересные выставки экспонатов из фондов Музея, на которых были представлены личные вещи Михаила Зощенко, книги с автографами его друзей, прижизненные издания писателя, оформлен стенд, посвященный литературной группе "Серапионовы братья"
С 1994 г. библиотека проводит Зощенковские чтения, которые пользуются большой популярностью среди наших читателей и гостей. Сложились определенные традиции проведения чтений. В этот день у нас выступают лучшие исполнителе произведений Михаила Зощенко: Георгий Штиль, Николай Трофимов, Игорь Кашинцев, Герман Орлов, известные литературоведы, исследователи творчества М. Зощенко: Юрий Томашевский, Игорь Сухих, Владимир Акимов
Все выступления записываются на видеопленку, и в Библиотеке собралась интересная коллекция видеофильмов.
Долгие годы имя замечательного писателя Михаила Зощенко было под запретом. История, как всегда, справедливо все расставляет по своим местам. Его по-прежнему любят, его читают и переводят на десятки иностранных языков. После долгого периода забвения произведения М.Зощенко вновь появились в библиотеках, на прилавках магазинов и, что особенно важно, в программе средних и высших школ.
В нашей библиотеке можно найти много интересных книг, которые посвящены творчеству Михаила Зощенко, а также различные издания его произведений не только на русском, но и на иностранных языках. Эти книги пользуются большой популярностью у читателей, привлекают внимание экскурсантов выставки..
Сейчас уже можно сказать, что в сознании наших читателей имя Михаила Зощенко тесно связано не только с Сестрорецком, но и с библиотекой, которую жители города ласково называют "Домом Зощенко" и доказательство этому памятник писателю, который установлен в 2003 г. недалеко от библиотеки, носящей его имя..

Когда писал бы оды
Режиму по-советски
И пил бы только воды
В курортном Сестрорецке,
Ему бы жить за девяносто.
Но посвятив себя сатире,
С которой жить совсем не просто,
Не прожил он и шестьдесят четыре.
Оставив на книжных полках
Заветы, как жить человеку:
Кому мельтешить без толка,
Кому соответствовать веку

(Посвящение Михаилу Зощенко жителя Сестрорецка Николая Федоровича Боровикова)
К 110-летию со дня рождения Михаила Зощенко наша библиотека планирует издать библиографический указатель, посвященный жизни и творчеству писателя. Это будет прекрасное пособие для тех, кто изучает творчество Михаила Зощенко и кто хочет больше узнать о нем.

Окраина - мой милый уголок

Е. А. Молоткова (Библиотека № 12 ЦБС Фрунзенского р-на С.-Петербурга)



Библиотека № 12 - самая молодая в системе. Она открылась для читателей в декабре 1999 г. Необходимость создания здесь краеведческого центра была вызвана увеличением числа читательских запросов, связанных с краеведением, расширением их тематики.
Девизом нашей краеведческой деятельности стали слова Дмитрия Сергеевича Лихачева о том, что любовь к родине "начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе". Как история Отечества для каждого человека начинается с истории его малой родины, так и для петербуржца история его города не полна без истории района, где он живет. Поэтому большое внимание в своей работе мы уделяем изучению истории Фрунзенского района.
Фрунзенский - один из крупнейших районов города. Для простого горожанина он ассоциируется, прежде всего со спальным массивом Купчино. Но территория, на которой сейчас живет и развивается район, имеет свою богатую историю. Еще в XV в. эти земли принадлежали Новгороду. В XVII в. новгородская территория была захвачена шведами, и заселена финнами-переселенцами. Здесь находились деревни Антололла, Куарклассия, Сутима. В ходе Северной войны земли были возвращены Петром I России, а возникшие на месте старых шведских поселений деревни Купсино и Волково переданы Александро-Невскому монастырю.
Купчино - одно из старейших городских названий. По архивным данным, в 1676 г. это селение уже было отмечено на картах. В 1714 г. оно было подарено сыну Петра I - Алексею. Позднее вновь отошло к монастырским владениям. До середины XX в. здесь была сельская местность, а в 70-е гг. именно с Купчина началось индустриальное строительство жилья в городе.
Как сейчас окраиной является Купчино, так в XVIII - середине XX в. городской окраиной являлся район Лиговского проспекта и Волкова кладбища - старейшая часть Фрунзенского района. Именно в этой части города находились два учреждения, известные когда-то всему Петербургу и связанные с традициями милосердия и благотворительности - Николаевский Дом призрения престарелых и увечных граждан на Расстанной улице; Лиговский Народный дом графини Паниной. И конечно нельзя забыть о "Литераторских мостках" - пантеоне великих людей России.
За три года работы в библиотеке собрано большое количество материалов о нашем районе. В целях пополнения фонда ведется исследовательская работа в библиотеках и архивах города. В настоящее время краеведческий фонд Библиотеки № 12 включает в себя, кроме книг, тематические папки, видеоматериалы. К услугам читателей уникальная картотека "Фрунзенский район", в которой отражаются материалы, посвященные району, вне зависимости от года издания и места их хранения.
Начать изучение истории района мы решили с улицы, на которой находится наша библиотека. Результатом работы стал стенд "На улице Расстанной", встречающий читателей при входе в библиотеку. Из информации, представленной на стенде, можно узнать об истории отдельных зданий, о современной жизни улицы. А также можно почитать стихи, улице посвященные. Материалы стенда периодически обновляются.
В массовой краеведческой работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы. В читальном зале постоянно организуются выставки по темам: "Дом на Расстанной", "Район в годы войны", "Хранители веры" (храмы района).
Для ребят старшего возраста и взрослых работает лекторий "Район, в котором я живу". Его программа включает пять лекций: "В Московско-Ямской слободе", "В деревнях Купсино и Волково", "Хранители памяти", "В те суровые годы", "Район сегодня". Завершается программа лектория игрой-викториной, закрепляющей полученные знания. Ведется работа по адаптации данной программы лектория для детей младшего школьного возраста.
Библиотека постоянно находится в поиске новых форм работы с краеведческими материалами. Так нами была разработана такая форма, как беседа-экскурсия "По улице Расстанной". Такие экскурсии мы проводим для детей и для взрослых. Они пользуются большим успехом, особенно у школьников. В планах - сделать видеоверсию этой экскурсии.
Привлечение к краеведческой деятельности подрастающего поколения - одна из важнейших задач, стоящая перед нами. Именно в школьные годы происходит формирование жизненных принципов, интеллектуальных интересов. Чтобы любовь к родному дому, к своему городу, стране были одним из ориентиров в жизни человека - могут помочь не только семья, но и библиотека, как учреждение, обладающее огромным информационным и воспитательным потенциалом.
Мы стараемся привлекать ребят к нашей работе. Они помогают в оформлении папок, организации выставок, сборе информации. Один из возможных путей превращения краеведения в живое интересное для детей занятие - это использование тех форм работы, которые позволяли бы ребенку проявить себя. Одной из таких форм является клубная работа. И поэтому в нашей библиотеке ведется работа по созданию клуба юных краеведов.
В Библиотеке также ведется и индивидуальная краеведческая работа - выполнение справок, подбор литературы, помощь в подготовке мероприятий о Фрунзенском районе сотрудникам различных культурных и образовательных учреждений города.
Результатом библиографической деятельности библиотеки стал дайджест "Фрунзенский район в свете городской прессы", выпускаемый ежеквартально. Подготовка и выпуск дайджеста осуществляется совместно с Центральной библиотекой. Уже выпущено 11 номеров. В дайджест включаются материалы из городских и районных газет, освещающие современную жизнь района. Один из экземпляров получает Территориальное управление Фрунзенского района.
Другой вид библиографической продукции, подготавливаемый нашей библиотекой, - библиографические списки, как рекомендательные, так и выполняемые по заказу отдельных пользователей.
О том, что наша работа востребована, говорит тот факт, что к нам приезжают учащиеся не только из отдаленных уголков Купчина, но и из других районов города.
В краеведческой деятельности очень важно не останавливаться на достигнутом, быть всегда в поиске новых сведений, тем, форм работы. Мы увлечены поиском новаций. Но воплощению многих начинаний мешает отсутствие достаточных финансовых средств. Поэтому одним из шагов реализации нашей краеведческой работы стало привлечение к ней внимания муниципального совета, на территории которого находится библиотека. Была разработана программа совместной деятельности "Город для всех", большое место в которой уделяется совместной работе органов муниципальной власти и библиотеки, а именно:
- оказание помощи органам местной власти в решении проблем информирования населения,
- издание совместной информационной продукции,
- организация и проведение совместных краеведческих мероприятий.
Такая совместная деятельность будет способствовать формированию уникального имиджа библиотеки, повышению ее роли в социально-культурной жизни округа и решению проблем Муниципальным Советом.
Мы стремимся совершенствовать свою работу, стараемся привлекать как можно больше жителей к познанию истории своего родного уголка - Купчина. Если подвести итог, то можно сказать, что краеведческая работа библиотеки востребована и многое было сделано для этого ее сотрудниками, а еще больше сделать предстоит.

Проблемы библиотечного обслуживания инвалидов по зрению

Т. Н. Серова (СПбГБС)



По данным Всемирной организации здравоохранения, число слепых людей на планете достигло 40 млн. человек и почти 20 млн. людей страдают тяжелыми формами нарушения зрения. Ежегодно число инвалидов по зрению увеличивается на 1 млн. человек. По статистическим данным Всероссийского общества слепых за 2002 г. количество незрячих в Российской Федерации составило 275 тыс. человек.
В настоящее время в нашей стране создается единая государственная система реабилитации инвалидов - медицинская, социальная и профессиональная. Разрабатываются основные направления государственной политики по отношению к инвалидам и основы законодательства об их защищённости. Активизируется деятельность обществ инвалидов, организаций инвалидов войны и труда. В оказании помощи инвалидам и престарелым участвуют добровольцы, различные организации, в которых все явственнее сказывается ориентация религиозно-нравственного направления.
В этом ряду, при всей сложности решения задач по социальной защите инвалидов, приобщение к книге, к библиотеке является непременным условием полноценной социальной реабилитации инвалидов. Физические дефекты и недуги закрывают многие пути приобретения знаний, источники информации. Так вот, как раз задача специальных библиотек и состоит в том, чтобы разрушить эти барьеры, сделать информацию наиболее доступной и полноценной для различных групп инвалидов.
Эта основная для нас задача понятна читателям и поддерживается ими: "Присылаемые Вашей библиотекой книги - это окно в мир, оказавшийся закрытым для меня. Очень прошу продолжать привозить мне книги, ведь чтение для меня - не только процесс познания, но и источник радости и удовольствия" (из письма читателя нашей Библиотеки).
Все ли инвалиды нуждаются в специальном библиотечном обслуживании? Совершенно очевидно, что любая форма инвалидности так или иначе сужает возможности пользования библиотекой, но степень такого ограничения бывает различной. Среди лиц с физическими или умственными недостатками в специализированном обслуживании нуждаются в первую очередь те читатели, которые не могут пользоваться обычными книгами (это слепые и слабовидящие).
Под "библиотечным обслуживанием инвалидов" понимается деятельность системы библиотек, направленная на полное удовлетворение различных потребностей аномальных детей и инвалидов-взрослых в книгах и различных иных источниках информации. Такая трактовка понятия "библиотечное обслуживание" несколько отличается от нормативной, но отвечает сложившемуся словоупотреблению.
В нашей стране первые сведения о библиотеках, обслуживающих отдельные категории инвалидов, встречаются в публикациях конца XIX - начала XX в. Именно тогда прогрессивно настроенные врачи, педагоги, общественные деятели стали вести борьбу за оздоровление условий труда и быта, за создание эффективной системы общественной помощи инвалидам. Увеличивается число учебных заведений для аномальных детей, создаются приюты и т.п. В отчетах некоторых училищ для аномальных детей приводятся данные о количественном росте ученических библиотек, об использовании книжного фонда, выдаче книг, запросах детей, их интересах. Значительный вклад в изучение вопросов, связанных с библиотечным обслуживанием аномальных читателей внесли русские дефектологи (А.И. Скребицкий, А.А. Адлер).
В советский период первые попытки обобщить практику работы библиотек для инвалидов, показать ее специфику, наметить перспективы относятся к концу 30-х годов. В послевоенные годы на страницах журнала "Библиотекарь" анализируется опыт работы библиотек в госпиталях, обслуживающих инвалидов Великой Отечественной войны книгами, поднимаются вопросы организации сети библиотек для слепых, работы отделов брайлевской литературы в областных библиотеках. Обращается внимание на такие специфические вопросы, как каталогизация литературы для слепых, обслуживание незрячих по заочному абонементу; школьная библиотека для слепых рассматривается как центр всей работы по внеклассному чтению.
Однако, вплоть до середины 50-х гг., попытки разработать специфические формы и методы обслуживания незрячих читателей делались только в некоторых библиотеках. Более активно проблемы библиотечного обслуживания инвалидов стали разрабатываться после создания разветвленной сети государственных специальных библиотек для слепых и передаче приклубных библиотек Всероссийского Общества Слепых под юрисдикцию государства. В частности, наша библиотека получила статус государственной 16 апреля 1956 г.
Именно в это время создаются нормативные и инструктивно-методические материалы, отражающие специфику библиотечного обслуживания слепых. С 1963 г. Российская центральная библиотека для слепых начинает регулярно издавать сборники, материалы которых заметно стимулировали обмен практическим опытом.
Научно-исследовательская работа библиотек для слепых с начала 70-х гг. ведется по четко определенным направлениям: руководство чтением в библиотеках для слепых; доведение книги до каждого члена ВОС; рациональное формирование и эффективное использование книжных фондов; организация труда в библиотеках для слепых; библиотеки для слепых как центр библиотечно-библиографического обслуживания специалистов в области тифлологии; библиотека для слепых как фактор компенсации слепоты.
В процессе изучения этих проблем проводились социологические исследования интересов и запросов незрячих читателей, определялись наиболее эффективные методы привлечения незрячих к чтению, изучался состав и использование фондов плоскопечатной, брайлевской и "говорящей" литературы (последняя появилась на катушках в конце 50-х гг.), степень соответствия книжных фондов запросам и интересам читателей.
Большое внимание уделялось вопросам компенсации слепоты: производились экспериментальные записи литературы по изобразительному искусству, разрабатывалась методика издания "говорящих" книг и их использования, создавались новые конструкции специального оборудования библиотек для слепых. Одним из важнейших направлений научной деятельности стала разработка тифлобиблиографии. Были определены принципы организации фонда и справочного аппарата по тифлологии. Составлен пятитомный библиографический указатель "Незрячие деятели науки и культуры".
В 80-е годы значительно расширилась издательская деятельность специальных библиотек, прежде всего - РЦБС, которая до известной степени дополняла репертуар издательств литературы специальных форматов, имеется ввиду - "говорящая" литература и брайлевская (выполненная рельефно-точечным шрифтом). Наша библиотека смогла создать издательский отдел и студию звукозаписи ценой неимоверных усилий лишь в 1995 . Ежегодно удавалось издать до 50 наименований "говорящей", брайлевской и крупнопечатной литературы.
Здесь необходимо остановиться на одной из самых сложных проблем библиотечного обслуживания незрячих - на рациональном формировании и эффективном использовании книжных фондов, включающих рельефно-точечные, плоскопечатные, озвученные (пленки, кассеты, СD-RОМ), рельефно-графические пособия. В настоящий момент издание литературы специальных форматов, едва достигает 1% от общего объема издаваемой литературы, тогда как в скандинавских странах он достигает 5%, в такой развитой стране, как США - 3,5%.
Совершенно очевидно, что выдвигаемый сегодня тезис о принципах равного доступа к информации для людей с ограниченными возможностями здесь вступает в явное противоречие с реальностью. С одной стороны, создание в XIX в. письменности для слепых позволило незрячим обрести грамотность и получить доступ к знаниям; с другой, наш чрезвычайно малый объем литературы в настоящее время является тем препятствием к получению полноценной информации, которое слепые не в состоянии преодолеть.
И только с развитием компьютерных технологий незрячие люди получают доступ к информации в электронном виде, которая, конечно, не является всеобъемлющей, но значительно расширяет возможности инвалидов; развитие компьютерной тифлотехники ломает стереотипы библиотечного обслуживания незрячих. Специальные библиотеки для слепых видят свою задачу в организации компьютерных информационных центров для слепых, где читатели могут иметь и свою электронную почту, и выход в Internet; получать такие виды услуг, как сканирование научных статей и распечатка их по Брайлю; поиск всевозможной информации с последующим выводом на брайлевский принтер или звуковое ее воспроизведение при помощи, так называемой, "читающей машины".
Есть такой информационный центр и в нашей библиотеке. Ежегодно услугами центра пользуется свыше 120 незрячих пользователей; если учесть, что в их распоряжении 3 компьютера с брайлевскими дисплеями, то становится очевидно, что это довольно мало - читатели посещают центр по предварительной записи и вынуждены соблюдать очередность. Конечно, было бы идеально, чтобы каждый незрячий имел подобную технику дома, как это происходит в других европейских странах (не во всех), например, в Австрии, но сейчас это нереально, т.к. эта техника является очень дорогостоящей. Поэтому мы ставим перед собой задачу расширения нашего центра.
Любая библиотека выполняет определенные социальные функции, в специальной библиотеке эти функции сочетаются с реабилитационными задачами, обусловленными особенностями читательского контингента. Слово "реабилитация" происходит от позднелатинского rehabilitatio - возобновление пригодности, способности, восстановление.
К числу реабилитационных задач, выполняемых библиотеками, относятся:

  • определение круга потенциальных абонентов специальной библиотеки и их характерных особенностей как читателей;
  • организация библиотечного обслуживания аномальных читателей, доведение книги до каждого инвалида, лишенного возможности пользоваться обычными библиотеками или требующего особого подхода;
  • разработка специфических средств, форм и методов библиотечного обслуживания в соответствии с типом специальной библиотеки и категорией аномальных читателей; предоставление читателям тех же удобств и преимуществ библиотечного обслуживания, которыми пользуются остальные граждане;
  • компенсация дефекта с помощью книги и библиотеки, помощь читателям в элементарной реабилитации, в их трудовой и общественной деятельности, содействие их социальной интеграции.


Оптимальным результатом реабилитации является обретение инвалидом полноценного личностного места в жизни, социальная их интеграция; предоставление им равных со всеми политических и гражданских прав, расширение их общественных функций и связей.
Деятельность библиотек в сфере социальной интеграции инвалидов заключается, прежде всего, в следующем:

  • проведение обширной реабилитационной . работы, направленной на формирование нравственной, правовой, эстетической, экологической культуры личности, культуры чтения;
  • оперативное предоставление аномальным читателям широкой общественно значимой информации, первоочередное обеспечение их книгами различных форматов;
  • всемерное содействие получению образования и трудовых навыков;
  • обслуживание на приоритетной основе запросов студентов и специалистов;
  • организация общения инвалидов с деятелями культуры и науки, с представителями общественности и делового мира, которые могут оказать им реальную помощь;
  • установление тесной связи с обществами слепых и другими организациями, ведущими работу по социальной реабилитации и интеграции инвалидов;
  • использование при обслуживании инвалидов современных технических средств, компенсирующих дефекты и расширяющих возможности приобщения к культурной и общественной жизни.


Книга необходима слепому даже более, чем зрячему. С помощью книг у незрячих формируются правильные представления об окружающей их действительности. Книги открывают слепому область чувств и явлений, связанных со зрительным восприятием мира. В результате повышается роль книги как средства познания, инструмента общения между людьми.
Особое значение приобретает для незрячего человека чтение как источник эстетических наслаждений. Некоторые виды искусства или совсем недоступны слепому или доступны только частично. Живопись, например, может быть воспринята слепым человеком лишь по описаниям зрячих; скульптура доступна слепому лишь в том случае, если он может дотронуться до нее руками; знакомство с театром и кино неизбежно остается односторонним. Книга же сохраняет полностью все богатство мыслей, образов, картин и наряду с музыкой воспринимается незрячим человеком почти с той же полнотой, с какой она воспринималась до потери зрения.
На организацию библиотечного обслуживания лиц с физическими недостатками неизбежно откладывают отпечаток демографические особенности. Необходимо учитывать сравнительно небольшую плотность этого населения, его ограниченную мобильность, концентрацию инвалидов в местах проживания и работы. Так при определении форм и методов доведения книг до слепых читателей следует принимать во внимание особенности расселения слепых в данном регионе, а также изменения в расселении слепых, наступающие вследствие организации новых предприятий, строительства общежитий и интернатов, открытия домов инвалидов и т. п.
В целях создания наибольших удобств для слепых, работающих на УПП (учебно-производственных предприятиях) и в мастерских обществ слепых, там же, где расположены производственные корпуса, были построены многоквартирные дома для слепых, размещены клубы, медпункты, столовые. Таким образом были созданы производственно-бытовые комплексы, что обеспечило благоприятные возможности для обслуживания незрячих книгой. На всех УПП Санкт-Петербурга и Ленинградской области находятся филиалы нашей библиотеки, которые обслуживают примерно одну треть всех читателей, пользующихся СПбГБС. Всего наша библиотека обслуживает свыше 11000 читателей в год.
УПП, концентрирующие значительную часть работающих незрячих, являются основой для создания сети филиалов и библиотечных пунктов, организации кружков "громкого" чтения, проведения массовых мероприятий. Но в условиях такого мегаполиса, каким является Санкт-Петербург, две трети незрячих выпадают из-под опеки УПП. ТПО ВОС (территориальные первичные организации Всероссийского Общества Слепых) частично берут на себя решение этих социальных проблем и библиотечного обслуживания. Но количество библиотечных пунктов выдачи год от года сокращается; происходит так называемое укрупнение ТПО и, как следствие, часть незрячих уже не может добраться до пункта выдачи ближайшего ТПО; наиболее активные из них становятся читателями надомного абонемента нашей библиотеки.
Именно в связи с создавшейся за последнее десятилетие ситуацией возникла необходимость в обслуживании незрячих читателей публичными и учебными библиотеками, но здесь возникает целая цепь проблем: наличие литературы специальных форматов, наличие специальных компьютерных тифлотехнических средств. Особенно это касается такой категории читателей, как работники интеллектуального труда и студенты. По данным 2002 г. в Санкт-Петербурге и Ленинградской области проживает 12725 незрячих, и все они нуждаются не только в социальной поддержке, но и в книге.
Необходимо создать такие условия, чтобы инвалид любой категории, в том числе и слепой, мог обратиться в любую библиотеку и его смогли бы там обслужить. К таким читателям надо проявить максимум внимания: предоставить им удобное место в читальном зале для занятий с чтецом, организовать индивидуальную информацию о новинках по специальности незрячего читателя, помочь ему записать необходимые материалы на магнитофон, заказать копии и т. д. Особенно в таких услугах нуждаются незрячие преподаватели и студенты, специалисты. Часть незрячих проживает в таких районах, населенных пунктах, где нет библиотеки для слепых, библиотек-филиалов и библиотечных пунктов выдачи. Естественно, что ответственность за их обслуживание должны взять на себя государственные библиотеки этих районов (речь идет о плоскопечатной литературе - брайлевские и "говорящие" книги слепые в этом случае получают из специальной библиотеки по надомному или заочному абонементу).
К сотрудникам библиотек, обслуживающих инвалидов, предъявляются особые требования. Ни штатное расписание, ни нормирование, приемлемое в обычных публичных библиотеках, здесь не подходят. "Громкие" чтения, запись книг на магнитофон и воспроизведение записей, составление каталогов, напечатанных рельефно-точечным шрифтом, переписка с читателями, упаковка и распаковка бандеролей с брайлевскими и озвученными книгами, обслуживание слепых на дому - все это требует дополнительных затрат, времени и сил. О трудности работы в библиотеке для слепых говорит и то, что здесь все время приходится встречаться с людьми, на которых слепота наложила тяжелый психологический отпечаток. Поэтому в типовых штатах специальных библиотек для слепых предусмотрены иные, чем в публичных библиотеках, нормативы: обслуживание 250 читателей в год на одного библиотекаря.
Довольно остро стоит вопрос о подготовке библиотекарей из числа незрячих. Здесь предстоит найти тщательно продуманное решение. И у нас (Воронежская библиотека для слепых), и за рубежом (Библиотека Новозеландского фонда для слепых) были случаи, когда штат библиотеки почти целиком состоял из инвалидов по зрению. Однако, тогда библиотеки ведут работу почти исключительно с изданиями для слепых, что неоправданно сужает их функции, поскольку задача в конечном счёте состоит в создании у незрячих представления обо всей книжной культуре. Значит, подобные предпочтения невольно приносят вред. В совместном письме Министерства культуры РФ и ЦП ВОС от 10 августа 1967 г. указывалось, что "прием на работу лиц, которые не могут выполнять всего комплекса библиотечной работы, отрицательно сказывается на качестве обслуживания книгой незрячих граждан". В письме предлагалось, чтобы в штате библиотеки для слепых было бы не более одного незрячего работника со специальным или гуманитарным образованием.
К этому выводу пришли и зарубежные библиотековеды. Так, Американская библиотечная ассоциация считает, что "библиотечная работа, за исключением наиболее необычных процедур, ограничена для слепых, поскольку работа большей частью касается печатных и других визуальных материалов".
Очевидно, к решению этого деликатного и больного для слепых вопроса следует подходить сугубо индивидуально, реально взвешивая как возможности библиотеки, так и профессиональные качества лица, претендующего на занятие той или иной библиотечной должности. Так, например, в нашей библиотеке работают трое незрячих: в информационно-библиографическом отделе и в компьютерном центре для незрячих.
Библиотеками для слепых пользуются в основном люди, имеющие тяжелые расстройства зрения. У одних слепых полностью отсутствуют зрительные ощущения, у других сохранилось светоощущение, у третьих имеется остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы вблизи лица, различить контуры, формы и цвета предметов на близком расстоянии. Значительную группу читателей составляют слабовидящие.
Дифференциация читателей по степени расстройства зрения позволяет лучше учитывать психологические особенности слепых и слабовидящих, помогает более глубоко анализировать итоги деятельности библиотеки по привлечению их к чтению. Помимо групп инвалидности (I, II, III) и степени потери зрения (до 0,05, от 0,05 до 0,2) при обслуживании читателей в библиотеках для слепых принимаются во внимание и такие специфические характеристики, как время возникновения дефекта, наличие сопутствующих дефектов, степень реабилитации.
Слепые от рождения или потерявшие зрение в раннем детстве легче переносят слепоту. Личность их развивается без коренных ломок, существенных перестроек и острых конфликтов, связанных с потерей зрения в зрелом возрасте. В большинстве своем они обучались в школах-интернатах, овладели навыками чтения и письма по системе Брайля, самообслуживания, ориентировки в пространстве. Умение и навыки использования оставшихся органов чувств достигают у них большого совершенства.. У слепых преподавателей, например, часто пользующихся осязанием при чтении рельефных книг, наблюдается повышение тактильных ощущений, которые становятся почти в два раза тоньше, чем у зрячих. У большинства незрячих наблюдается повышенное внимание и память, наиболее развитые умственные интересы и способность к умственному труду. Скудость впечатлений, получаемых от внешнего мира, заставляет слепых с особой энергией обратиться к удержанию, использованию, осмысливанию этих впечатлений.
Поздноослепшие - люди, которые в большинстве своем сумели преодолеть состояние отчаяния, прошли курс элементарной реабилитации и в определенной мере приспособились к собственному дефекту и окружающей среде. В то же время библиотекарям следует учитывать, что у многих поздноослепших недостаточно развиты навыки ориентировки в пространстве, самообслуживания, часто наблюдается депрессивное состояние. Ослепшие обычно предпочитают "говорящие" книги, большинство из них или не владеет системой Брайля, или владеет слабо. Они с большим интересом знакомятся с компенсаторными записями книг по искусству, с тифлографическими пособиями, которые способствуют восстановлению зрительных представлений. Читая книги, они представляют происходящее в них в зрительных образах, которые тем более отчетливы, чем меньше времени прошло со дня потери зрения.
За последнее время этиология слепоты осложнилась: появилось много слепых с дополнительными дефектами и заболеваниями. В процессе библиотечного обслуживания к ним необходим сугубо индивидуальный подход, с учетом их психофизиологических особенностей. Незрячие с дополнительными заболеваниями в основном обслуживаются книгами на дому. Надомный абонемент нашей библиотеки обслуживает 550 таких читателей в год.
В библиотеках для слепых индивидуальная работа с читателями имеет ряд особенностей, связанных с необходимостью учета слепоты и ее последствий. Слепые не могут так быстро просматривать предложенную им литературу, как это делают зрячие. Что же касается "говорящих" книг, то их просмотр вообще исключен. Поэтому в библиотеке для слепых от работника абонемента требуется хорошее знание литературы, умение быстро, точно и увлекательно охарактеризовать читателю рекомендуемую книгу.
Важная роль в организации индивидуальной работы с читателями принадлежит библиотекарям-чтецам. От их квалификации во многом зависит оперативность, полнота и стабильность получения читателями необходимой информации из печатных источников.
Содержание массовой работы библиотеки для слепых диктуется задачами повышения профессионального и культурного уровня незрячих и мало чем отличается по своей тематике от массовой работы обычных библиотек. Специфические черты связаны лишь с самой тематикой тифлологического характера, популяризацией литературы по вопросам реабилитации и компенсации слепоты.
"Громкие" чтения - традиционное средство оперативной информации незрячих о содержании газет и журналов, литературных новинках, еще не успевших выйти в виде специальных изданий. В настоящее время эта форма работы остается актуальной только в библиотеках-филиалах на УПП по радиоузлу. Предпочтение отдается таким формам массовой работы, как творческие вечера, литературные гостиные, клубы по интересам ("Азы духовной культуры") и пр.
Анализ современных проблем библиотечного обслуживания инвалидов в нашей стране позволяет сделать ряд практических выводов и предложений:

  • насущным ныне стал вопрос о создании системы библиотечного обслуживания инвалидов как части единой системы библиотек, обеспеченной необходимыми техническими средствами, включая связь и автотранспорт;
  • должное место в этой системе призваны занять государственные общедоступные библиотеки, охватывающие в первую очередь те категории инвалидов, которые пользуются обычными книгами.


Более сложным представляется обеспечение обслуживания инвалидов с помощью "говорящих" книг. Опыт библиотечного обслуживания слепых и лиц с другими физическими недостатками в США показывает, что реализация его через публичные библиотеки возможна, но при условии, что существуют региональные центры, в централизованном порядке получающие и распределяющие "говорящие" книги по библиотекам-филиалам и библиотечным пунктам выдачи. Естественно ожидать, что такими региональными центрами в нашей стране станут специальные библиотеки для слепых, накопившие уже значительный опыт работы с озвученной литературой. Самостоятельное комплектование ЦБС "говорящими" книгами вряд ли целесообразно, т.к. оно не учитывает степень неподготовленности библиотекарей, возможность омертвления книг, не находящих спроса, и т. д. С другой стороны, и возложение всех функций по обслуживанию инвалидов (не только слепых и слабовидящих) "говорящими" книгами на библиотеки для слепых также вызывает сомнение, поскольку не учитывает затруднения, связанные с выявлением лиц, нуждающихся в таком обслуживании, и реальные возможности библиотек для слепых. При кооперации обслуживания возможен более широкий маневр наличными книжными ресурсами, аппаратами для прослушивания (плеерами, магнитофонами, CD-плеерами, компьютерами) и подготовленными работниками. В целом совершенствование библиотечного обслуживания инвалидов требует расширения типов и видов библиотек, приобщенных к этой практике, четкого размежевания их функций, координации, взаимодействия и кооперации. Только на этом пути нас ждет успех.