Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Номера

11 10, 09 08, 07 06 05, 04 03 02 01

12. Секция по формированию библиотечных фондов

Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт.

№ 4, апрель, 2003

Тактильная книга – новый вид специальной литературы в фондах Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых

Т.Н.Серова (СПб ГБС)

Уже 10 лет Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых (СПбГБС) имеет статус регионального центра взаимодействия библиотек Северо-Запада России. За эти годы было проведено немало совместных мероприятий. Так, например, совместно с Новгородской областной библиотекой для слепых в мае 1997г. был проведён обучающий двухдневный семинар “Из истории российской тифлопедагогики”; в октябре 1998г. совместно с Карельской республиканской библиотекой для слепых была организована выставка произведений незрячих художников “Душа видит”; к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина совместно с Псковской областной библиотекой для слепых была проведена международная выездная конференция в Пушкинские Горы в июне 1999г.; на базе Новгородской областной библиотеки для слепых в 2000г. была подготовлена и проведена международная конференция “Использование библиотечных технологий в воспитании, образовании и абилитации детей с ограниченными возможностями”.
Годы общения со специальными библиотеками Северо-Запада России показали, что, несмотря на достаточно большой опыт работы с детьми-инвалидами, сегодня нельзя ещё говорить о высокопрофессиональном и качественном информационно-библиотечном обслуживании этой категории читателей. Библиотекари работают, руководствуясь исключительно интуицией, т.к. не располагают специальной методической литературой, не имеют в достаточном количестве детской специальной литературы, “говорящих” и брайлевских книг. Что же касается такого вида литературы, как тактильные книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста, то их, до недавнего времени, не было ни в одной библиотеке России. Именно поэтому наша библиотека задалась целью осуществить проект изготовления тактильных книг для маленьких слепых детей.
С блестящим опытом работы в этой сфере деятельности специальных библиотек нам посчастливилось познакомиться на стажировках в библиотеках для слепых Швеции и Финляндии. Особенно заслуживает внимания опыт наших финских коллег, которые являются пионерами по изготовлению тактильных книг для детей.
Что же представляет собой тактильная книга? Тактильная книга – это разноцветная книга с рисунками, которые можно осязать на ощупь. Она предназначена для слепых и слабовидящих детей. Кроме рисунков, в книге содержится брайлевский, крупнопечатный или обычный плоскопечатный текст. С книгой может быть связана кассета с шумовыми эффектами или с записанным, либо положенным на музыку текстом.
Читая книгу, ребёнок может узнать сказку, познакомиться с животными, с предметами домашнего обихода, с различными инструментами. Когда ребёнок нащупывает мелкие предметы и поверхности из различных материалов, на ум его ассоциативно приходят настоящие предметы и вещи, которые создаются при помощи ткани, дерева, камней, поделочной массы, меха и др. Некоторые материалы издают звуки: они шелестят, шуршат или хрустят. Ребёнок может искать предметы, спрятанные в углублениях или кармашках книги, и, найдя какой-либо предмет, испытывать радость.
Главная функция тактильной книги – помочь слепому или слабовидящему ребёнку в обследовании и восприятии окружающего мира. С её помощью можно изобразить даже такие крупные и мелкие предметы, которые невозможно обследовать руками в настоящем виде. Многие противоположные явления и понятия также легко можно объяснить с помощью рисунков и предметов, содержащихся в тактильной книге. Яркие цвета, чёткие цветные контуры и контрасты привлекают ребёнка использовать остаток зрения и упражнять совместную работу глаз и рук. Наличие в книге пуговиц, молний, шнурков помогает детям развивать мелкую моторику рук.
И, наконец, изучение тактильных рисунков способствует обучению чтению детей по Брайлю и восприятию выпуклых изображений. Когда ребёнок привыкнет к обследованию тактильных изображений, ему будет легко перейти к осязанию выпуклых рисунков, карт, учебников, выполненных в формате тифлографики.
Тактильные книги для слепых и слабовидящих детей изготавливаются в Финляндии с 1984 г. В настоящее время Библиотека для слепых Финляндии располагает фондом таких книг свыше 300 экземпляров – это очень много, т.к. процесс изготовления тактильной книги очень трудоёмкий, требует высокой квалификации не только от художников и дизайнеров, но и тифлопедагогов и дефектологов.
Исходя из предварительной договорённости с членом постоянного комитета секции библиотек для слепых IFLA, заместителем директора библиотеки для слепых Финляндии Пяйви Воутиляйнен, СПбГБС приняла участие в семинарах-практикумах по изготовлению тактильных книг, которые были организованы в Хельсинки для волонтёров со всей Финляндии.
Основная наша задача состояла в изучении опыта работы по изготовлению тактильной книги наших финских коллег, применение его на практике и передача этого опыта специальным библиотекам Северо-Запада России (проведение семинарских и практических занятий). Итогом этой работы должно было стать издание методического пособия “Технология создания тактильной детской книги: разработка российского стандарта”. На осуществление этого проекта были привлечены финансовые средства городского бюджета Санкт-Петербурга и Института “Открытое Общество. Фонд Содействия”.
Реализация проекта “Создание российской тектильной книжки-игрушки для маленьких слепых детей” потребовала от организаторов и исполнителей напряжённой систематической работы в течение полутора лет, в результате чего была определена методическая основа деятельности по технологии изготовления книги.
Основными партнёрами в осуществлении проекта стали Федерация инвалидов по зрению Финляндии и Библиотека для слепых Финляндии, с которыми наша библиотека тесно сотрудничает на протяжении 15 лет.
В рамках проекта в Финляндии (в дополнение к прошедшим ранее занятиям) состоялось 2 семинара по изготовлению тактильных книг, на которых присутствовали специалисты СПбГБС, в том числе художники-дизайнеры и дефектологи. Были изучены все технологические процессы, освоена методика изготовления тактильных книг.
Затем были организованы семинары-практикумы “Восприятие первых тактильных книг незрячими детьми-дошкольниками” на базе Консультативно-практического центра по абилитации детей со зрительной патологией дошкольного возраста. Это было очень полезно для участников проекта, т.к. именно здесь мы получали оценку своим работам не только из уст специалистов-дефектологов, но и по реакции маленьких детей с различной степенью зрительной патологии, которые непосредственно занимались с нашими книгами.
И, наконец, 21-22 февраля 2002 г. в СПбГБС состоялся региональный семинар-практикум “Технология изготовления тактильной книжки-игрушки и её воздействие на маленьких слепых детей”. В работе семинара приняли участие представители специальных библиотек не только Северо-Западного, но и Центрального, и Южного регионов России. Организаторами на семинар были приглашены очень известные деятели в области дефектологии: профессор кафедры общей специальной педагогики международного Университета семьи и ребёнка им. Рауля Валленберга В.А.Феоктистова, заместитель директора Консультативно-практического центра по абилитации детей со зрительной патологией дошкольного возраста Л.А.Рудакова, преподаватели кафедры тифлопедагогики дефектологического факультета Санкт-Петербургского Педагогического университета. Всё это, несомненно, сказалось на уровне семинара и сделало возможным обучение специалистов из других регионов России технологии изготовления тактильных книг для детей.
Уже после первого семинара, прошедшего в Финляндии, мы приступили к изданию собственных тактильных книг. Первая демонстрация наших изданий прошла в апреле 2001г. в Великом Новгороде на международной научно-практической конференции специальных библиотек. Мы получили большое количество откликов и пожеланий. После конференции некоторые российские библиотеки для слепых также приступили к изготовлению тактильных книг; у каждой библиотеки появились свои интересные идеи, которые затем воплотились в оригинальные композиции. Ставропольская краевая библиотека для слепых на региональном семинаре-практикуме “Технология изготовления тактильной книжки-игрушки и её воздействие на маленьких слепых детей” предоставила нам возможность убедиться в этом. Их книги отличались и мастерством изготовления, и нестандартным содержанием, хотя и не лишены были некоторых дефектологических ошибок. Надеемся, что знания, полученные на семинаре, помогут избежать этих недостатков в дальнейшей работе.
В ходе реализации проекта было изготовлено 20 книг, 8 из которых – за счёт средств, полученных из Фонда Сороса. Каждая книга по-своему уникальна и требовала индивидуального подхода к воплощению. При выборе темы мы, прежде всего, руководствовались интересом ребёнка и ориентировались на определённый образ.
Мы делим тактильные книги на два вида:
1. дидактические книги –

  • в помощь обучению,
  • предметные,
  • тематические,
  • игровые;


2. ассоциативные –

  • книги-сказки,
  • сюжетные.


Основная задача тактильной книги – дать слепому ребёнку реальные представления об окружающем его мире и сделать это наиболее интересными, простыми и доступными для него способами.
Первый этап в работе над созданием книги – “придумать”, представить её. Работая над художественным произведением, мы не можем сделать “видимым” каждое слово, поэтому необходимо отобрать ключевые моменты действия, персонажей, предметы, которые станут осязаемыми. Исходя из этого, выбираем формат и вид книги (традиционная со сшитыми или связанными шнурками страницами, книжка-раскладушка, книжка-коврик и другие варианты). Необходимо также решить из каких материалов будет сделана книга, каждый конкретный сюжет, персонаж. Материалы должны быть максимально приближены к действительности, чтобы дать ребёнку реальное представление ощущение. Цветовая гамма также должна быть естественной, т.к. у слепых (не у всех) есть “ощущение света”, и, в то же время, контрастной (для слабовидящих детей).
Материалы для изготовления книги используются любые, но экологически чистые – ткань, дерево, картон, пластик, поролон, металл и др. Основные требования – прочность, безопасность, нетоксичность. Можно также использовать настоящие предметы быта, если они соответствуют этим требованиям.
Второй этап работы – нарисовать каждую страницу, каждый предмет в натуральную величину, продумать размещение объектов и текста на странице.
Третий этап – сделать выкройки страниц, предметов и изготовить их. Следует помнить о том, что фон и предметы должны быть контрастными.
Четвёртый этап – прикрепление предметов к страницам. Предметы могут быть в виде аппликации из различных материалов, их можно пришить, приклеить неядовитым клеем, даже привернуть на болты. А те предметы, которые изготовлены целиком и которыми можно манипулировать, лучше прикрепить с помощью шнурков, липучек и др. так, чтобы они не потерялись.
Очень важны для ребёнка игровые моменты, когда он может что-то открыть, закрыть, засунуть куда-то руку или предмет, найти его где-нибудь; когда предметы издают звуки, запахи, с ними можно поиграть. С этой целью используются различные карманы, дверцы, отверстия и т.д.; молнии, пуговицы, кнопки, пищалки, крупа, которая пересыпается и звучит и т.п.
Затем к странице прикрепляется брайлевский и крупнопечатный текст; его можно приклеить, пришить, засунуть в прозрачный карман. Внизу каждой страницы пришивается горизонтальная тесьма или шнур, чтобы обозначить низ страницы. После этого каждая страница сшивается в виде “мешка”. Желательно, чтобы углы страницы были закруглёнными, чтобы ребёнок не поранился, не поцарапался. В каждый “мешок” вкладывается основа. Например, лист плотного картона с закруглёнными уголками. Он может быть обклеен мягким материалом, можно использовать также лист плотного поролона. Его главное назначение – держать форму страницы. После этого страницы соединяются вместе.
Последний этап - окончательное оформление тактильной книги. Лучше всего, чтобы обложка книги застёгивалась на пуговицу, липучку, либо завязывалась на шнурки так, чтобы мелкие предметы не выпадали из неё.
В настоящий момент уже отработана основная методика изготовления тактильной книги, освоены основные технологические процессы и готовится методическое пособие “Технология создания тактильной детской книги”.
К разработке российского стандарта изготовления тактильной книги мы ещё не готовы, т.к. эта работа требует подведения очень серьёзной научной базы, а эта область дефектологии разработана крайне слабо и тем более никак не систематизирована. Но надо сказать, что в этом направлении уже сделаны первые шаги: одним из исполнителей данного проекта – О.В.Юферевой написана дипломная работа “Тактильная предметно-иллюстративная книга как средство развития восприятия у детей с глубоким нарушением зрения”. Надеемся, что с течением времени совместными усилиями с учёными-дефектологами нам удастся разработать российский стандарт изготовления тактильной книги.
Самое главное – процесс изготовления тактильных книг издательским отделом нашей библиотеки налажен, и эти книги пользуются повышенным спросом у наших маленьких читателей.
Таким образом в библиотеках для слепых появился новый вид специальной литературы, так необходимый маленьким слепым детям.