Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Номера

11 10, 09 08, 07 06 05, 04 03 02 01

.

Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт.

№ 4, апрель, 2003

Тактильная книга – новый вид специальной литературы в фондах Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых

Т.Н.Серова (СПб ГБС)

Уже 10 лет Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых (СПбГБС) имеет статус регионального центра взаимодействия библиотек Северо-Запада России. За эти годы было проведено немало совместных мероприятий. Так, например, совместно с Новгородской областной библиотекой для слепых в мае 1997г. был проведён обучающий двухдневный семинар “Из истории российской тифлопедагогики”; в октябре 1998г. совместно с Карельской республиканской библиотекой для слепых была организована выставка произведений незрячих художников “Душа видит”; к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина совместно с Псковской областной библиотекой для слепых была проведена международная выездная конференция в Пушкинские Горы в июне 1999г.; на базе Новгородской областной библиотеки для слепых в 2000г. была подготовлена и проведена международная конференция “Использование библиотечных технологий в воспитании, образовании и абилитации детей с ограниченными возможностями”.
Годы общения со специальными библиотеками Северо-Запада России показали, что, несмотря на достаточно большой опыт работы с детьми-инвалидами, сегодня нельзя ещё говорить о высокопрофессиональном и качественном информационно-библиотечном обслуживании этой категории читателей. Библиотекари работают, руководствуясь исключительно интуицией, т.к. не располагают специальной методической литературой, не имеют в достаточном количестве детской специальной литературы, “говорящих” и брайлевских книг. Что же касается такого вида литературы, как тактильные книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста, то их, до недавнего времени, не было ни в одной библиотеке России. Именно поэтому наша библиотека задалась целью осуществить проект изготовления тактильных книг для маленьких слепых детей.
С блестящим опытом работы в этой сфере деятельности специальных библиотек нам посчастливилось познакомиться на стажировках в библиотеках для слепых Швеции и Финляндии. Особенно заслуживает внимания опыт наших финских коллег, которые являются пионерами по изготовлению тактильных книг для детей.
Что же представляет собой тактильная книга? Тактильная книга – это разноцветная книга с рисунками, которые можно осязать на ощупь. Она предназначена для слепых и слабовидящих детей. Кроме рисунков, в книге содержится брайлевский, крупнопечатный или обычный плоскопечатный текст. С книгой может быть связана кассета с шумовыми эффектами или с записанным, либо положенным на музыку текстом.
Читая книгу, ребёнок может узнать сказку, познакомиться с животными, с предметами домашнего обихода, с различными инструментами. Когда ребёнок нащупывает мелкие предметы и поверхности из различных материалов, на ум его ассоциативно приходят настоящие предметы и вещи, которые создаются при помощи ткани, дерева, камней, поделочной массы, меха и др. Некоторые материалы издают звуки: они шелестят, шуршат или хрустят. Ребёнок может искать предметы, спрятанные в углублениях или кармашках книги, и, найдя какой-либо предмет, испытывать радость.
Главная функция тактильной книги – помочь слепому или слабовидящему ребёнку в обследовании и восприятии окружающего мира. С её помощью можно изобразить даже такие крупные и мелкие предметы, которые невозможно обследовать руками в настоящем виде. Многие противоположные явления и понятия также легко можно объяснить с помощью рисунков и предметов, содержащихся в тактильной книге. Яркие цвета, чёткие цветные контуры и контрасты привлекают ребёнка использовать остаток зрения и упражнять совместную работу глаз и рук. Наличие в книге пуговиц, молний, шнурков помогает детям развивать мелкую моторику рук.
И, наконец, изучение тактильных рисунков способствует обучению чтению детей по Брайлю и восприятию выпуклых изображений. Когда ребёнок привыкнет к обследованию тактильных изображений, ему будет легко перейти к осязанию выпуклых рисунков, карт, учебников, выполненных в формате тифлографики.
Тактильные книги для слепых и слабовидящих детей изготавливаются в Финляндии с 1984 г. В настоящее время Библиотека для слепых Финляндии располагает фондом таких книг свыше 300 экземпляров – это очень много, т.к. процесс изготовления тактильной книги очень трудоёмкий, требует высокой квалификации не только от художников и дизайнеров, но и тифлопедагогов и дефектологов.
Исходя из предварительной договорённости с членом постоянного комитета секции библиотек для слепых IFLA, заместителем директора библиотеки для слепых Финляндии Пяйви Воутиляйнен, СПбГБС приняла участие в семинарах-практикумах по изготовлению тактильных книг, которые были организованы в Хельсинки для волонтёров со всей Финляндии.
Основная наша задача состояла в изучении опыта работы по изготовлению тактильной книги наших финских коллег, применение его на практике и передача этого опыта специальным библиотекам Северо-Запада России (проведение семинарских и практических занятий). Итогом этой работы должно было стать издание методического пособия “Технология создания тактильной детской книги: разработка российского стандарта”. На осуществление этого проекта были привлечены финансовые средства городского бюджета Санкт-Петербурга и Института “Открытое Общество. Фонд Содействия”.
Реализация проекта “Создание российской тектильной книжки-игрушки для маленьких слепых детей” потребовала от организаторов и исполнителей напряжённой систематической работы в течение полутора лет, в результате чего была определена методическая основа деятельности по технологии изготовления книги.
Основными партнёрами в осуществлении проекта стали Федерация инвалидов по зрению Финляндии и Библиотека для слепых Финляндии, с которыми наша библиотека тесно сотрудничает на протяжении 15 лет.
В рамках проекта в Финляндии (в дополнение к прошедшим ранее занятиям) состоялось 2 семинара по изготовлению тактильных книг, на которых присутствовали специалисты СПбГБС, в том числе художники-дизайнеры и дефектологи. Были изучены все технологические процессы, освоена методика изготовления тактильных книг.
Затем были организованы семинары-практикумы “Восприятие первых тактильных книг незрячими детьми-дошкольниками” на базе Консультативно-практического центра по абилитации детей со зрительной патологией дошкольного возраста. Это было очень полезно для участников проекта, т.к. именно здесь мы получали оценку своим работам не только из уст специалистов-дефектологов, но и по реакции маленьких детей с различной степенью зрительной патологии, которые непосредственно занимались с нашими книгами.
И, наконец, 21-22 февраля 2002 г. в СПбГБС состоялся региональный семинар-практикум “Технология изготовления тактильной книжки-игрушки и её воздействие на маленьких слепых детей”. В работе семинара приняли участие представители специальных библиотек не только Северо-Западного, но и Центрального, и Южного регионов России. Организаторами на семинар были приглашены очень известные деятели в области дефектологии: профессор кафедры общей специальной педагогики международного Университета семьи и ребёнка им. Рауля Валленберга В.А.Феоктистова, заместитель директора Консультативно-практического центра по абилитации детей со зрительной патологией дошкольного возраста Л.А.Рудакова, преподаватели кафедры тифлопедагогики дефектологического факультета Санкт-Петербургского Педагогического университета. Всё это, несомненно, сказалось на уровне семинара и сделало возможным обучение специалистов из других регионов России технологии изготовления тактильных книг для детей.
Уже после первого семинара, прошедшего в Финляндии, мы приступили к изданию собственных тактильных книг. Первая демонстрация наших изданий прошла в апреле 2001г. в Великом Новгороде на международной научно-практической конференции специальных библиотек. Мы получили большое количество откликов и пожеланий. После конференции некоторые российские библиотеки для слепых также приступили к изготовлению тактильных книг; у каждой библиотеки появились свои интересные идеи, которые затем воплотились в оригинальные композиции. Ставропольская краевая библиотека для слепых на региональном семинаре-практикуме “Технология изготовления тактильной книжки-игрушки и её воздействие на маленьких слепых детей” предоставила нам возможность убедиться в этом. Их книги отличались и мастерством изготовления, и нестандартным содержанием, хотя и не лишены были некоторых дефектологических ошибок. Надеемся, что знания, полученные на семинаре, помогут избежать этих недостатков в дальнейшей работе.
В ходе реализации проекта было изготовлено 20 книг, 8 из которых – за счёт средств, полученных из Фонда Сороса. Каждая книга по-своему уникальна и требовала индивидуального подхода к воплощению. При выборе темы мы, прежде всего, руководствовались интересом ребёнка и ориентировались на определённый образ.
Мы делим тактильные книги на два вида:
1. дидактические книги –

  • в помощь обучению,
  • предметные,
  • тематические,
  • игровые;


2. ассоциативные –

  • книги-сказки,
  • сюжетные.


Основная задача тактильной книги – дать слепому ребёнку реальные представления об окружающем его мире и сделать это наиболее интересными, простыми и доступными для него способами.
Первый этап в работе над созданием книги – “придумать”, представить её. Работая над художественным произведением, мы не можем сделать “видимым” каждое слово, поэтому необходимо отобрать ключевые моменты действия, персонажей, предметы, которые станут осязаемыми. Исходя из этого, выбираем формат и вид книги (традиционная со сшитыми или связанными шнурками страницами, книжка-раскладушка, книжка-коврик и другие варианты). Необходимо также решить из каких материалов будет сделана книга, каждый конкретный сюжет, персонаж. Материалы должны быть максимально приближены к действительности, чтобы дать ребёнку реальное представление ощущение. Цветовая гамма также должна быть естественной, т.к. у слепых (не у всех) есть “ощущение света”, и, в то же время, контрастной (для слабовидящих детей).
Материалы для изготовления книги используются любые, но экологически чистые – ткань, дерево, картон, пластик, поролон, металл и др. Основные требования – прочность, безопасность, нетоксичность. Можно также использовать настоящие предметы быта, если они соответствуют этим требованиям.
Второй этап работы – нарисовать каждую страницу, каждый предмет в натуральную величину, продумать размещение объектов и текста на странице.
Третий этап – сделать выкройки страниц, предметов и изготовить их. Следует помнить о том, что фон и предметы должны быть контрастными.
Четвёртый этап – прикрепление предметов к страницам. Предметы могут быть в виде аппликации из различных материалов, их можно пришить, приклеить неядовитым клеем, даже привернуть на болты. А те предметы, которые изготовлены целиком и которыми можно манипулировать, лучше прикрепить с помощью шнурков, липучек и др. так, чтобы они не потерялись.
Очень важны для ребёнка игровые моменты, когда он может что-то открыть, закрыть, засунуть куда-то руку или предмет, найти его где-нибудь; когда предметы издают звуки, запахи, с ними можно поиграть. С этой целью используются различные карманы, дверцы, отверстия и т.д.; молнии, пуговицы, кнопки, пищалки, крупа, которая пересыпается и звучит и т.п.
Затем к странице прикрепляется брайлевский и крупнопечатный текст; его можно приклеить, пришить, засунуть в прозрачный карман. Внизу каждой страницы пришивается горизонтальная тесьма или шнур, чтобы обозначить низ страницы. После этого каждая страница сшивается в виде “мешка”. Желательно, чтобы углы страницы были закруглёнными, чтобы ребёнок не поранился, не поцарапался. В каждый “мешок” вкладывается основа. Например, лист плотного картона с закруглёнными уголками. Он может быть обклеен мягким материалом, можно использовать также лист плотного поролона. Его главное назначение – держать форму страницы. После этого страницы соединяются вместе.
Последний этап - окончательное оформление тактильной книги. Лучше всего, чтобы обложка книги застёгивалась на пуговицу, липучку, либо завязывалась на шнурки так, чтобы мелкие предметы не выпадали из неё.
В настоящий момент уже отработана основная методика изготовления тактильной книги, освоены основные технологические процессы и готовится методическое пособие “Технология создания тактильной детской книги”.
К разработке российского стандарта изготовления тактильной книги мы ещё не готовы, т.к. эта работа требует подведения очень серьёзной научной базы, а эта область дефектологии разработана крайне слабо и тем более никак не систематизирована. Но надо сказать, что в этом направлении уже сделаны первые шаги: одним из исполнителей данного проекта – О.В.Юферевой написана дипломная работа “Тактильная предметно-иллюстративная книга как средство развития восприятия у детей с глубоким нарушением зрения”. Надеемся, что с течением времени совместными усилиями с учёными-дефектологами нам удастся разработать российский стандарт изготовления тактильной книги.
Самое главное – процесс изготовления тактильных книг издательским отделом нашей библиотеки налажен, и эти книги пользуются повышенным спросом у наших маленьких читателей.
Таким образом в библиотеках для слепых появился новый вид специальной литературы, так необходимый маленьким слепым детям.