Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Номера

11 10, 09 08, 07 06 05, 04 03 02 01

.

Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт.

№ 4, апрель, 2003

Детская библиотека истории и культуры Петербурга. Круг ее пользователей

М.Л.Васюкова (Филиал №2 ЦГДБ им. А.С.Пушкина)


Петербург огромен и многолик, его культурный потенциал неисчерпаем. Представлять его юным жителям города во всём многообразии с его особой духовной культурой и аурой, воспитывать чувство причастности, петербургского патриотизма - вот главный смысл жизни Детской библиотеки Истории и Культуры Петербурга.
Наша библиотека была основана в 1934г. С 1980г. она входит в Межрайонную централизованную систему детских библиотек, созданную на базе Центральной городской детской библиотеки им. А.С.Пушкина.
С 1984г. библиотека расположена в парадных залах бывшей квартиры директора-распорядителя Торгово-промышленного товарищества Ф.Г.Бажанова и А.П.Чувалдиной.
Дом Бажанова, под этим именем известен он среди специалистов и любителей, является памятником архитектуры федерального значения и представляет значительный интерес для знатоков и ценителей архитектуры Петербурга начала XXв. как оригинальный образец северного модерна. Он был построен в 1907 – 1909гг. по заказу торгово-промышленного товарищества Ф.Г.Бажанова и А.П.Чувалдиной - крупного акционерного общества, занимавшегося в основном торговлей мануфактурой. Автор проекта и руководитель строительства - гражданский инженер П.Ф.Алёшин (1881-1961). Дом Бажанова - единственное здание, построенное им в Петербурге, в дальнейшем он жил и работал в Киеве.
К созданию интерьеров дома причастны видные деятели отечественной культуры Н.К.Рерих, М.А.Врубель, П.К.Ваулин, Л.А.Дитрих. Наибольшую известность дом получил в связи со знаменитым “Богатырским фризом” Рериха и майоликовым камином “Вольга и Микула”, выполненным по рисунку Врубеля. С 1964г. “Богатырский фриз” хранится в фондах Государственного русского музея, а камин и ныне украшает интерьеры библиотеки.
Удивительным образом соединились во времени и пространстве Дом-памятник архитектуры начала XXв. и Детская библиотека. В одном из залов Дома Бажанова мы встречаем герб Санкт-Петербурга, а в другом - три барельефа, символизирующие Детство, Юность и Зрелость.
Музейное пространство дома-памятника архитектуры подсказало нам идею развития нашей библиотеки как петербурговедческой. За последние годы мы прошли путь от заявления идеи создания такой необычной библиотеки до её реализации.
Детская библиотека истории и культуры Петербурга открылась для читателей в своём новом качестве после длительного реставрационного ремонта осенью 2001г.

  • Библиотека моделировалась на основании мнения специалистов разного профиля и разных сфер деятельности
  • Ведущие специалисты библиотеки получили специализированное петербурговедческое образование в Университете Петербурга (учебное заведение общественной организации Институт Петербурга)
  • Петербурговедческая коллекция собирается с использованием самых разнообразных источников комплектования, в том числе даров авторов, знатоков и любителей города, а также за счёт самого пристального и глубокого изучения фондов и выявления материалов, которые могут быть полезны разным категориям читателей нашей библиотеки.


Сегодня Детская библиотека истории и культуры Петербурга с учётом возрастных и психологических особенностей своих читателей, мнения специалистов - петербурговедов и всех заинтересованных лиц

  • собирает, систематизирует, изучает и предоставляет широкому кругу пользователей петербурговедческий фонд;
  • создаёт информационный банк данных о нашем городе и детях в нём, использует базы данных петербурговедов;
  • хранит и распространяет знания о городе, педагогический опыт;
  • ведёт просветительскую деятельность, соединяя библиотечные, музейные и филармонические виды деятельности;
  • объединяет всех интересующихся и заинтересованных нашим общим делом.

У нас сохраняется полный спектр услуг универсальной детской библиотеки для детей с дошкольного возраста по 11 класс, их родителей и педагогов, проживающих или обучающихся в Центральном районе Петербурга, на территории которого находится библиотека. Специализированное обслуживание осуществляет Отдел истории и культуры Петербурга через читальный зал, доступный всем жителям города и его гостям без каких-либо ограничений.
Мы определили для себя, что создание и развитие петербурговедческой библиотеки возможно только при наличии и активном использовании универсального фонда, в котором целенаправленно формируется его специализированная часть - фонд петербурговедения. Фонд формируется с учётом возрастных и психологических особенностей всех категорий пользователей библиотеки.
При формировании всего фонда и его специализированного отдела учитываются хронологический и энциклопедический подход, принцип И.М.Гревса и Н.П.Анциферова - город, как цельный социальный и культурный организм, как некое единство традиций и пространства, природы и истории, человека и среды.
Комплектуется как детская литература, так и та, которая может входить в круг детского и юношеского чтения, круг чтения педагогов, родителей и иных пользователей библиотеки.
Одна из задач библиотеки - выявление всех возможных источников (книги, как художественные, так и научно-познавательные и научные, материалы периодической печати и пр.), дающих информацию о городе, знание и впечатление, радость общения с ним, навыки этого общения и т.д.
Специализированный фонд формируется на различных носителях (книги, периодические издания, изопродукция, карты, кино-фоно-фотодокументы, CD-ROM, ксерокопии редких изданий и пр.).
Осуществляется текущее и ретроспективное комплектование с целью наиболее полного отражения в фонде всей выходящей книжной и иной продукции по различным аспектам петербурговедения и с целью ликвидации пробелов в фонде за прошедшее время. Текущее комплектование осуществляет Отдел комплектования ЦГДБ им. А.С.Пушкина в соответствии с тематико-типологическим планом комплектования. Наша библиотека самостоятельно выявляет и приобретает малотиражные издания, а также осуществляет ретроспективное комплектование. Оно основывается на материалах спецкурса Университета Петербурга по источниковедению и историографии Петербурга (Автор - Г.А.Богуславский). Благодаря полученным знаниям, мы сделали ряд важных приобретений. Только один пример: в букинистическом магазине нам удалось разыскать очень редкое для массовых библиотек многотомное издание – “История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях” – аннотированный указатель книг и публикаций в журналах.
Важнейшее направление работы с фондом - его изучение с целью выявления и оценки качества материалов (книг, статей, фрагментов, иллюстраций и т.п.), которые могут быть использованы в специализированной деятельности библиотеки.
Со временем планируется использовать возможности межбиблиотечного абонемента для тех категорий юных читателей, которые занимаются исследовательской деятельностью.
При отсутствии в фонде книг или иных источников, мы стараемся иметь в библиотеке информацию о них и о том, где они находятся, каким образом читатели могут ими воспользоваться.
Специфика детской библиотеки, читателями которой являются дети с дошкольного возраста и по 11 класс, юношество, родители и педагоги, влияет не только на формирование специализированного фонда, но и на особенности его отражения в каталогах и картотеках, электронных базах данных.
Комплексный отдел “Санкт-Петербург” в фонде и систематическом каталоге имеет дробную структуру, в основе которой тематический ряд, повторяющий ББК для детских библиотек. Вся поступающая в библиотеку литература изучается и анализируется с точки зрения использования в специализированной деятельности библиотеки. При необходимости, вновь поступающие издания, а также выявленные в процессе изучения фондов, добавочно каталогизируются и отражаются в систематическом каталоге с максимальной степенью подробности, а потом передаются для аналитического отражения в картотеке статей. Таким образом, даже косвенные источники становятся доступными пользователям.
Библиотека получает около ста периодических изданий, в том числе пока малоизвестные как юным, так и взрослым петербуржцам: “История Петербурга” “Петербург национальный”, “Топонимический журнал”, “СПб собака.ru” с приложением “Квартальный надзиратель”, “Новый Мир Искусства”, “Наше наследие”, “Мир музея” и др.
Мы используем ресурсы Интернета и приступаем к созданию электронных баз данных, которые дополнят традиционные каталоги и картотеки.
Творческие связи библиотеки помогают обогащать фонд редкими изданиями, авторскими экземплярами, находками друзей библиотеки.
Расширился круг пользователей библиотеки, в него вошли работники дошкольных учреждений города, педагоги основного и дополнительного образования, руководители детских объединений и клубов, издатели и журналисты, музейные работники и другие специалисты. Пользуются нашими услугами жители других городов и зарубежные коллеги.
Занятия в библиотеке для взрослых, работающих с детьми, включены в систему повышения квалификации Университета педагогического мастерства, Городского дворца творчества юных, Института культурных программ, Академии культуры, ЦГДБ им. А.С.Пушкина.
Популярные среди читателей мероприятия – выставки, лекции, концерты, конкурсы, встречи, спектакли и др. открыты для всех желающих и проводятся бесплатно.
Библиотека сумела занять свою нишу в городской инфраструктуре. Она нужна горожанам, и мы ощущаем это в своей ежедневной деятельности.