Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Номера

11 10, 09 08, 07 06 05, 04 03 02 01

12. Секция по формированию библиотечных фондов

Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт.

№ 4, апрель, 2003

Коллекция как феномен мира библиотек

Т.В.Петрусенко, М.И.Демидова (РНБ)



Коллекция как особая форма хранения документов с самого рождения в виде глиняных табличек, надписей на костях, рукописных, первопечатных, а затем более поздних изданий была и остается явлением культуры.
Коллекция, приобретая научную, историческую или художественную ценность, может в течение долгого времени сохранять статичную целостность, но потенциально имеет тенденцию к развитию.
Д.С.Лихачев, определив коллекцию в качестве “одной из важных форм культурно-исторического наследия” [1], отмечал, что ее свойства обусловлены спецификой истории культуры, которая “есть не только история изменений, но и накопление ценностей, остающихся живыми и действенными элементами культуры в последующем развитии” [2].
Среди этих накопителей документальной информации о достижениях культуры прошлого и настоящего, памятников истории и культуры достойное место занимает библиотечная коллекция. Само понятие “библиотечная коллекция” во многом определяется спецификой деятельности библиотеки, ее ролью в обществе и в сфере культуры.
В настоящее время, когда реализуются федеральные и международные программы, гуманизирующие общество, связанные с развитием культуры и сохранением ее наследия, значительно расширяются задачи и функции библиотек России.
Современная библиотека, оснащенная новыми технологическими и информационными средствами, становится важнейшим информационным, культурным и образовательным учреждением, а ее коллекции – непосредственным источником изучения истории и отдельных деятелей культуры, причастных к созданию этих собраний и обогащению материальной и духовной культуры страны.
Современные дефиниции терминов “коллекция”, “документ”, “библиотечная коллекция”, встречающихся в российских терминологических словарях и справочниках, пока не определены достаточно полно. Исключением является термин “документ”, под которым понимается “материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, в том числе в машиночитаемой форме, предназначенной для распространения во времени и пространстве” [3].
“Коллекция” определяется как собрание, представляющее художественный или научный интерес и соединенное собственным видением собирателя-коллекционера [4]. Термин “библиотечная коллекция документов” не удалось найти в справочной литературе. Поскольку он включает три дефиниции: “библиотека”, “коллекция” и “документ”, то целесообразно их рассматривать вкупе в качестве “коллекции документов, целостно сохраняемой в библиотеке”.
Тогда о библиотечной коллекции можно говорить как о целостном собрании документов, систематизированном по усмотрению его создателя по какому-либо (видовому, тематическому, книговедческому и др.) признаку и имеющем научную, историческую или художественную ценность. Содержание и структура коллекции определяется создателем или субъектом культуры, в качестве которого может выступать личность или совокупность индивидов (этническая, социальная, территориальная, национальная и др.), объединенная единой системой ценностей или являющаяся носителем определенного культурного потенциала.
Огромное разнообразие сохранившихся в библиотеках коллекций документов еще раз подтверждает авторитетность мнения доктора педагогических и культурологических наук, профессора СПбГУП А.П.Маркова о том, что в процессуальном плане культура есть деятельность различных социальных субъектов (личностей, социальных групп, институтов, общества)…, она есть “единство опредмечивания (производства) и распредмечивания (потребления) – создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, защиты, трансляции, превращения во внутренние качества личности. Культурные нормы и ценности, которые воспроизводит, хранит и видоизменяет субъект культуры, определяют смысл существования как общества, так и отдельного человека, для которого богатство культуры является основным условием реализации его возможностей” [5].
Библиотечная коллекция как одно из явлений культуры, осуществляющих трансляцию традиций, влияющих на духовное развитие общества, его отдельных индивидов и их групп, становится феноменом мира библиотек, воспроизводящим “лабораторию” ее создателя, результаты его творческих поисков и находок, олицетворяющим ценностные ориентиры коллекционера, обусловленные богатством культуры его времени.
Примечательно, что это исключительное свойство коллекции определяется прежде всего ее интегративной ценностью, которая способна передать пользователю целого комплекса документов из собрания более сильный заряд творческой энергии и вдохновения коллекционера-собирателя. чем каждый отдельный документ коллекции.
Проблема интегративной ценности частных коллекций была затронута доцентом СПбГУКИ, кандидатом педагогических наук О.И.Ильиной в докладе “Личные библиотеки как памятники культуры” на первых Международных Лихачевских научных чтениях в 2001 году. Ею был сделан вывод о том, что осознание личных библиотек как памятников культуры откроет новые возможности их изучения [6].
Представляется, что не только осознание личных библиотек в качестве памятников культуры на фоне распространения электронных источников информации откроет новые возможности их изучения. Осознание значительного комплекса библиотечных коллекций в качестве памятников отечественной и общечеловеческой культуры, представляющих феномен мира библиотек, расширит возможности использования библиотечных коллекций не только в историко-книговедческих, но культурологических и других исследованиях.
Выделим четыре возможных аспекта изучения отечественных библиотечных коллекций как феномена мира библиотек:

  • Коллекции, ставшие фондообразующей основой библиотеки в первые годы ее создания.
  • Наиболее значительные коллекции документов, приобретенные отечественными библиотеками в XIX – XX вв. и сохранившиеся в библиотеках как целостные собрания. Коллекционеры, создавшие эти собрания, и их ценностные ориентиры при подборе документов коллекции.
  • Крупные коллекции, созданные в отечественных библиотеках в XIX – XX вв., и специфика видового, тематического и целевого подбора документов.
  • Традиционные и нетрадиционные коллекции в современных отечественных библиотеках, их взаимодействие и развитие.



Каковы же были первые крупные коллекции рукописных и печатных книг, поступившие в старейшие государственные библиотеки России: Библиотеку Академии наук (основана в 1714г.), Библиотеку Академии художеств (основана в 1757г.), Императорскую публичную библиотеку (основана в 1759г.) и др.?
Фонд библиотеки Академии наук, основанной по приказу ПетраI, первоначально содержал три коллекции: библиотеку Аптекарского приказа и полученные в дар библиотеку Курляндских герцогов и Гетторпскую библиотеку. Вскоре была привезена царская библиотека из Москвы, а после смерти Петра I в БАН была передана его личная библиотека.
Библиотека Академии художеств, созданная по инициативе М.В.Ломоносова и И.И.Шувалова, в числе первых приобрела коллекцию первого президента Академии художеств И.И.Шувалова, И.И.Бецкого, а затем и следующего президента А.Н.Оленина.
Императорская публичная библиотека, основанная по указу ЕкатериныII, первоначально включила в свои фонды коллекцию иностранных книг и рукописей, созданную братьями Залускими в Польше и вывезенную в Россию в качестве трофея после окончания войны. Эта коллекция, ставшая основой для иностранного фонда Публичной библиотеки, не сохранилась. Была передана Польше в 20-е – 30-е гг. и погибла во время Второй мировой войны. Важнейшую роль в образовании фондов отечественной и зарубежной литературы в Публичной библиотеке сыграла коллекция рукописей, собранная секретарем-переводчиком русского посольства во Франции П.П.Дубровским, которая была куплена у него императором Александром I и передана в ИПБ, что позволило создать в ней “Депо манускриптов” с богатыми собраниями западноевропейских и русских рукописей.
Перечень этих крупных коллекций, поступивших в старейшие отечественные государственные библиотеки в первые десятилетия их деятельности, свидетельствуют о том, что коллекции императорского двора и государственных сановников становились основой крупных библиотечных фондов страны. Чаще всего они включались в основной фонд библиотеки – рукописный или фонд редкой книги, и только немногие из них сохранились как целостные отдельные собрания. К таким целостным собраниям можно отнести коллекцию ПетраI в БАН, в последние годы дополненную книжными собраниями его сподвижников, коллекцию И.И.Шувалова в Академии Художеств и коллекцию П.П.Дубровского в РНБ (рукописные и печатные книги полностью сохранены, но размещены в рукописном отделе, отделе редкой книги, отделах эстампов и картографии РНБ).
Впоследствии, со временем в Императорской публичной библиотеке и других крупных отечественных библиотеках приобретенные коллекции рукописей часто сохранялись в виде отдельного целостного собрания, что способствовало возрастанию интегративной ценности этих коллекций и обеспечивало возможности их изучения в качестве памятников истории и культуры.
Понимание особой значимости сохранения ценнейших коллекций в библиотеке в качестве целостной совокупности документов для прошлого, настоящего и будущего отечественной культуры в разные периоды ее истории создало определенные условия для существования отдельно сохраняемых коллекций документов в библиотеке и даже потребность восстановления собраний, документы которых оказались рассредоточенными в фонде.
В итоге бережного отношения к приобретенным ценным коллекциям, в XIX и XX вв. сохранились многие рукописные коллекции в РНБ, в ЦБ БАН, сети академических библиотек, РГБ и НБ Академии художеств.
В настоящее время в рукописном отделе РНБ хранится “Древлехранилище” М.П.Погодина, известного библиофила, приобретенное у него в 1852 г. Оно включает более двух тысяч русских и славянских рукописных книг XI – XIX вв. и оценивается как самое богатое и исключительно полезное собрание для деятелей науки и любителей книги. Здесь же находятся коллекции средневековых русских книгохранилищ – библиотеки Новгородского Софийского собора, Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей, собрания греческих и других западноевропейских рукописей. Среди коллекций редкой книги особое место занимает коллекция французского просветителя Вольтера, купленная у него Екатериной II.
Из коллекций, приобретенных ГПБ в 20-е годы, широко известна библиотека и архив публициста, критика, деятеля российского и международного рабочего движения Г.В.Плеханова. В 80-е годы XX в. ГПБ приобретена уникальная книжная коллекция востоковеда-арабиста, действительного члена Академии наук И.Ю.Крачковского. На базе двух последних коллекций в РНБ созданы центры изучения научного наследия - Дом Г.В.Плеханова и Кабинет И.Ю.Крачковского [7].
Большая работа по восстановлению целостности коллекций в 70-е – 80-егг. XX в. была проведена в НБ Санкт-Петербургского государственного университета. Из книг частных коллекций, рассыпанных по всему фонду библиотеки, были воссозданы три коллекции:
1) собрание коллежского советника П.Ф.Жукова, положенное в 1783г. в основу будущей библиотеки университета;
2) библиотека астронома П.Б.Иноходцева, поступившая в 1809г.;
3) библиотека одного из основателей славяноведения в России П.И.Прейса, приобретенная в 1847г. [8].
Учитывая исторические особенности, возраставший в различные годы интерес читателей библиотеки к историко-культурному наследию страны и к наиболее актуальным вопросам социально-политической жизни и развития культуры, работники библиотек создавали коллекции, отвечающие, по их мнению, запросам пользователей. К таким коллекциям можно отнести собрание академических изданий в БАН, коллекцию “Россика” в ИПБ, коллекцию листовок первых лет советской власти в 20-е гг. и коллекцию “Ленинград в Великой Отечественной войне”, созданную в дни блокады города и последних лет войны в ГПБ, коллекцию изданий русского зарубежья в РГБ, коллекции книжных памятников в УНБ, депозитарные фонды литературы в зональных депозитариях и депозитариях национальной, краеведческой литературы и местной печати.
С внедрением новых технологических и информационных средств в библиотеках России появились новые возможности расширения состава библиотечных коллекций. Наряду с коллекциями документов на традиционных носителях информации появились коллекции электронных книг и других нетрадиционных документов. В настоящее время в отечественных библиотеках условно можно выделить три типа собраний, относящихся к их коллекциям:
1. Традиционно понимаемое собрание рукописных, печатных книг или других документов, объединенных в одном пространстве и времени (богатейшая коллекция графа Н.П.Румянцева в РГБ, коллекции кириллической печати XV - XVII вв., книг гражданской печати XVIII в., собрание инкунабул (БАН, РНБ, РГБ), дореволюционная “Россика”, коллекция русской гравюры XVII - XVIII вв. в РНБ и многие другие).
2. Смешанный тип, представляющий объединение документов в качестве коллекции только на “уровне” справочно-информационного аппарата библиотеки. Яркими примерами такого типа коллекций являются в РНБ собрание советской россики, экслибрисов, автографов. Документы этих коллекций физически рассыпаны по различным фондам РНБ, однако они учтены для пользователей в виде коллекций, представленных в специальных картотеках.
3. Тип коллекции, представленный в библиотеках в виде электронных собраний документов. Например, CD “Россика в библиотеках Санкт-Петербурга” (РНБ), виртуальное собрание на двух лазерных дисках “Урал на изломе. 1919: Коллекция уральских газет” (Челябинская ОУНБ) и там же мультимедийная БД “Экология Уральского региона: история и современность”, электронная БД в РНБ “Литература о Санкт-Петербурге”.
При этом различные типы коллекций в библиотеках могут быть взаимосвязанными. Например, параллельно существует “традиционный” тип коллекции и созданный дополнительно ее виртуальный вариант. Оцифрованные полнотекстовые коллекции, кроме всего прочего, обеспечивают функцию страхового хранения основного собрания документов или замещают его (например, собрание газет).
Очевидно, чтобы изучить функциональные особенности воздействия библиотечных коллекций на пользователей, явления преемственности традиций, заложенных в этих целостных собраниях и их отдельных документах, необходимо использовать комплексные методы исследования библиотечных коллекций, сохраняющих память о лучших традициях и явлениях российской и зарубежной культуры.
Именно таким комплексным подходом к изучению сохранившихся сокровищ отечественной культуры обладал Д.С. Лихачев, видевший в книгах и их собраниях воплощение памяти духовной и материальной культуры, необходимой нашим современникам и потомкам.

Литература:

  • Лихачев Д.С. Декларация прав культуры: Проект. М., Логос, 2000. С. 2-3.
  • Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X - XII вв. Эпохи и стили. Л., 1973. С.5.
  • Библиотечное дело: Терминологический словарь / РГБ. М., 1997. С.37.
  • Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3-х т. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. СПбГУ, 2002. С. 221.
  • Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии: Учеб. пособие. СПб, СПбГУП, 1996. С.4-5.
  • Ильина О.Н. Личные библиотеки как памятники культуры // Мир гуманитарной культуры академика Д.С. Лихачева: Международные Лихачевские научные чтения 24 - 25 мая 2001 г. СПб., СПбГУП, 2001. С.85-87.
  • Обзор ценнейших коллекций РНБ дан в юбилейном издании, подготовленном творческим коллективом Библиотеки к 200-летию со времени ее создания. См.: Российская национальная библиотека. 1795 - 1995: Альбом. СПб., Лики России, 1995. 245 с. с ил.
  • Николаев Н.И. О формировании фонда редких книг университетской библиотеки // Совершенствование деятельности вузовских библиотек Северо-Запада РСФСР. Л., Изд-во ЛГУ, 1987. С.34.