Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Номера

11 10, 09 08, 07 06 05, 04 03 02 01

12. Секция по формированию библиотечных фондов

Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт.

№ 4, апрель, 2003

Электронная книга: философия и практические проблемы

С.А.Пайчадзе, Г.Б.Паршукова (ГПНТБ СО РАН)



Прежде всего, мы хотим отметить, что часть публикаций последнего времени, посвященных электронным библиотекам, о книге, как таковой, умалчивают [1, 2, 3]. И наоборот, публикации, затрагивающие философские аспекты электронных изданий, электронных текстов, как правило, умалчивают о насущных практических проблемах библиотек.
Термину “книга” обычно придается три значения. Первое – это книга как материальный предмет – скрепленные листы пергамента или бумаги, второе – содержание написанного, третье – часть текста. Русские книговеды убедительно доказывают родство русского слова “книга” с понятиями, означавшими знание вообще [4].
Способ передачи информации, та или иная форма книги, материал, из которого она изготовлена, зависят от уровня развития технологии в данном конкретном историческом периоде, ибо книга есть особое явление материальной и духовной жизни общества [5]. Древними формами книг, по мнению известного ученого Е.Л.Немировского, являются и наскальные росписи первобытных людей, и вампум – пояс из раковин, и свитки папируса и прочее и прочее [6].
Мы понимаем под книгой сложный искусственный организм (объект), который при помощи графических изображений передает значительный объем информации (определение С.А.Пайчадзе). Следует отметить, что эволюция этого материального объекта и способы закрепления на нем информации прошли длительный путь.
Книга, как известно, ставшая тиражируемой и общедоступной с середины XVв. (с изобретением книгопечатания в Европе)1, позволила людям более, чем прежде, преодолеть культурные и исторические границы, стала главным инструментом в образовании и науке, в значительной мере сделалась критерием, определяющим уровень интеллектуального развития индивида. Уровень достижения в области книгоиздания является одним из важнейших Так, по утверждению Маршалла Маклюэна [7], произошло становление “галактики Гутенберга”, в которой книга была основным фактором культуры, индикатором интеллектуального и духовного развития нации. Проанализируем, как изменится место и роль книги в нашем обществе от прибавления к ней прилагательного “электронная”, останется ли она книгой или словосочетание “электронная книга” не имеет смысла.
Понятием “электронная” мы обозначаем текст, закрепленный в оцифрованной, байтовой форме. Таким образом, “электронная книга” - это тексты, существующие в виртуальном пространстве глобальной сети, а также тексты, зафиксированные на компактных оптических дисках. На наш взгляд, и то, и другое может быть электронной книгой.
Рассмотрим сущностную сторону электронного текста. По мнению некоторых философов, исследующих Internet, именно в соответствии с логикой и структурой печатного текста на протяжении пяти веков сформировался особый тип линейного текстового мышления [8], который теряет свою значимость в связи с тем, что сегодня на передний план выходят аудио-визуальные способы трансляции информации, вытесняя традиционные письменные и печатные формы.
Да, конечно последнее десятилетие, породившее Internet и гипертекст, добавило в этот процесс свои коррективы. В чем же особенность гипертекста как формы знания? Во-первых, он многомерен; во-вторых, гипертекст ассоциативен, что приближает процесс его чтения к процессу мышления; в третьих, гипертекст неиерархичен, он не имеет жесткой структуры, он ризоморфен2 [9]. Итак, на смену линейному тексту пришел текст многомерный, цитатный, ассоциативный…, но все же текст. Вспомним, что структурно текст менялся и в гутенберговское время. Если сравнить тексты XV-VIIвв., отличавшиеся практическим отсутствием структуры, и современные книжные тексты с развитой иерархией элементов и выделенными смысловыми фрагментами, то разница в восприятии и в чтении их огромна. Следует отметить, что линейность, как особенность чтения, характерна именно для современного человека (последние 100-150 лет). Модель мышления, связанная с использованием материальных объектов, тесно связана с их природой. Изменения материальных носителей знания дают не только новые формы, но также и увеличение числа различных моделей мышления пользователя. По этим причинам мы считаем, что электронная книга должна и будет обеспечивать новые возможности, которых до сих пор не существовало в мире книг, но это все же мир книг.
Какие возражения мы предвидим на этот счет? Некоторые авторы считают, что гипертексты являются скорее “надличными” созданиями постиндустриальной культуры, чем творениями индивида. Сама технология ссылок гипертекста предполагает “множественность” авторов, то есть делает невозможным существование безотносительного, обособленного, замкнутого текста. Текст, помещенный в пространстве сети, отдается в свободное пользование, автор при этом отчуждает от себя произведение. Однако современные культурологи и философы забывают, что старопечатные и рукописные книги являлись во многом анонимными, и только с развитием технологии, увеличением тиражности книги, расширением границ грамотности, возникновением и развитием такого культурного феномена как литературный стиль и научное авторство, появилась возможность защитить и авторство, и аутентичность текста. Таким образом, проблемы эти не постмодернистского времени, а просто "хорошо забытые старые". Вероятно, на новом витке развития цивилизации они снова будут решены.
Организационно эти проблемы могут быть решены уже сейчас в условиях библиотек. Проблемы авторства, аутентичности текста, научного цитирования и др., возникшие в связи с развитием гипертекстовых технологий также организационно решаемы именно в условиях библиотек – с их многовековым опытом каталогизации и описания ресурсов. Мы считаем, что только в библиотеках с их традициями учета и хранения документов может быть организовано не только хранение, но и использование электронных публикаций с присущей библиотекарям скрупулезностью, точностью выполнения информационных потребностей и минимальным информационным шумом. Наличие информационного шума – основной недостаток работы современного пользователя с электронными документами в Internet. Работа с поисковыми роботами подчас приносит столько ненужного, что пользователь действительно "тонет в море информации". Здесь библиотекарям придется, конечно, столкнуться с некоторыми вопросами: что считать за единицу описания и хранения, каковы правила описания, а следовательно, атрибуты идентификации текста, является ли ограничением объем текста в байтах и многие другие. Но нам кажется что эти проблемы также решаемы. Поэтому мы все же возражаем против утверждения некоторых социальных философов – исследователей феномена глобальной сети о том что “электронный постгутенберговый текст имеет принципиально иную знаковую основу, чем печатный гутенберговый” [4]. Хочется также поспорить с утверждением, что есть глубокое различие в самой природе типографского и электронного текста. По мнению В.Емелина, если символы электронного текста изначально не буквы, а бинарные комбинации, то электронный текст – это не книга. Не согласимся. Книги писались и палочками, и гусиными перьями, и перьевыми ручками и т.д. и т.п., и все равно это были книги. Важно не то, как и чем написано, нарисовано, воспроизведено, а то, как воспринимается - читается. Никакой принципиально иной знаковой основы нет, так как человечество не придумало и в силу биологических законов не придумает никакого другого способа общения, кроме как через речь, устную или зафиксированную на материальном носителе (текст). Информация, отраженная на материальном носителе, всегда знакова, всегда графична. Именно поэтому книга останется книгой, из чего бы она ни была сделана. Она совершенствуется как объект промышленного производства и сегодня, в период информационной революции, мы становимся свидетелями появления нового носителя информации, отражающего современные электронные технологии.
Таким образом, мы возвращаемся опять к мысли, что книга как феномен цивилизации, основанной на информации, еще долгое время будет источником знания и духовности. При этом, несомненно, книга будет менять свой вид и свою форму, становясь все более разнообразной и непохожей как на своих предшественников, так и на своих современников, но оставаясь книгой. Кстати стоит заметить, что именно это учитывают создатели электронных книг – комплексов технического и программного обеспечения, например, таких как NuvoMedia Rocket eBook и SoftBook reader, которые имитируют традиционные печатные издания. “Они предлагают читателям нечто большее, чем просто слова на экране: эти устройства обладают и другими, присущими книгам чертами, такими как двухстраничный разворот, обложка, относительное положение страницы и все то, что в обычной книге облегчает процесс чтения, — ведь многостраничное построение издания представляет собой невероятно эффективный механизм произвольного доступа к содержанию” [10].
Можно воспользоваться еще одним аргументом в пользу будущего книги - объекта, который при помощи графических изображений передает информацию. Если человечество будет развиваться по восходящей, то люди будут читать. Не исключено, что в будущем реализуются мечты знаменитого американского писателя и философа XIXв. века Генри Дейвида Торо о чтении: “Творения великих поэтов еще не прочитаны человечеством — ибо читать их умеют лишь великие поэты. А массы читают их так же, как они читают по звездам — в лучшем случае, как астрологи, но не астрономы. Большинство людей научаются читать лишь для удобства, как учатся считать ради записи расходов и чтобы не быть обсчитанными. Но о чтении как благородном духовном упражнении они почти не имеют понятия, а между тем только это и есть чтение в высоком смысле слова, — не то, что сладко убаюкивает нас, усыпляя высокие чувства, это, к чему приходится тянуться на цыпочках, чему мы посвящаем лучшие часы бодрствования” [11].
Любопытно, что ему вторит Дарси ди Нуччи — консультант по электронным издательским технологиям, наш современник, автор книги Elements of Web Design (Peachpit Press), который считает, что “мы читаем с экрана то, от чего не уйти — электронную почту, Web-страницы, создаваемые в текстовом процессоре документы, — но лишь потому, что другой альтернативы нет” [9]. Несомненно то, что цели чтения, характер информационных потребностей конкретного читателя или группы будет влиять на то, какой будет выбран носитель информации, будет ли человек читать книгу или "потреблять информацию". Нам ясно, что более всего подвергнутся модернизации библиотеки университетов - цели образования, технологии дистанционного обучения, несомненно, будут определять и форму учебных университетских библиотек - медиатеки - собрание неких электронных носителей в разносредовой (мультмедийной ) технологии [12].
Таким образом, мы делаем вывод: электронная книга – это лишь форма передачи информации, соответствующая уровню развития технологии современной цивилизации. Несмотря на самую различную терминологию авторов, стремящихся “осовременить” свои поиски, мы видим - книга даже в электронной форме передачи знаний остается книгой, сложным феноменом нашей цивилизации, отражающим эволюцию всей истории человечества, а социальный институт, организующий её хранение и распространение, - библиотека.

Примечания


1
Более древние традиции бумажного книгопечатания в Китае и Корее не сделали книгу общедоступным объектом, таковым она стала только в результате деятельности И.Гутенберга и его последователей.
2
“Ризома” может служить образом объекта, в котором отсутствует централизация, упорядоченность и симметрия. Термин заимствован французскими философами Ж.Делезом и Ф.Гваттари [5] из ботаники, где он означал определенное строение корневой системы, состоящей из множества хаотически переплетающихся, периодически отмирающих и регенерирующих, непредсказуемых в своем развитии побегов.

Литература:

  • Армс В. Электронные библиотеки. - М.: ПИК ВИНИТИ, 2001. - 276 с.
  • Гасов В.М. Цыганенко А.М. Методы и средства подготовки электронных изданий: Учеб. пособие.- М.: МГУП, 2001 - 736 с.
  • Земсков А.И., ШрайбергЯ.Л.Электронные библиотеки: Учеб. пособие для ун-тов и вузов культуры и искусств и др. учеб. заведений / МГУКИ, ГПНТБ России. - М., 2001. - 91 с. : ил.
  • История книги: Учебник для вузов / Под ред. А.А.Говорова, Т.Г.Куприяновой. - М.: Изд-во МГУП, "Мир книги", 1998. – 346с.
  • Пайчадзе С.А. Исследование региональных проблем книжного дела - закономерное следствие развития книговедения (XIX-начало XX вв.) // Развитие книжной культуры Сибири XIX - начала XX вв.: Сб. науч. тр. - Новосибирск, 1982.- С.5 - 19.
  • НемировскийЕ.Л. Мир книги. С древнейших времен до начала XX века. – М.: Книга, 1986. – 287с.
  • McLuhanM. The Gutenberg galaxy. - London, 1962. – 293 p.
  • ЕмелинВ. Глобальная сеть и киберкультура. Гипертекст и постгутенберговая эра // [http://www.geocities.com/emelin_vadim/ cyberculture.html]
  • Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Введение: РИЗОМА // [http://www.filosoft.tsu.ru/risoma.htm]
  • Терентьев И. Могут ли электронные книги заменить издания на бумаге? // Computerworld. - № 39. - 1999 [http://www.osp.ru/cw/1999/39/ 46.htm]
  • Торо Г.Д. Уолден, или Жизнь в лесу. - М, 1979. - С. 126.
  • ПаршуковаГ.Б. Медиатека библиотеки вуза. (Концепция создания и использования) // Пятые Макушинские чтения: Тез. докл. науч. конф. 25-26 мая 2000г. Томск; Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2000. С.360-363.