Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Номера

11 10, 09 08, 07 06 05, 04 03 02 01

.

Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт.

№ 4, апрель, 2003

Вопросы теории культуры в творческом наследии Д.С.Лихачева

Т.Д.Дягилева (СПб ГУП)



Вопросы теории культуры занимают большое место в творческом наследии, крупнейшего специалиста в области древнерусской литературы, истории литературы искусствоведа, культуролога и общественного деятеля России Дмитрия Сергеевича Лихачева.
Основные труды Д.С.Лихачева посвящены истории русской литературы X–XVII вв., творчеству русских писателей XIX–XXвв., проблемам текстологии, истории культуры Древней Руси.
В 80-егг. XX века он создал культурологическую концепцию, в основе которой были проблемы гуманизации жизни людей, а также переориентация воспитательных идеалов и всей системы образования как определяющие общественное развитие на современном этапе. Лихачев рассматривал культуру как историческую память, как творческую подготовку культуры будущего на основе прошлого и настоящего [1].
Как культуролог Д.С.Лихачев выступал последовательным противником всякого рода культурной исключительности и культурного изоляционизма, продолжал линию “примирения” традиций славянофильства и западничества, восходящую к Ф.М.Достоевскому и Н.А.Бердяеву, поборникам культурного единства человечества при безусловном сохранении всех национальных своеобразий. В статье “Русский исторический опыт и европейская культура” Д.С.Лихачев, рассматривая особенности европейской и русской культуры, писал о том, что “русская культура всегда была по своему типу европейской культурой и несла в себе все отличительные особенности, связанные с христианством: личностное начало, восприимчивость к другим культурам (универсализм) и стремление к свободе” [2]. Активно Дмитрий Сергеевич выступал против массовой культуры, обедняющей культуру общества и особенно молодежи.
Ученый внес большой вклад в разработку категории духовности как культурологического понятия. Духовность – явление, предполагающее некую внутреннею энергетику, активное начало, которое направлено как внутрь человека так и вовне. Человек должен постоянно работать над своим внутренним миром, а также работать над преобразованием социума, внешней среды [3]. Он также сформулировал “Десять заповедей человечности”.
Важное место в культурологической концепции Дмитрия Сергеевича занимает идея взаимосвязи культуры и природы. Он писал о том, что “сад – это прежде всего своеобразная форма синтеза различных искусств, синтеза, теснейшим образом связанного с существующими великими стилями и развивающегося параллельно с развитием философии, литературы (особенно поэзии), эстетическими формами быта (по преимуществу привилегированных слоев общества, но не только их, поскольку и сами поэты и садоводы не всегда принадлежали к господствующему классу), с живописью, архитектурой, музыкой. Эстетическое восприятие сада все время корректируется тем, что в ту или иную эпоху считается красивым, экзотичным (многие растения и цветы, считавшиеся дорогими и экзотическими, давно перестали быть таковыми). Восприятие сада в современных условиях требует таких же, как в свое время, если не больших, познаний в области истории искусств и истории быта, истории поэтической, знаний и т. д., и т. п.” [4].
С культурой Лихачев тесно связывал понятие интеллигентности и последней с нравственностью. К интеллигенции, по мнению Дмитрия Сергеевича принадлежат люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам. Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и своей мысли… Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести – это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной [5].
Оригинальным вкладом ученого в общую теорию культурологии стала предложенная им под влиянием В.И.Вернадского идея гомосферы (т.е. человеческой сферы) Земли, введение понятия “Экология культуры” и разработка основ новой научной дисциплины – экологии культуры. Если нарушение природной среды можно восстановить, то разрушение памятников культуры невосполнимо. Впервые это понятие появилось в статье Д.С.Лихачева “Экология культуры”, опубликованной в журнале “Москва” в 1979г., эта тема была продолжена и в других его работах. Так в “Письмах о добром” ученый говорил о необходимости “заботливо воспитывать любовь к родных местам, воспитывать духовную оседлость, а для этого необходимо развивать науку культурной экологии. Не только природная среда, но и культурная среда, среди памятников культуры и ее воздействие на человека должны подвергаться тщательному научному изучению” [6].
Большим вкладом в развитие теории культуры является разработанный Дмитрием Сергеевичем в 1995г. проект “Декларации прав культуры”. Документ состоит из введения и 3-х глав: I. Права культуры и государства, II.Право культуры на сохранность, III. Права культуры на доступность. Во введении Д.С.Лихачев раскрыл понятие культурных ценностей, под которым подразумевал не только отдельные объекты – памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т.п., но и явления, такие как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т.д.” [7]. В первой главе рассматривался вопрос об ответственности за сохранность культурных ценностей и культуры как таковой, с точки зрения Д.С.Лихачева, она лежит на государстве. Особое значение ученый придавал отдельным языкам малых и крупных этносов, никто не имеет права ущемлять права пользования любым языком на своей территории. В этой же главе поднимался вопрос о самоокупаемой культуре. С точки зрения Д.С.Лихачева “самоокупаемая культура” является такой культурой, которая оказывается материально и духовно полезной в целом, воздействует положительно на общество, поднимая его нравственность и умственный потенциал людей” [8].
Во второй главе Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил о необходимости сохранения подлинной культуры всех стран, соблюдении “Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта” от 14 мая 1954г. Больше внимание ученый уделил вопросам реставрации памятников культуры. Дмитрий Сергеевич Лихачев считал, что ансамбли памятников культуры, созданные как единое целое не должны разъединяться при продажах и различных перемещениях. К ансамблям памятников культуры ученый относил алтари, деисусы, диптихи, триптихи, гарнитуры мебели, библиотеки и коллекции, представляющие собой эстетическое или историческое целое и имеющие общечеловеческое значение. Сохранять необходимо не только исторические центры городов, но и окраины, представляющие историческую ценность. Дмитрий Сергеевич дал определение понятию “ценный ландшафт”. Ученый считал, что ценный ландшафт определяется не только историческими событиями, произошедшими на этих местах (в России – битвы:… Куликовская, Бородинская, Сталининградская, Курская….. оборона), но и памятью художнической (Плес на Волге, связанный с именем Левитана…) [9].
В третьей главе Д.С.Лихачев писал о проблеме доступности произведений искусства, даже если они находятся в частном собрании. На наиболее ценные коллекции должны составляться полные каталоги, отражающие научные описания произведений, находящиеся как в экспозиции, так и в запасниках. Сведения о малых коллекциях, а также о произведениях, находящихся в частных руках, могли бы печататься в прессе. Коллекциям следует иметь постоянное место хранения. Особое внимание ученый уделил жертвователям произведений культуры, строгому соблюдению их воли как при жизни, так и посмертно. Большую роль в деле сохранения культурных ценностей ученый отводил ЮНЕСКО.
В дальнейшем на основе данного проекта был разработан итоговый проект “Декларация прав культуры” [10]. Идеи, заложенные в проекте и сегодня актуальны не только в нашей стране, но и во всем мире.
Вопросы теории культуры, затронутые Д.С.Лихачевым в своих трудах, будут еще долгие десятилетия изучаться и давать духовную пищу для всех исследователей в области культуры как вопросы вечные, органично связанные с существованием и развитием человечества.

Литература:

  • Хоруженко К.М. Культурология: энцикл. сл. – Ростов н/Д, 1997. – С.275.
  • Лихачев Д. С. Раздумья о России. - СПб., 2001. – С. 32.
  • Лихачев Д.С. Единомыслие – искусственно /Беседу вел В.Костюковский // Известия. – 1996. – 27 нояб. – С.5.
  • Лихачев Д.С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. – 2 е изд. - СПб., 1991 . – С.363.
  • Лихачев Д.С. О русской интеллигенции //Лихачев Д.С. Раздумья о России. – СПб., 2001. – С.617 – 618.
  • Лихачев Д.С. Еще о памятниках прошлого //Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб., 1999. – С.166.
  • Лихачев Д.С. Декларация прав культуры: (Проект) /РАН. Пушкинский Дом, СПбГУП. – СПб., 1995. – С.2.
  • Там же. – С.4.
  • Там же. – С.8-10.
  • Декларация прав культуры: (Проект). – 3-е изд., испр. – СПб.: СПбГУП, 2001. – 18 с.