Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Номера

11 10, 09 08, 07 06 05, 04 03 02 01

12. Секция по формированию библиотечных фондов

Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт.

№ 3, июнь, 2002

Что объединяет депутата и читателя РНБ

Е.В. Тихонова (РНБ)

Нормотворческий процесс является основополагающим звеном правовой реформы, осуществляемой в России. На современном этапе в нормотворчестве все сильнее возникает необходимость смещения акцентов от количественного накопления законодательного массива, с целью приведения его в соответствие с действующей Конституцией и сложившимися отношениями в обществе, к улучшению качества вновь разрабатываемых текстов законов и изменения ранее принятых.

В последние годы все подразделения Российской национальной библиотеки отмечали возросший спрос на официальные издания нормативно-правового характера и издания неофициального характера, публикующие также нормативные акты, комментирующие и справочные материалы. Это связано с увеличением потока правовой информации и, как следствие, появление новых категорий пользователей. Помимо специалистов юридического профиля с правовой информацией активно работают экономисты, студенты, пенсионеры и социально незащищенные категории населения.

Категории пользователей в Центре правовой информации (ЦПИ) РНБ (в %)

Категории пользователей

в %

Юристы

35,380

Экономисты

11,890

Студенты, аспиранты

10,170

Специалисты в области точных и технических наук

18,910

Специалисты в области гуманитарных наук

9,020

Специалисты в области естественных наук

6,160

Пенсионеры

2,140

Библиографы (в частности, сотрудники РНБ)

4,870

Предприниматели

0,286

Военнослужащие

0,710

Безработные

0,464

Библиотеки стали одним из основных каналов некоммерческого распространения правовой информации для широкого круга граждан.

Политические и экономические реформы в России активизировали нормотворческий процесс, количество принятых за последнее десятилетие нормативно-правовых актов превышает два миллиона документов. На данный момент, обеспечение доступности и открытости всего массива законотворческих актов возможно только на основе компьютерных технологий. Электронная СПС – это программный комплекс, включающий в себя полнотекстовые базы данных (ПБД) и программный системный аппарат поиска информации. В настоящее время СПС представляют собой значительный массив правовых документов, иногда не имеющих аналогов в печатной форме и существенно дополняющих фонд традиционных печатных источников. СПС является удобным и эффективным средством организации труда, связанного с анализом правовой информации и формированием решений по исследуемым правовым проблемам. Как правило, правовые системы состоят из комплекса обязательных универсальных (или политематических) и дополнительных тематических информационных банков правовых актов:

 

  • российское (федеральное) законодательство (примерно с 1991 г.) – включает все нормативные акты РФ и законы СССР, действующие на территории России, правовые акты разъяснительного характера, правоприменительные акты персонального характера, законопроекты, комментарии специалистов к основополагающим документам;

     

  • региональное законодательство – содержит документы органов государственной власти и местного самоуправления конкретного субъекта РФ;

     

  • международное право – включает двусторонние и многосторонние международные договоры РФ, документы международных организаций, документы о ратификации;

     

  • судебная и арбитражная практика – включает документы, освещающие деятельность судебной системы РФ, судебные акты, материалы по вопросам правоприменительной практики, судебные акты по делам, рассмотренным в федеральных арбитражных судах округов в порядке кассации;

     

  • информационные модули по отдельным отраслям права различных видов деятельности (например, медицина, налогообложение, бухучет, аудит, строительство, торговля и т.п.). Особую подгруппу профессиональных систем составляют так называемые специализированные справочные системы. Их содержание строго привязано к специфике определенных отраслей экономики. Главная специфика специализированных систем – наличие в базах данных наряду с общеправовыми документами, раздела нормативов и стандартов. Стандарты – особый класс нормативных документов, формулирующих и устанавливающих технические нормы в различных областях человеческой деятельности. Несмотря на узкоспециализированный технический характер, стандарты зачастую важны и для широкого круга потребителей – например, нормативы безопасности, стандарты потребительского качества товаров и услуг, экологические стандарты и другие. Профессиональные справочные системы обеспечивают специалистов, работающих в разных областях, всей необходимой информацией;

     

  • проекты законов, неопубликованные документы, которые представляют большую сложность в разыскании традиционным библиографическим путем;

     

  • электронные правовые справочники, содержащие правовую информацию для широкого круга потребителей, ориентированные для использования непрофессионалами с целью предварительного электронного юридического консультирования. Справочники содержат тексты основных правовых актов, необходимых в той или иной области применения, но самое главное, они содержат комментарии специалистов, разъясняющие применение законодательства, типовые вопросы-ответы, типовые формы документов с комментариями по их применению, электронные версии печатных изданий. Все материалы содержат ссылки на нормативные акты к текстам, к которым при желании пользователь может обратиться по ссылке.

 

Среди российских справочных информационно-правовых систем широко известны такие как “Гарант”, “Кодекс”, “Консультант Плюс”, “ЮСИС”, которые ориентированы на негосударственные структуры и физических лиц.

Эффективность и полнота анализа всего массива нормативно-правовых актов по исследуемой правовой проблеме обеспечивается наличием в СПС уникальных поисковых возможностей при работе с анализируемыми документами.

Напомним очевидный факт: общение двух людей тем более эффективно, чем ближе по составу их словарный запас. Верно и обратное утверждение: если словари общения двух индивидуумов очень сильно отличаются, то их общение не может быть успешным.

Общение СПС с пользователем базируется на трех словарях.

Словарь

пользователя

à

Словарь-эксперт

à

Словарь

законодателя

Словари хотя и различны по своему содержанию, но не настолько, чтобы сделать общение неэффективным. Наоборот, правила взаимодействия между ними сконструированы таким образом, чтобы эффект поиска был максимальным.

Словарь пользователя довольно богат. Однако для организации поиска пользователю нужны далеко не все слова из его словаря.

Словарь законодателя, естественно, отличается от словаря пользователя. Он служит источником формирования устойчивых комбинаций слов, отражающих ту или иную юридическую мысль. Посредником, а точнее, помощником-интерпретатором, выступает Словарь-эксперт, где слова хранятся в нормализованном виде. Это удобно как для поиска, так и для однозначной интерпретации смысла слов пользователем и законодателем в процессе их диалога.

Таким образом, первая и главнаяпричина эффективности поиска в СПС состоит в том, что пользователь общается с законодателем на языке законотворческих документов, а не с системой, роль которой проявляется в обеспечении действий своего труженика – Словаря-эксперта.

Пользователь выбирает из собственного словаря те слова, которые составляют смысл его вопроса, корректирует их с помощью Словаря-эксперта на всех этапах поиска, формируя тем самым запрос, и осуществляет по нему поиск нужных правовых документов. В процессе отбора возникают различные ситуации. Система может предложить ему использовать синонимы, покопаться в определениях, пройтись по ссылкам, скорректировать условия.

Вторая

причина эффективной работы СПС состоит в том, что система работает не только с отдельными словами, но и с их сочетаниями, отражающими мысли законодателя.

Третья

причина, последняя по счету, но не последняя по важности, состоит в том, что слова или их сочетания на самом деле не ищутся: системы “берут” их там, где они разместили их в ядре при обработке поступившего документа.

Таким образом, диалог читателя РНБ со справочно-правовыми системами максимально приближается к непосредственному диалогу с самим законодателем. Естественный язык, на котором ведется диалог системы с читателем, делает подобное общение не только возможным, но и удобным. При таком подходе удается согласовывать между собой словари разработчиков документов (терминологические в своей основе), СПС (так называемый Словарь-эксперт) и словарь читателя (смесь делового языка и языка общения).

База данных по разрабатываемым документам и документам, находящимся на регистрации, помогают пользователю сориентироваться в направлении законотворческих процессов.

Познакомимся с разработчиками основных правовых систем, представленных сегодня в ЦПИ и их программными продуктами.

Научно-технический центр Федерального агентства Правительственной связи при Президенте РФ “Система”

Тексты правовых актов НТЦ “Система” получает из соответствующих служб и подразделений Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Тесты Федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации “Система”, являются официальными.

На научно-технический центр правовой информации “Система” возложены обязанности по изданию и распространению Собрания законодательства Российской Федерации в машиночитаемом виде.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром “Система”, является официальным изданием.

Общероссийская сеть распространения правовой информации “Консультант Плюс”

В 1992 г. НПО “Вычислительная математика и информатика” предложило систему, способную удовлетворить запросы значительной части потребителей правовых систем.

Кроме баз с “повседневными” документами, разработчиками системы “Консультант Плюс” предлагается достаточно полная база данных, содержащая документы ведомственной и тематической направленности. Это нормативные акты, представляющие интерес для пользователей, нуждающихся в разноплановой правовой информации узкоспециального характера. Ориентируясь на широкий круг пользователей, разработчиком была создана программная оболочка, освоение которой не составляет труда даже неподготовленному пользователю. На сегодняшний день НПО “ВМИ” имеет мощную сеть представительств по России.

Каждому пользователю системы, независимо от его местонахождения, гарантируется оперативное поступление информации. Кроме того, в большинстве крупных городов на основе технологий “Консультант Плюс” созданы региональные правовые базы данных.

Информационная правовая система “Гарант”

НПП “Гарант-Сервис” предлагает систему “Гарант”, разработанную в 1991 г. Ее основная отличительная черта – наличие мощной юридической обработки документов, помогающей избежать ошибок при использовании того или иного нормативного акта. “Гарант” представляет собой набор тематических баз данных по отдельным областям права. Большое количество комментариев и расставленные между документами ссылки делают правовую информацию, имеющуюся в базах, “готовой к применению”. В системе реализован поиск по ситуации, позволяющий получить доступ к документам, некоторые из которых могут и не содержать в текстах самих терминов, хотя направленность этих документов явно отвечает заданной тематике. В гипертекстовой среде “Гаранта” существует несколько видов ссылок, позволяющих переходить из документа в документ. Помимо ссылок и комментариев документы сопровождает и дополнительная справочная информация.

Информационно-правовой консорциум “Кодекс”

“Центр компьютерных разработок” из С.-Петербурга в 1992 г. создал первую версию информационно-правовой системы “Кодекс” (система обновлена в 1999 г.). Основная концепция развития – предоставление исчерпывающей информации как по Российскому законодательству в целом, так и по отдельным (специализированным) отраслям права. Достаточно полно представлено международное право. В базу данных включены информационные материалы, такие, как электронные версии печатных изданий, юридические комментарии, формы договоров и справочная информация.

На основе ИПС “Кодекс” функционируют базы данных правовой информации администрации С.-Петербурга.

Активное внедрение в практику работы электронных ресурсов, составной частью которого являются СПС, открывает новые возможности библиографического обслуживания и дает новые инструменты поиска, предлагая пользователю постоянно пополнять свой арсенал работы с правовой информацией.