Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Номера

11 10, 09 08, 07 06 05, 04 03 02 01

12. Секция по формированию библиотечных фондов

Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт.

№ 3, июнь, 2002

Проблемы финансирования бюджетного комплектования библиотек: постановка проблемы

И.В. Эйдемиллер (РНБ, Петербургский книжный центр)

Актуальность рассмотрения данной проблемы вызвана кардинальными изменениями в профессиональной технологии комплектования, связанными с переходом к рыночной экономике. Формирование свободного книжного рынка в России началось с 1990 г. Главной характеристикой книгоиздания и книгораспространения до этого времени являлось государственно-административное регулирование. Можно много говорить о его недостатках, но сегодня также для всех уже очевидно, что оно имело ряд серьезных достоинств. Прежде всего, это хорошо выстроенная система логистики книгораспространения, практика дифференцированных торговых скидок, единое информационное обеспечение комплектования через систему тематических планов издательств и предварительных заказов. Пользуясь системой предварительных заказов по тематическим планам издательств, библиотеки могли точно определить необходимый им объем средств на текущее комплектование. Учитывая, что в СССР было всего около 200 издательств, проработав их тематические планы, комплектатор владел практически всей информацией о том, что выйдет из печати в следующем году. Специализированная книготорговая организация – Библиотечный коллектор – специально созданная для работы с библиотеками, была практически единственным монопольным источником комплектования для всех типов библиотек. Зная, какая сумма необходима на текущее комплектование, библиотека заключала с коллектором договор, в соответствии с которым шло регулярное финансирование комплектования по кварталам. Суммы на комплектование резервировались по пятой статье расходов бюджета библиотеки и была заранее известна комплектатору. Таким образом, финансирование носило регулярный, стабильный характер.

Объективные процессы становления рыночных отношений в книжном деле в России имели положительные и отрицательные последствия для библиотек. В связи с отменой цензуры и с переходом к свободному ценообразованию в России начался “издательский бум”. Это привело к появлению большого количества новых издательств. В настоящее время, по статистике РКП, более 15 тысяч издательств имеют издательскую лицензию. Однако, по оценкам экспертов, лишь половина из них ведет активную издательскую деятельность. С одной стороны, становление книжного рынка привело к расширению репертуара издаваемых книг, возможностей выбора, с другой - к притоку случайных людей в книжное дело, к общему падению культуры книгоиздания. Тематические планы одних издательств стали коммерческой тайной, причиной отсутствия у других – простое незнание о их существовании.

В 1992 г. начался кризис централизованного опта, который выразился в неплатежах и распаде областной оптовой книготорговой сети. До 1991 г. оптово-розничные объединения книжной торговли “Союзкнига”, “Роскнига”, работая со всеми издательствами, получали стандартную торговую скидку 25% для покрытия издержек по реализации книжной продукции по всей территории России и СССР. Эта единая торговая скидка затем дифференцировалась оптовиками в зависимости от дальности расстояния от центра. Так, в Москве в 1991 г. скидка составляла 13%, а на Дальнем Востоке, в Магадане – 70%. При этом оптовиками оплачивались и транспортные расходы. Таким образом, удавалось удерживать единую розничную цену по всей территории страны. В 1992 г. такие отношения в цепочке : “издатель – центральная оптовая база – книготорг” были признаны антирыночными. Предоставление торговых скидок было отвергнуто, а центральный опт перешел на работу по всем видам книжной продукции с наценкой 8-10 %. В 1992 году резко возросли издержки по реализации книг в центральном оптовом звене. Примерно в 10 раз увеличились транспортные расходы. Отказ от практики торговых скидок означал тем самым прекращение дотирования отдельных книготоргов. К октябрю 1992 г. практически все книготорги были неплатежеспособны. Рыночные процессы уже к 1993 г. привели к разрушению традиционной системы книгоснабжения библиотек. Распад государственной оптовой системы книжной торговли, получение самостоятельности каждым из ее структурных звеньев привели к кризису книгораспространения, когда старые каналы были уже разрушены, а “новые” еще не созданы”. Библиотечные коллекторы, вырванные из общей системы, в новых условиях часто оказывались неспособными выполнять свои основные функции. С отменой твердых номиналов и переходом к свободному ценообразованию появилась многоуровневая система цен на издательскую продукцию (отпускная цена издательства, мелкооптовая, оптовая, розничная цена). Комплектаторы должны были теперь расходовать государственные средства на комплектование с учетом хорошего знания системы ценообразования.

С 1995 г. в России на базе ЦБ субъектов РФ стали создаваться отделы (сектора), центры по комплектованию библиотек региона. Такие книготорговые центры позволяли удешевить комплектование, расширить репертуар отраслевой и специальной литературы, более гибко использовать как различные виды цен, так и способы оплаты. Такие центры были созданы при Национальной библиотеке Республики Саха (Якутия), Национальной библиотеке Республики Башкортостан, Архангельской, Мурманской, Брянской, Алтайской, Кемеровской ОУНБ.

Начиная с 1994 г. объемы бюджетного финансирования комплектования фондов библиотек стали сокращаться. Уже в 1995 г. в итоговом документе Всероссийской конференции “Библиотеки на информационно-издательском рынке” (Ростов-на-Дону, март 1995 г.), было отмечено сокращение поступлений в ЦБ субъектов РФ почти вдвое, а в муниципальные библиотеки - в три-четыре и более раз. В качестве основной причины назывался неудовлетворительный уровень финансирования библиотек, не соответствующий росту цен на издательскую продукцию. Конференция обратилась с просьбой к органам власти РФ и субъектов РФ о включении расходов на комплектование библиотечных фондов при формировании бюджетов различных уровней в состав защищенных статей. Процессы создания нормативно-правового законодательства в области библиотечного дела и обязательного экземпляра, в большинстве случаев, законодательно закрепили за органами государственной власти субъектов РФ требование “гарантированного финансирования комплектования и обеспечения сохранности фондов государственных и муниципальных библиотек”. В 1996-1997 гг. в ряде территорий удалось провести законодательно положение о “выделении средств на комплектование библиотечных фондов отдельной строкой” [1] .

Тем не менее информация, поступающая из различных источников, свидетельствовала, что ситуация с текущим комплектованием с каждым годом ухудшается. Кризис бюджетного финансирования, с которым столкнулись в 1995-1996 гг. большинство государственных и муниципальных библиотек, сделал невозможным систематическое и планомерное комплектование библиотечных фондов. Объем новых поступлений в фонды библиотек в целом по России сократился в 1999 г. на 15,6 % по сравнению с 1998 г. При этом в восьми субъектах РФ сокращение объемов новых поступлений превысило 40%: Астраханская, Курская, Московская, Нижегородская, Московская, Новосибирская, Пермская, Свердловская области, Корякский а.о. Вместе с тем, сокращение объема новых поступлений в библиотечный фонд не было повсеместным: в 34 субъектах РФ поступления увеличились, причем в республиках Алтай, Кабардино-Балкарии и областях Липецкой и Белгородской почти вдвое. Это свидетельствует о том, что несмотря на повсеместные трудности с комплектованием из-за острого дефицита отпущенных на эти цели средств, библиотеки ряда российских регионов все же находят возможности пополнения своих фондов. Поиск дополнительных источников финансирования комплектования, освоение гибких форм работы, переход от пассивной позиции выжидания к активному поведению на книжном рынке, к подаче себя как полноправных и интересных для издательств, книготорговых и иных фирм партнеров стали необходимыми условиями продолжения самого процесса текущего комплектования фондов.

В 1997-1998 гг. Сектором библиотечного фондоведения НМО РНБ (далее СБФ) было проведено исследование, посвященное проблеме использования нетрадиционных форм организации работы по комплектованию фондов в условиях ограниченного бюджетного финансирования [2].

В исследовании приняли участие 49 библиотек, представляющих все десять экономико-географических районов России. Непосредственными участниками его были 80 экспертов, включая руководителей библиотек, зав. отделами комплектования, руководителей центров и главных библиотекарей по комплектованию фондов библиотек региона. Исследование показало, что ЦБ регионов и ЦБС используются различные формы текущего комплектования, помогающие им продолжить комплектование в условиях дефицита бюджетного финансирования . Имеются значительные резервы в их использовании. Вместе с тем существует ряд серьезных сдерживающих факторов, которые носят в основном объективный, независимый от библиотек характер.

В числе гибких форм организации текущего комплектования платные абонементы и взаимозачеты получили наибольшее распространение. При этом взаимозачеты, неизбежный симптом своеобразного экономического положения страны, не могут рассматриваться как перспективная форма текущего комплектования. К активно используемым формам также относится работа с издательствами и книготорговыми фирмами по продвижению и стимулированию сбыта издательской продукции в виде организации презентаций новых книг, встреч с писателями, авторами и издательствами на базе библиотек, организации выставок, оказанию посреднических услуг для издательств и книготорговых фирм в обмен на комплектование издательской продукцией.

В процессе исследования выявился ряд факторов, мешающих распространению перспективных форм комплектования. Прежде всего это инертность кадров, стереотипы мышления, отсутствие инициативы и недостаточный профессиональный уровень кадров. Не все комплектаторы смогли адекватно адаптироваться к новым экономическим условиям. Многие из них не владеют, а часто и не хотят овладевать современными технологиями, так как считают их непрофильной деятельностью. Необходима продуманная работа по переподготовке и повышению квалификации кадров в плане овладения основами экономических и правовых знаний, навыками маркетингового мышления, анализа конъюнктуры рынка и методикой оценки эффективности различных источников документоснабжения, технологиями фандрайзинга, подготовки бизнес-проектов, оформления заявок на гранты; организации работы по продвижению и стимулированию сбыта, основами книготорговой посреднической деятельности, современными компьютерными издательскими технологиями (компьютерного дизайна для подготовки рекламных материалов о фонде библиотеки, оригинал-макетов изданий и т.д.), навыками навигации в Интернет для поиска ресурсов для информации, анализа, эффективных контактов и текущего комплектования.

Важным сдерживающим фактором является несформированность местных книжных рынков. Это выражается в отсутствии крупных местных издательств и книготорговых фирм, узости репертуара, незначительных тиражах. Между тем, именно библиотеки могли бы сыграть решающую роль в исправлении ситуации, при проведении политики налаживания взаимовыгодных контактов с местными издательствами, книготорговыми фирмами и авторами. Это могло бы выражаться во влиянии библиотек на издательский репертуар, в использовании социально-творческих заказов тиражей изданий для библиотек, финансируемых администрациями территории с учетом потребностей библиотек других систем и ведомств и других регионов России, во влиянии на повышение уровня культуры книгоиздания, в продвижении местных издательств и авторов на местном и общероссийском рынке, использовании местного экземпляра и возможностей системы “Книги в наличии и печати” и т.д.

Объективным фактором является резкое падение платежеспособного спроса населения. Одним из выходов для библиотек в данном случае нам представляется поддержка, участие и инициирование различных целевых программ по комплектованию библиотек, активное привлечение спонсорских и меценатских средств. В современных условиях комплектаторы общедоступных библиотек используют весь комплекс современных источников и способов пополнения фондов библиотек, который сегодня весьма разнообразен. Это необходимо для того, чтобы выбрать наиболее экономичные и целесообразные способы комплектования фонда своей библиотеки (ЦБС).

В условиях нестабильного финансирования и экономии средств библиотеки устанавливают экономические партнерские отношения с другими участниками книжного рынка: издательствами, книготорговыми фирмами и т.д. В сложный переходный период становления отечественного книжного рынка издателей и книготорговцев привлекает определенная стабильность библиотек как государственных учреждений по сравнению с другими партнерами. Однако в основном их взаимоотношения с библиотеками сегодня строятся так же, как и с другими обычными клиентами. Библиотеки же во многом оказались заложниками государственной системы и в первую очередь страдают от отсутствия финансирования, поскольку принятые государством Законы не выполняются. Так, в статье 15 п.2 Закона РФ "О библиотечном деле" записано: "Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают: гарантированное финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов государственных и муниципальных библиотек”, что должно обеспечить "реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание". Таким образом, привлекательность библиотек как государственных учреждений одновременно является существенным тормозом для установления продуктивных взаимоотношений, если строить их по традиционной модели. Подход к библиотекам не как к пассивным потребителям, а как к полноправным партнерам предоставляет издательствам и фирмам широкий выбор возможностей для взаимовыгодного сотрудничества. Библиотека в таком случае выступает не просто как заказчик, но как полноправный партнер. Это предполагает оказание библиотекой фирме встречных услуг (например, по изучению спроса, сбору заказов, презентации новинок, реализации продукции и т.д.). Фирма расплачивается с библиотекой книжной продукцией. Таких способов дополнительного комплектования библиотек существует много: арендные (субарендные) договора, маркетинговые исследования книжного рынка и читательского спроса, посреднические услуги, подготовка и проведение рекламных компаний, совместная издательская деятельность, представительские услуги в регионе и т.д.

Важную роль имеет выход на специализированные КТФ. Это позволяет комплектатору отследить интересующий сегмент документного рынка, профильный поток документов, поднять качество комплектования.

К 1998 г., особенно после августовского кризиса, ситуация с финансированием текущего комплектования библиотек приняла кризисный характер. Объемы поступлений в сельские библиотеки сократились до нескольких экземпляров новых книг в год.

Одним из источников дополнительного комплектования, сыгравшим важную роль в становлении современной системы документоснабжения библиотек, стал Мегапроект “Пушкинская библиотека: Книги для российских библиотек.” Эта программа, начатая в 1998 г. Институтом “Открытое общество” Фонда Д.Сороса, призвана обеспечить библиотеки России новыми изданиями прежде всего по культурологии, экономике, философии и другим гуманитарным дисциплинам. В проекте участвует более 5000 библиотек. Проект является одним из самых крупных соросовских проектов в России. Общий бюджет проекта составляет 100 млн. долларов. Программа, рассчитанная на три года, позволила библиотекам разного уровня из многих регионов России получить порядка 3000 новых изданий. Поддержка Фонда на первом этапе составила 75 % стоимости книг, 50 % - на втором, 25 % на третьем. Особенно важным для библиотек удаленных регионов стало обеспечение за счет мегапроекта бесплатной почтовой адресной рассылки. За время осуществления проекта, по сути говоря, создана новая модель книгоснабжения библиотек России в современных условиях, включающая: центральную оптовую структуру в Москве, работающую на библиотечный рынок и осуществляющую отбор наиболее ценной части текущего книгоиздательского потока для библиотек, подготовку информационного каталога для участников проекта, сбор и выполнение заказов и сеть региональных библиотечных центров на базе УНБ, занимающихся сбором и выполнением заказов на своей территории. Вполне вероятно, что после окончания проекта созданная структура постепенно сможет работать дальше и без дополнительной финансовой поддержки со стороны Фонда Сороса.

В своих первых проектах по изданию новых переводов книг по гуманитарной тематике Сорос поддерживал производителя – издателя. Данный проект обеспечивет финансовые возможности библиотек в приобретении литературы, то есть в конечном счете доступность литературы для конечного потребителя, независимо от места проживания.

Контрольное обследование, проведенное по 32 ЦБС, представляющим 10 экономических регионов России в июне 2001 г., показало, что по факту реального использования основными источниками комплектования сегодня являются: подписка через “Роспечать” (до 60 % средств, выделенных на комплектование), мегапроект “Пушкинская библиотека” (около 18 % средств), библиотечный коллектор ( около 9 % средств), местные книжные магазины ( около 5% средств) и местные книготорговые фирмы ( 2 % средств). Вместе с тем, при оценке эффективности различных источников комплектования комплектаторами ЦБС, складывается несколько иная картина. Первый ранг принадлежит Мегапроекту “Пушкинская библиотека”, второй и третий ранг - сответственно местным книжным магазинам и местным книготорговым фирмам. Библиотечный коллектор как источник комплектования имеет лишь седьмой ранг.

На комплектование библиотечных фондов в среднем выделяется 16% от общего объема финансирования ЦБС. Основным источником финансирования выступает местный бюджет. На его долю приходится около 66 % средств. 10 % средств выделяется областным бюджетом. Новым явлением стало принятие специально финансируемых региональных программ комплектования библиотечных фондов (Республика Карелия, Белгородская область). На их долю приходится около 1,2 % средств. Внебюджетные источники финансирования составляют 6,5 %. Дополнительными источниками финансирования комплектования является коммерческая деятельность (организация платных абонементов, продажа книг) (примерно 14,5 %). 10,5 % средств на комплектование получено библиотеками за счет получения грантовой поддержки.

Не меньшей проблемой становится сегодня сама процедура закупки книг для текущего комплектования библиотек. Я имею ввиду попытку введения тендера в г. Санкт-Петербурге.

Таким образом в целом, можно констатировать переход от монопольной модели организации книгоснабжения библиотек к другой интерактивной модели, основные звенья которой находятся сегодня только в стадии формирования и развития. Вместе с тем, дальнейшее развитие и эффективное комплектование библиотек возможно только в том случае, если будет решена проблема финансирования текущего комплектования. В настоящее время объемы средств на текущее комплектование библиотек не нормируются, нормативная методика для их определения не используется. Такое положение дел приводит к дефициту бюджетного финансирования комплектования и, соответственно, к неудовлетворенности фондами читателей библиотек. В Секторе формирования библиотечных фондов НМО РНБ еще в 1995 г. такая нормативная методика была создана и апробирована В.В. Шиловым. В настоящее время НИО библиотечных фондов РНБ проводит широкомасштабное внедрение данной методики в практику работы российских библиотек. Даже предварительные расчеты, проведенные по ЦБС Санкт-Петербурга и Ленинградской области, показывают, что объемы бюджетного недофинансирования очень значительны. Эти вопросы должны стать предметом обсуждения ежегодного всероссийского директорского совещания в ноябре месяце 2002 г. в Санкт-Петербурге, где будут намечены возможные пути решения этой проблемы.

Примечания

 

  • Закон Республики Коми “О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов”. Принят Государственным Советом Республики Коми 21 ноября 1996 г. № 42-РЗ, ст.16, п.3;
  • Закон Вологодской области “О библиотечном деле в Вологодской области”. Принят Законодательным собранием области 19 февраля 1997 г.№ 135-ОЗ, ст.11. Финансовые ресурсы библиотеки;
  • Закон Республики Хакасия “О библиотечном деле в Хакасии”. Принят 25 сентября 1996, N 69, Гл.IV, Ст.19, п.2;

  • Закон Брянской области “О библиотечном деле в Брянской области”. Принят областной Думой 26 января 1996 г. , Ст.14, п.1;
  • Закон Тверской области “О библиотеках в Тверской области”. Принят Законодательным Собранием Тверской области 26 июня 1996 г. № 67 . Гл.IV. Ст.14, п.1;

  • Закон Липецкой области “О библиотечном деле в Липецкой области”. Принят областным Собранием депутатов 22 марта 1996 г., Ст.15, п.5 ;
  • Закон Республики Тыва “О библиотечном деле”. Принят Верховным Хуралом 31 мая 1996 г., Гл.V, ст.16).

  • Исследование проводилось в рамках темы “Проблемы библиотечного книгоснабжения. Эффективность использования различных источников и форм комплектования”.