Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Номера

11 10, 09 08, 07 06 05, 04 03 02 01

12. Секция по формированию библиотечных фондов

Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт.

№ 2, апрель, 2001

Проблемы МБА в научной библиотеке и возможные пути их решения

Саратова Е.А.

Социально-экономические условия развития России в 1990-е гг. и внедрение новых технологий в ее библиотечное дело изменили устоявшиеся направления работы в системе МБА научных библиотек и потребовали осмысления возникших проблем и путей их решения.

В настоящей консультации для работников МБА научных библиотек рассматривается опыт работы межбиблиотечного абонемента в РНБ, являющейся одним из крупнейших книгохранилищ мира, научно-исследовательским и информационно-библиотечным центром обслуживания пользователей.

Трудности в работе МБА, возникшие в нашей библиотеке в начале 1990-х гг. были характерны для большинства научных библиотек России. Удорожание почтовых расценок на пересылку документов, введение таможенного контроля на почтовые отправления в страны СНГ, недостаточное финансирование библиотек при сокращении их количественного состава во многих регионах страны усложнили деятельность работников МБА и вызвали необходимость поиска путей ее модернизации.

Отдел абонемента РНБ многие годы осуществляет обслуживание городских и иногородних библиотек-абонентов, обращающихся с запросами по МБА. Основной состав городских абонентов, несмотря на большие изменения в работе библиотек Санкт-Петербурга за последнее десятилетие, остался практически неизменным. Это, преимущественно, научно-технические библиотеки и отделы информации крупнейших научно-производственных объединений, научно-исследовательских и учебных заведений. Поскольку у большинства из оставшихся библиотек нет достаточных финансовых средств на подписку и комплектование, то за литературой по профилю деятельности их учреждений, особенно последних 5-10 лет издания, они вынуждены обращаться по МБА в РНБ. Так, ежегодно в среднем каждый городской абонент посещает нашу Библиотеку 55 раз, получая при этом более 60 экз. книг, журналов и других видов изданий.

В 2000 г. межбиблиотечным абонементом РНБ пользовались 819 библиотек, в том числе 648 библиотек Санкт-Петербурга и 172 иногородних.

Что же нового за последние годы внесено нами в работу с городскими абонентами? Здесь можно упомянуть следующие решения наших профессиональных вопросов различной сложности:

  • По просьбе библиотекарей, заинтересованных в оперативности выполнения их заказов по МБА, почти все заявки городских абонентов принимаются в работу в РНБ, без перенаправления их по координации в профильные библиотеки города.
  • Обслуживание городских библиотек-абонентов проводится бесплатно. Но с отдельными коммерческими структурами, абонементы которым открываются в порядке исключения, Отдел абонемента РНБ сотрудничает на платной договорной основе. Стоимость договора составляет 4500 руб. в год, независимо от количества поданных заказов и полученной литературы.
  • По разовым абонементам в библиотеки музеев выдается литература для экспонирования на выставках. Чаще всего пользуются этой услугой МБА “Русский музей”, государственный музей-заповедник “Петергоф”, литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского, музей-усадьба Н.К.Рериха, центральный выставочный зал “Манеж” и государственный концертно-выставочный зал “Смольный Собор”.
  • Ежегодно по просьбе городских библиотек-абонентов выполняется более 700 срочных заявок, в том числе связанных с подготовкой и выдачей литературы на день информации.

Определенные изменения произошли и в традиционном обслуживании иногородних абонентов РНБ. В 2001 г. уже стало возможным говорить о заметном увеличении объема обслуживания удаленных пользователей. Среди этих абонентов 169 библиотек России (национальные, краевые, областные, библиотеки высших учебных заведений, научные библиотеки системы РАН, медицинские и библиотеки воинских частей, НИИ и проектных организаций) и три крупнейшие библиотеки Республики Беларусь.

К этому времени в работе с иногородними абонентами РНБ преодолела сложную для нее проблему, связанную с ее тяжелым финансовым положением. По предложению наших абонентов выход из сложившейся ситуации был найден.

Начиная с 1999 г. сотрудничество Отдела абонемента РНБ с иногородними библиотеками осуществляется на договорной основе. Заключаемый договор предусматривает предоплату почтовых расходов и оплату изготовления ксерокопий и микрофильмов в том случае, если издание не может быть выслано по МБА.

Кроме того, в традиционном обслуживании иногородних абонентов нами было обращено внимание на необходимость усиления четко выраженного в сравнении с предыдущими годами индивидуального нестандартного подхода к выполнению каждого заказа по МБА.

В обслуживании абонентов более широко стала использоваться электронная почта.

Так, к примеру, в 2000 г. в РНБ по заказам иногородних абонентов было изготовлено 7419 страниц из 1045 изданий и 357 микрофильмов.

В выдаче иногородним абонентам более 40% составляют копии. В среднем ежегодно каждый из этих абонентов получает из РНБ 30 экз. книг, журналов и других видов изданий, в том числе 13 из них в виде копий.

С 1 июня 2000 г. на базе иногородней группы МБА существует Сектор электронной доставки документов. Им была разработана технологическая схема поступления (приема) и выполнения заказов по ЭДД. Организован диспетчерский пункт, на котором собирается информация об услугах по электронному копированию и доставке документов. Создана и ведется База данных абонентов и заказов.

В читальном зале Библиотеки организован пункт приема заявок на электронное копирование от читателей. На сервере РНБ размещены страницы электронной доставки со сведениями информационного и рекламного характера для информирования локальных и удаленных пользователей.

Сотрудники Сектора овладели методами работы со многими программными и техническими средствами, необходимыми для успешного функционирования этой службы.

Заключен ряд договоров на выполнение заказов по предоставлению электронных копий печатных документов из фондов РНБ и начато успешное сотрудничество в области электронной доставки документов Отдела абонемента РНБ со многими организациями и учреждениями, в т.ч. Свердловской ОУНБ, Национальными библиотеками республик Саха, Татарстан, Карелия, с ЦНБ Уральского отделения РАН и др.

Еще один аспект работы МБА в РНБ – это обслуживание ее читателей. Несмотря на то, что читатели Библиотеки, не обращаясь к нашей помощи, сами могут разыскать в Интернет интересующие их материалы, заказы от них по МБА на отсутствующую в РНБ литературу продолжают поступать.

Отдел абонемента РНБ использует все возможности для выполнения таких заказов. Значительную помощь в этой работе нам оказывают ЦБ БАН и сеть библиотек институтов РАН в Санкт-Петербурге, НБ СПбГУ, ГПИБ, РГБ, НБ Томского государственного университета, Национальная библиотека Республики Беларусь и др.

Чтобы правильно адресовать заказы читателей по МБА используются различные справочники, сводные каталоги, электронные каталоги и другие базы данных крупных отечественных и зарубежных библиотек. Это очень сложная и кропотливая работа, требующая высокой профессиональной квалификации.

Понимая важность своевременного выполнения полученных по МБА заказов сотрудники Отдела абонемента творчески подходят к своей работе, динамично совершенствуя и обогащая ее новыми методами и техническими средствами.