Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Номера

11 10, 09 08, 07 06 05, 04 03 02 01

.

Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт.

№ 2, апрель, 2001

Проблемы МБА в научной библиотеке и возможные пути их решения

Саратова Е.А.

Социально-экономические условия развития России в 1990-е гг. и внедрение новых технологий в ее библиотечное дело изменили устоявшиеся направления работы в системе МБА научных библиотек и потребовали осмысления возникших проблем и путей их решения.

В настоящей консультации для работников МБА научных библиотек рассматривается опыт работы межбиблиотечного абонемента в РНБ, являющейся одним из крупнейших книгохранилищ мира, научно-исследовательским и информационно-библиотечным центром обслуживания пользователей.

Трудности в работе МБА, возникшие в нашей библиотеке в начале 1990-х гг. были характерны для большинства научных библиотек России. Удорожание почтовых расценок на пересылку документов, введение таможенного контроля на почтовые отправления в страны СНГ, недостаточное финансирование библиотек при сокращении их количественного состава во многих регионах страны усложнили деятельность работников МБА и вызвали необходимость поиска путей ее модернизации.

Отдел абонемента РНБ многие годы осуществляет обслуживание городских и иногородних библиотек-абонентов, обращающихся с запросами по МБА. Основной состав городских абонентов, несмотря на большие изменения в работе библиотек Санкт-Петербурга за последнее десятилетие, остался практически неизменным. Это, преимущественно, научно-технические библиотеки и отделы информации крупнейших научно-производственных объединений, научно-исследовательских и учебных заведений. Поскольку у большинства из оставшихся библиотек нет достаточных финансовых средств на подписку и комплектование, то за литературой по профилю деятельности их учреждений, особенно последних 5-10 лет издания, они вынуждены обращаться по МБА в РНБ. Так, ежегодно в среднем каждый городской абонент посещает нашу Библиотеку 55 раз, получая при этом более 60 экз. книг, журналов и других видов изданий.

В 2000 г. межбиблиотечным абонементом РНБ пользовались 819 библиотек, в том числе 648 библиотек Санкт-Петербурга и 172 иногородних.

Что же нового за последние годы внесено нами в работу с городскими абонентами? Здесь можно упомянуть следующие решения наших профессиональных вопросов различной сложности:

  • По просьбе библиотекарей, заинтересованных в оперативности выполнения их заказов по МБА, почти все заявки городских абонентов принимаются в работу в РНБ, без перенаправления их по координации в профильные библиотеки города.
  • Обслуживание городских библиотек-абонентов проводится бесплатно. Но с отдельными коммерческими структурами, абонементы которым открываются в порядке исключения, Отдел абонемента РНБ сотрудничает на платной договорной основе. Стоимость договора составляет 4500 руб. в год, независимо от количества поданных заказов и полученной литературы.
  • По разовым абонементам в библиотеки музеев выдается литература для экспонирования на выставках. Чаще всего пользуются этой услугой МБА “Русский музей”, государственный музей-заповедник “Петергоф”, литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского, музей-усадьба Н.К.Рериха, центральный выставочный зал “Манеж” и государственный концертно-выставочный зал “Смольный Собор”.
  • Ежегодно по просьбе городских библиотек-абонентов выполняется более 700 срочных заявок, в том числе связанных с подготовкой и выдачей литературы на день информации.

Определенные изменения произошли и в традиционном обслуживании иногородних абонентов РНБ. В 2001 г. уже стало возможным говорить о заметном увеличении объема обслуживания удаленных пользователей. Среди этих абонентов 169 библиотек России (национальные, краевые, областные, библиотеки высших учебных заведений, научные библиотеки системы РАН, медицинские и библиотеки воинских частей, НИИ и проектных организаций) и три крупнейшие библиотеки Республики Беларусь.

К этому времени в работе с иногородними абонентами РНБ преодолела сложную для нее проблему, связанную с ее тяжелым финансовым положением. По предложению наших абонентов выход из сложившейся ситуации был найден.

Начиная с 1999 г. сотрудничество Отдела абонемента РНБ с иногородними библиотеками осуществляется на договорной основе. Заключаемый договор предусматривает предоплату почтовых расходов и оплату изготовления ксерокопий и микрофильмов в том случае, если издание не может быть выслано по МБА.

Кроме того, в традиционном обслуживании иногородних абонентов нами было обращено внимание на необходимость усиления четко выраженного в сравнении с предыдущими годами индивидуального нестандартного подхода к выполнению каждого заказа по МБА.

В обслуживании абонентов более широко стала использоваться электронная почта.

Так, к примеру, в 2000 г. в РНБ по заказам иногородних абонентов было изготовлено 7419 страниц из 1045 изданий и 357 микрофильмов.

В выдаче иногородним абонентам более 40% составляют копии. В среднем ежегодно каждый из этих абонентов получает из РНБ 30 экз. книг, журналов и других видов изданий, в том числе 13 из них в виде копий.

С 1 июня 2000 г. на базе иногородней группы МБА существует Сектор электронной доставки документов. Им была разработана технологическая схема поступления (приема) и выполнения заказов по ЭДД. Организован диспетчерский пункт, на котором собирается информация об услугах по электронному копированию и доставке документов. Создана и ведется База данных абонентов и заказов.

В читальном зале Библиотеки организован пункт приема заявок на электронное копирование от читателей. На сервере РНБ размещены страницы электронной доставки со сведениями информационного и рекламного характера для информирования локальных и удаленных пользователей.

Сотрудники Сектора овладели методами работы со многими программными и техническими средствами, необходимыми для успешного функционирования этой службы.

Заключен ряд договоров на выполнение заказов по предоставлению электронных копий печатных документов из фондов РНБ и начато успешное сотрудничество в области электронной доставки документов Отдела абонемента РНБ со многими организациями и учреждениями, в т.ч. Свердловской ОУНБ, Национальными библиотеками республик Саха, Татарстан, Карелия, с ЦНБ Уральского отделения РАН и др.

Еще один аспект работы МБА в РНБ – это обслуживание ее читателей. Несмотря на то, что читатели Библиотеки, не обращаясь к нашей помощи, сами могут разыскать в Интернет интересующие их материалы, заказы от них по МБА на отсутствующую в РНБ литературу продолжают поступать.

Отдел абонемента РНБ использует все возможности для выполнения таких заказов. Значительную помощь в этой работе нам оказывают ЦБ БАН и сеть библиотек институтов РАН в Санкт-Петербурге, НБ СПбГУ, ГПИБ, РГБ, НБ Томского государственного университета, Национальная библиотека Республики Беларусь и др.

Чтобы правильно адресовать заказы читателей по МБА используются различные справочники, сводные каталоги, электронные каталоги и другие базы данных крупных отечественных и зарубежных библиотек. Это очень сложная и кропотливая работа, требующая высокой профессиональной квалификации.

Понимая важность своевременного выполнения полученных по МБА заказов сотрудники Отдела абонемента творчески подходят к своей работе, динамично совершенствуя и обогащая ее новыми методами и техническими средствами.