Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Номера

11 10, 09 08, 07 06 05, 04 03 02 01

12. Секция по формированию библиотечных фондов

Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт.

№ 2, апрель, 2001

Проблемы разработки современной концепции развития системы депозитарного и репозитарного хранения библиотечных фондов

Хахалева Н.И. (РГБ)

Национальная библиотека в мировом информационном сообществе выступает гарантом сохранения интеллектуального ресурса, накопленного в стране. При этом все чаще осознается, что такая высокая и ответственная миссия выполнима только в кооперации с другими библиотеками, образующими единые системы хранения документов и доступа к ним. В данном контексте сегодня возобновляется, после двух десятилетий, повышенный интерес к системе депозитарного хранения, как одного из основных направлений деятельности государственного книгохранилища.

Следует отметить, что последнее десятилетие уходящего века внесло некоторые изменения в само понятие “депозитарное хранение”, что нашло отражение в международной терминологии, но, к сожалению, пока не воспринято отечественной библиотечной теорией и практикой. Такая ситуация затрудняет взаимопонимание наших специалистов с зарубежными коллегами и диктует необходимость в проработке вопроса. Термин “депозитарное хранение” в России начал активно употребляться в семидесятые годы и получил два значения: а) постоянное хранение фонда, б) хранение малоиспользуемой литературы. Соответственно, под “депозитарием” понималась библиотека, обеспечивающая постоянное хранение документов, в т.ч. малоиспользуемых. До настоящего времени совмещение двух понятий в одном термине сохраняется, что создает определенные неудобства.

В англоязычной литературе изначально использовалось несколько терминов: “deposit (depository) library”, “store”, “storage library”, “repository”. Первоначально они воспринимались как синонимы. Но с развитием системы хранения происходила и эволюция понятий. В 1982 году в публикациях ИФЛА появилось новое определение “репозитария” – как учреждения, собирающего и обеспечивающего хранение документов, списываемых в других библиотеках. В 1987 году в 6-м издании Словаря и справочника библиотекаря Хэррода представлена уже более четкая дифференциация двух понятий: “репозитарий” и “депозитарий”. “Depository library” (депозитарная библиотека) определена как библиотека, получающая бесплатный обязательный экземпляр. “Repository” (репозитарий) определяется как кооперативное книгохранилище одной или нескольких библиотечных систем, которое обеспечивает выдачу по межбиблиотечному абонементу депонированных книг.

В 9-м издании того же Словаря Хэррода, вышедшего в 2000 году, подтверждено определение “депозитария” как библиотеки, получающей бесплатный обязательный экземпляр. Что же касается дефиниции “репозитария”, то оно значительно расширилось. Отличительными характеристиками “репозитария” (Rеpository library) названы: кооперативное хранение фонда в целях снижения стоимости его содержания и улучшения доступа к материалам, а также возможность кооперативного комплектования, каталогизации и т.д. Здесь же отмечается особенность электронного репозитария – централизованный доступ к оцифрованным коллекциям, решение проблем авторских прав, лицензирования.

Данное толкование функций репозитария явилось отражением сложившейся в ряде стран практики организации библиотечного дела, стратегическим направлением развития которого стала кооперация во всех сферах библиотечной деятельности.

В Финляндии в 1989 году была создана Национальная репозитарная библиотека (The Finnish National Repository Library) как самостоятельное учреждение, выполняющее функции национального хранилища малоиспользуемой литературы и одного из центров МБА. Главной целью создания этой библиотеки было снижение расходов государства на хранение и использование библиотечных фондов, что должно было достигаться за счет перемещения из научных и публичных библиотек малоиспользуемых изданий для освобождения площадей хранения в библиотеках. До настоящего времени в Национальный репозитарий продолжают активно поступать материалы, причем не только в печатной форме, но в последнее время все чаще и на электронном носителе. Большая часть перемещаемых материалов – издания на иностранных языках. Финские библиотекари высоко оценивают результаты работы Национальной репозитарной библиотеки, поскольку, благодаря ей в научных библиотеках стал реализовываться принцип “нулевого прироста” фонда (т.е. в репозитарий перемещается такое же количество материалов, какое поступает вновь в фонды библиотек). Сократилась потребность в новом строительстве в научных и публичных библиотеках; уменьшаются расходы на хранение.

Аналогичная модель организации работы с малоиспользуемой литературой сложилась в Эстонии, где кооперативное хранилище как самостоятельное учреждение начало функционировать с 1995 года. Первоначально оно называлось “депозитарием”. Но во избежание непонимания в международном общении, с 1999 года ему был присвоен статус Национальной репозитарной библиотеки (National Repository Library of Estonia). Возглавляет Национальный репозитарий Эстонии (как и в Финляндии) Совет, в состав которого входят представители наиболее крупных библиотек Эстонии и Министерства культуры. Репозитарий финансируется государством.

Во Франции в 1996 году на базе CTLes (Centre Technique du Livre de l’enseignement superieur – Центр технической книги для высшего образования) начал функционировать репозитарий университетских библиотек. Идея его создания появилась, с одной стороны, в связи с острой проблемой размещения фондов в университетских библиотеках Франции и, с другой стороны, в связи с появлением эффективных зарубежных моделей по организации репозитариев. CTLes, как репозитарий, был создан для приема на хранение из университетских библиотек (при отсутствии у них места) обязательных экземпляров и других изданий, представляющих исторический или научный интерес. Со временем у CTLes появилась дополнительная функция - распределение обязательных экземпляров между университетскими библиотеками. Центр является самостоятельным учреждением, находящимся в ведении и финансируемым Министерством образования, науки и технологии. Управляет Центром Совет, состоящий из 13 человек, который включает помимо представителей библиотек, входящих в корпорацию, представителей от Национальной библиотеки Франции и от Министерства.

В 1995 году начал также функционировать Национальный репозитарий в Швеции. Но он был создан при одной из муниципальных библиотек и объединил все публичные библиотеки страны. В обязанности репозитария входит собирание малоиспользуемой литературы, отбор на хранение одного экземпляра и выдача его библиотекам по запросам пользователей. Библиотека ставит перед собой задачу сохранения одной копии каждой книги, издаваемой в Швеции. Финансируется репозитарий Национальным Комитетом по культуре.

Девяностые годы в целом стали периодом активного рождения репозитариев, а также развития репозитарных функций в библиотеках и качественного преобразования депозитариев. Интенсивность создания репозитариев явилась ответной реакцией библиотек на новые явления библиотечной жизни: с одной стороны, перенасыщение хранилищ документами, удорожание комплектования из-за роста цен на печатную продукцию, высокая стоимость электронных публикаций, с другой стороны, внедрение новых технологий, обеспечивающих удаленный доступ к информации. Репозитарии представили готовую организационную структуру для кооперации, облегчающей существование библиотек. Они стали “обрастать” все новыми и новыми функциями, ориентированными на кооперацию библиотечной деятельности.

Наиболее ярко отражает процесс эволюции репозитария Центр для научных библиотек в США (Center for Research Libraries – CRL). Первоначально он был создан как самостоятельная научная библиотека для кооперативного хранения малоиспользуемой литературы и выдачи изданий по МБА. Вторым этапом его развития явилась кооперированная покупка редко используемых научных материалов, а также общая координация комплектования библиотек во избежание излишнего дублирования. Позднее добавилась подписка на часто спрашиваемые журналы (если они представлены менее, чем в пяти библиотеках Северной Америки). К настоящему времени Центр превратился в крупный консорциум, охватывающий большое число вузовских и научных библиотек США, который целенаправленно формирует фонд для научных исследований. Центром управляет выборный совет директоров. Финансовые средства образуются из взносов членов консорциума (85% бюджета) и доходов от платных услуг библиотекам и организациям, не являющимся его членами.

Подобную модель финансирования предполагает ввести и Центр академических и научных библиотек в Австралии, созданный в 1997 году. Кооперативное хранилище для Центра было построено на основе разового целевого гранта от Федерального правительства (50%) и взносов членов кооператива. В дальнейшем Центр не рассчитывает на основательную помощь правительства, поэтому разрабатывает бизнес-модель своего функционирования.

В библиотечном мире России мы видим те же проблемы, что и в зарубежных странах, но пока не имеем эффективной системы их решения. Система депозитарного хранения, созданная в 70-е годы, была адекватна своему времени, но уже не соответствует современному положению. В связи с этим, в Российской государственной библиотеке начата разработка новой Национальной стратегии депозитарного хранения библиотечных фондов РФ. Ведущими разработчиками темы являются известные специалисты в области депозитарного хранения: Гриханов Ю.А., Стародубова Н.З., Толчинская Л.М. Параллельно в Российской национальной библиотеке также ведущими специалистами-фондоведами пересматривается Положение о депозитарном хранении. В конце сентября должно состояться первое согласование наших позиций.

Сегодня я хотела бы ознакомить участников конференции с некоторыми положениями новой стратегии, которые предлагаются специалистами РГБ.

  • В целях вхождения в международную терминологическую систему в России предполагается ввести термины “репозитарий” и “репозитарная библиотека” в дополнение к существующим терминам “депозитарий” и “депозитарная библиотека”. В соответствии с международным пониманием терминов, “депозитарий” и “депозитарная библиотека” определяются как библиотека, получающая обязательный экземпляр документов и обеспечивающая общедоступное использование формируемого на этой основе фонда. “Репозитарий” и “Репозитарная библиотека” понимаются как самостоятельное кооперативное учреждение, создаваемое в целях экономичного размещения и использования документов эпизодического спроса, обеспечивающее получение, перераспределение, хранение, общедоступное использование передаваемых ей другими библиотеками документов. Репозитарий может использоваться как координатор консорциумов по корпоративному комплектованию фондов, корпоративной каталогизации, лицензированию электронных публикаций, переводу документов на другие носители и т.д. В зависимости от набора выполняемых функций репозитарий может перейти на иную качественную ступень, превратившись в многофункциональный корпоративный библиотечный центр. Такая тенденция просматривается в международной практике. Но в таком случае нам, наверное, придется говорить о репозитарной функции Центра, т.е. потребуется новое уточнение в терминологии.
  • Состав депозитриев и репозитариев в России. Поскольку депозитарии определяются как библиотеки – получатели обязательного экземпляра, то их состав соответственно регламентируется Федеральным Законом “Об обязательном экземпляре документов” и Законами субъектов РФ “О библиотечном деле” и “Об обязательном экземпляре документов”. Состав репозитариев, на наш взгляд, должен определяться геополитическим устройством государства. В зарубежных странах явно просматривается тенденция максимальной централизации ресурсов и образование национальных репозитариев. В России, отличающейся высокой численностью населения и значительной протяженностью территории, такая централизация невозможна. С другой стороны, создание репозитариев в каждом субъекте РФ – недопустимо расточительно. Это означает сохранение избыточной дублетности изданий в стране и, соответственно, неоправданные расходы на их содержание. Наше предложение исходит из логического обоснования. В стране созданы федеральные округа, которые имеют свои центры и свое управление. С нашей точки зрения, целесообразно следовать этому делению и сформировать в стране 7 репозитариев. Каждый из них будет функционировать на основе объединения ресурсов областных и национальных библиотек, входящих в округ. Механизм взаимодействия между библиотеками прорабатывается.
  • Распределение ответственности за формирование и сохранение документов в едином распределенном фонде страны. Сегодня уже сложилась практика, когда каждый регион максимально полно собирает репертуар местной и краеведческой печати. Национальные библиотеки, кроме того, формируют полные коллекции документов, издаваемых на национальном языке. Такой подход должен сохраниться и стать основой формирования фондов депозитариев. Все издания, выходящие за пределы данного ядра фонда, могут передаваться на хранение в репозитарий округа. Репозитарии, в свою очередь, производят отбор изданий, представляющих научную и историческую значимость, до минимума сокращая экземплярность. Репозитарии специализируются на профиле регионов.
  • Управление репозитариями и их финансовая поддержка. Репозитарий – это кооперативная структура, что обусловливает коллективный характер его управления. Следуя зарубежному опыту, таким управляющим органом может быть выборный совет директоров с представителем от властной структуры-учредителя.

    Что касается финансового обеспечения репозитариев, то это является ключевым вопросом в формировании репозитарной системы. Сегодня практически каждая библиотека, выполняющая функции депозитария, нуждается в дополнительных площадях, в строительстве новых хранилищ. Но государство неспособно удовлетворить эти нужды, особенно учитывая сложную экономическую ситуацию в стране. Поэтому в Стратегии репозитарного хранения мы предлагаем, по сути своей, библиотечные кооперативы по строительству хранилищ, что означает долевое участие каждого входящего в кооперацию члена. Наша задача состоит в том, чтобы Национальная стратегия репозитарного хранения библиотечных фондов сделала возможным отчисления из региональных бюджетов на строительство, а затем и поддержание общих, принадлежащих нескольким регионам, библиотек. Мы исходим из того, что посильное финансовое участие можно сделать обязательным, в отличие от непосильного, которое не поможет ввести ни один правительственный документ.

  • Место Национальных библиотек России в предлагаемой системе депозитариев и репозитариев. Согласно нашей концепции, обе библиотеки (Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека) сохраняют свой статус универсального депозитария федерального значения, развивая координационные связи в формировании фондов. Участие этих библиотек в репозитарной системе зависит от того, насколько целесообразно иметь в России Национальный репозитарий. Мы предлагаем к обсуждению три варианта:

а) Национальный репозитарий как самостоятельная структура, создается на базе объединения всех федеральных библиотек,

б) функции Национального репозитария выполняет один из окружных репозитариев, предпочтительнее – Центрального округа,

в) репозитарная система имеет децентрализованный характер и ограничивается семью окружными репозитариями, в совокупности охватывающими весь репертуар документов, необходимый для обслуживания пользователей. Эти варианты будут предметом специального обсуждения между национальными и отраслевыми федеральными библиотеками в ближайшее время.

Предлагаемые схемы кооперации библиотек в формировании и сохранении фондов противоречат прочно бытующей у нас психологии собственника, но мы считаем, что те трудности, которые переживают сегодня библиотеки, создают объективные предпосылки к объединению.