Поиск по сайту

Архив содержания номеров

Годы

2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Номера

11 10, 09 08, 07 06 05, 04 03 02 01

.

Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт.

№ 2, апрель, 2001

Федеральный обязательный экземпляр документов: вопросы количества и распределения

Брагинец В.В., Шилов В.В. (РНБ)

Федеральный закон Российской Федерации "Об обязательном экземпляре документов" [1] касается основных понятий, сферы действия закона, целей формирований системы обязательного экземпляра (ОЭ), видов документов, подлежащих доставке, порядка доставки. Он определяет "обязанности и права производителей документов", "обязанности получателей обязательного экземпляра" и другие весьма важные моменты. Аспекты количества обязательных экземпляров и их распределения непосредственно относятся к нормам права о правах и обязанностях и производителей, и получателей документов.

Согласно статье 7 Закона доставке и последующему распределению подлежат 16 экземпляров книг и брошюр, альбомов, продолжающихся изданий, журналов, географических карт и атласов на русском языке, - то есть тех видов документов, в форме которых выпускается основная масса издательской продукции в России. Другие виды документов доставляются в меньшем числе экземпляров, но для общего взгляда на систему будем исходить из цифры "16".

Уже после принятия Закона появились попытки обосновать концепцию заложенного в нем порядка распределения обязательных экземпляров. Определяющей в законе была названа модель распределенного библиотечно-информационного фонда - вертикальная, когда национальные библиотеки формируют свои собрания во взаимодействии с региональными библиотеками [2]. Под вертикально подразумевалось сочетание федеральных обязательных экземпляров с региональными и местными комплектами обязательных экземпляров, а вопрос собственно величины и распределения федеральных комплектов в пространственном аспекте повис в воздухе (собственно, не "повис", будучи отраженным в принятом Законе как нечто решенное). Масштабы и объемы обязательных экземпляров федерального и регионального уровней, однако, совершенно несопоставимы. В институте распределенного национального фонда документов системообразующим является критерий полноты. Полный комплект документов, издаваемых на территории страны, формируется благодаря тому, что распределенные части фонда дополняют друг друга в соответствии с интегральным критерием полноты. Задача обеспечения взаимодополняемости этих частей, как мы считаем, непосредственно решается средствами оптимизации общего числа распределяемых документов и методом их распределения.

В России на территории, превышающей 17 млн. кв. км, проживает свыше 146 миллионов человек. Один комплект федеральных обязательных экземпляров документов приходится на девять с лишком миллионов человек или на единицу площади размером более 1 млн. кв. км.

Вся Россия непроизвольно поделена Законом на четыре зоны обслуживания, поскольку обязательные экземпляры распределяются Российской книжной палатой (РКП) между четырьмя городами - центрами условно определенных нами соответствующих зон обслуживания:

г.Москва - 11 экземпляров;

г.Санкт-Петербург - 3 экземпляра;

г.Новосибирск - 1 экземпляр;

г.Хабаровск - 1 экземпляр.

Одиннадцатью экземплярами фактически "более или менее могут" пользоваться жители зоны, включающей Центральный, Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы - 916,1 тыс.кв.м, 45524 тыс.жителей.

На остальной территории европейской части России условно можно выделить зоны, фактически не обеспеченные "благами" федерального ОЭ:

Урал - 824 тыс.кв.км, 20349,4 тыс.жителей;

Юг России - 355,1 тыс.кв.км, 17587,1 тыс.жителей;

Поволжье - 536,4 тыс.кв.км, 16850,8 тыс.жителей.

Тремя экземплярами обеспечено население Севера и Северо-Запада: более 14,6 миллионов человек на территории около 1,68 млн. кв. км;

Один экземпляр достается жителям Западной Сибири - это 15 с лишком миллионов человек, проживающих на территории более 2,4 млн. кв. км;

Один экземпляр оказывается "в пользовании" у населения Дальнего Востока: это 6215,9 тыс.кв.км, 7260, 6 тыс.человек.

Восточная Сибирь (4122,8 тыс.кв.км, 9030 тыс.жителей) не обеспечена федеральным ОЭ.

Согласно Закону, все юридические лица Российской Федерации - производители документов, независимо от их местонахождения, должны направлять экземпляры своих изданий в главный библиотечно-библиографический центр (Москва, где располагается РКП и некоторые другие учреждения-получатели).

Север и Северо-Запад Федерации вместе с Калининградской областью имеют территорию, равную 1677,9 тыс.кв.км. Подставляя это число в формулу, получаем R=731 км (окраинным расположением самой Калининградской области - 15,1 тыс.кв.км - пренебрегаем).

Сопоставление характеристик зон обслуживания, в той или иной мере отражающих территориальные и демографические показатели, с числом ОЭ федерального уровня, получаемых по действующему Закону, свидетельствует о крайней неравномерности распределения полных комплектов документов, издаваемых в России, между различными зонами библиотечно-библиографического обслуживания.

В табл. 1 представлены показатели по зонам, приведенные к числу федеральных ОЭ, в двух вариантах: в левой части таблицы - в соответствии с существующим законодательством, в правой - в соответствии с некоторым мысленным экспериментом (как выглядели бы аналогичные показатели, если бы распределение ОЭ по территории Федерации было несколько равномернее).

В левой части таблицы показатели распределенности и обеспеченности на Юге России, Урале, в Поволжье и Восточной Сибири равны нулю (деление нуля на значимое число возможно). В правой части эти показатели пересчитаны в соответствии с предлагаемым перераспределением комплектов ОЭ: в Центральной зоне оставлено семь комплектов, а указанные зоны "получили" по одному комплекту. Показатели средних расстояний в эксперименте также изменены: если зона "получила" свой федеральный комплект, учтено только среднее расстояние от границ зоны до зонального центра, а расстояние до главного библиотечно-библиографического центра не принято во внимание.

Таблица 1

Распределение федеральных обязательных экземпляров документов

(на основе действующего Закона РФ и предлагаемое)

Зона

Фактическое распределение

Предлагаемое

Число ОЭ

Относительные

показатели

Число ОЭ

Относительные

показатели

По площади, экз./млн. кв.км

По численности населения, экз./дес. млн.чел.

Среднее расстояние, км

По площади, экз./млн. кв.км

По численности населения, экз./дес. млн.чел.

Среднее расстояние, км

Север, Северо-Запад и Калининградская область

3

1,79

2,05

731

3

1,79

2,05

731

Центр

11

11,96

2,41

540

7

7,61

1,53

540

Поволжье

0

0

0

805

1

0,54

1,68

413

Юг России

0

0

0

1190

1

0,34

1,77

336

Урал

0

0

0

1136

1

0,82

2,04

162

Зап. Сибирь

1

2,43

1,51

2878

1

2,43

1,51

880

Вост. Сибирь

0

0

0

4024

1

4,12

0,90

1146

Дал. Восток

1

6,22

0,73

6577

1

6,22

0,73

1407

Мысленный эксперимент, в котором мы попытались реализовать свои предложения по территориальному распределению полных комплектов ОЭ несколько смягчает эту неравномерность.

Теперь рассмотрим показатели по территории и населению [3] в сопоставлении с числом обязательных экземпляров за рубежом - см.табл.2.

Для анализа мы отобрали только те государства, относительно которых мы располагаем более или менее достоверными данными о количестве общегосударственных обязательных экземпляров документов (соответствующих российскому институту федеральных ОЭ) [4,5].

Таблица 2

Обязательные экземпляры документов в европейских странах

в сопоставлении с территориальными и демографическими показателями

Территориальные и демографические показатели

Страна

Число ОЭ

Абсолютные

Относительные

Площадь, млн. кв.

км

Население, десятков млн. чел.

Средняя удаленность, км

По площади, экз./млн. кв. км

По численности населения, экз./десятков млн. чел.

Группа стран А

Швеция

8

0,45

0,88

378

18,8

9,1

Дания

3

0,043

0,53

117

69,8

5,7

Финляндия

7

0,34

0,50

328

20,6

14

Норвегия

5

0,32

0,43

321

15,6

11,6

Исландия

3

0,10

0,027

181

30

111

Группа стран Б

Польша

11

0,31

3,86

316

35,5

2,8

Румыния

7

0,24

2,26

275

29,2

3,1

Чехия

17

0,079

1,03

158

215

16,5

Венгрия

1

0,093

1,02

172

10,8

0,98

Болгария

22

0,11

0,83

188

200

26,5

Албания

1

0,029

0,34

96

34,5

2,94

Группа стран В

Германия

2

0,36

8,21

337

5,56

0,24

Франция

1

0,55

5,87

419

1,82

0,17

Великобритания и Сев. Ирландия

5

0,24

5,85

79

20,8

0,85

Бельгия

1

0,03

1,01

99

33,3

0,99

Австрия

3

0,084

0,81

163

35,7

3,7

Швейцария

1

0,041

0,71

115

24,4

1,41

Ирландия

6

0,07

0,36

150

86

16,7

Италия

5

0,30

5,73

310

16,7

0,87

Португалия

12

0,092

0,98

171

130

12,2

Насыщенность обязательными экземплярами как по площади, так и по численности населения далеко не в пользу России: в Европе они во много раз выше, что достигается в целом и в каждом отдельном случае большим числом государственных комплектов ОЭ в сочетании со значительно меньшими размерами территории, значительно меньшей численностью населения. Сводные данные удобно представить в виде интервальных значений:

экз/млн.кв.км экз/десятков млн.чел.

В России

фактическое распределение 0 - 11,36 0 - 2,41

предлагаемое 0,34 - 7,61 0,73 - 2,05

В Европе

группа стран А 15,6 - 69,8 5,7 - 111

- " - Б 10,8 - 215 0,98 - 26,5

- " - В 1,82 - 86 0,17 - 16,7

Таким образом, сравнение российских территориальных и демографических показателей распределенности комплектов федеральных обязательных экземпляров документов с зарубежными (европейскими) показывает, что наши "16 обязательных" - это не так уж и много, а скорее - мало.

Если говорить об оптимизации распределения ОЭ, то, на наш взгляд, сокращение числа экземпляров, получаемых Центральной зоной (г.Москва), и перераспределение экземпляров в пользу ряда российских территорий было бы, безусловно, актом справедливости. Правительственные и законодательные учреждения Федерации вполне могли бы комплектовать свои библиотеки за счет бюджетных ассигнований. Что касается обеспечения полноты комплектования этих библиотек, то не общероссийский ОЭ играет здесь главную роль, а местонахождение этих библиотек - в Москве, где издается подавляющая часть российской издательской продукции.

В вопросе о распределении комплектов федеральных экземпляров серьезную проблему представляет собой аспект полноты каждого из положенного числа комплектов, доставляемых в РКП.

В соответствии со ст.17 (п.1) Закона 1994 г. Постановлением Правительства РФ № 739 от 24.07.1995 г. утвержден перечень учреждений-получателей, включающий указания о числе получаемых ими комплектов ОЭ (приложение 1 к Постановлению). Зафиксированная в Перечне последовательность наименований библиотек-получателей определяет соответствующую очередность раскладки документов по адресам как нормативный порядок распределения комплектов ОЭ между библиотеками.

Этот аспект осложняется тем, что в числе хранителей значатся две национальные библиотеки (Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека), и обе имеют право получения по два экземпляра документа. Ныне этот вопрос в Книжной палате решается исторически сложившейся очередностью раскладки полученных экземпляров по так называемым "корзинам", на самом деле представляющим собой фанерные коробы и в обиходе именуемым просто "ящиками". Содержимое каждого "ящика" предназначено для определенной библиотеки. Ящики пронумерованы: номер второй - это РГБ, номер третий - это РНБ, номер четвертый - БАН и т.д. Но дело в том, что номер шестой - снова РГБ, а номер 11-й (т.е. где-то в конце) - еще раз РНБ.

Очередность раскладки существенно влияет на полноту комплектования фондов библиотек-получателей. В случае неполного комплекта ОЭ, поступившего в РКП, преимущество получает библиотека, чьи экземпляры в раскладке стоят впереди. Нам, например, не кажется справедливым как то, что оба "ящика" одной национальной библиотеки (в Москве) стоят впереди обоих "ящиков" другой национальной библиотеки (в Санкт-Петербурге), так и то, что вторые "ящики" каждой из них стоят впереди других не менее уважаемых крупных научных библиотечно-информационных центров.

Подобная ситуация явно наносит ущерб интересам создания единого национального библиотечно-информационного фонда (с точки зрения его оптимального, взвешенного распределения). Кроме того, нарушается паритет в координации взаимодействия между двумя национальными библиотеками России. В результате комплектование основного фонда одной из равноправных (по Закону) национальных библиотек осуществляется с существенно меньшей полнотой.

Вопрос этот был исследован в секторе библиотечного фондоведения НМО. Отдел комплектования РНБ подсчитал, что разница в полноте между вторыми "ящиками" той и другой национальных библиотек в течение года составляет несколько тысяч экземпляров (разумеется, с ущербом для фондов РНБ - в Санкт-Петербурге). Однако эту коллизию целесообразно разрешить не столько на уровне переговоров между тремя учреждениями (РКП, РГБ, РНБ), сколько законодательным путем, введя статью о порядке распределения обязательных экземпляров непосредственно в Закон. При этом - особо оговорить порядок распределения в случае получения библиотекой не одного, а двух комплектов. Хотя данный случай, как может показаться, касается только двух библиотек (РГБ и РНБ), но и он укладывается в общую проблему оптимизации формирования единого национального фонда в его распределенном виде.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации “Об Обязательном экземпляре документов” от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ //Библиотека и закон: Справочник. Вып.1. М., 1996. С. 53-63.

2. Ершова Т.В., Толчинская Л.М. Закон об обязательном экземпляре как основа формирования распределенного национального библиотечного фонда // Государственная политика в области библиотечного дела и реализация законов РФ "О библиотечном деле и "Об обязательном экземпляре документов": Всерос.Науч.-практ.конф. Омск, 23-26 апр. 1996 г. Тез.докл. и сообщений. СПб., 1997. С.22-24. Высказанные в докладе взгляды авторы изложили впоследствии в расширенном виде: Ершова Т.В., Толчинская Л.М. Концепция распределенного национального фонда // Библиотека. 1996. №10. С.4-7.

3. Страны мира сегодня /Информационное телеграфное агентство России ИТАР-ТАСС. М., 1999. Т.1.

4. Jasion, Jan T. The International guide to legal deposit. - Published by Ashgate Publishing Limited, 1991. - 210 p.

5. Витиелло Дж. Обязательный экземпляр в Европейском сообществе: Результаты исследования // Библиотека. 1996. №10. Спец.вкл. №2 "Событие. 1996".