Поиск по сайту

Законодательство субъектов Российской Федерации в области библиотечного дела

Республика Саха (Якутия)

ЗАКОН

 

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ЭКЗЕМПЛЯРЕ ДОКУМЕНТОВ

 

Принят постановлением

Палаты Представителей

Государственного Собрания (Ил Тумэн)

Республики Саха (Якутия)

от 18.02.1999 З N 76-II

 

Список изменяющих документов

(в ред. Законов РС(Я)

от 11.12.2002 З N 473-II, от 26.11.2008 609-З N 109-IV,

от 18.02.2010 804-З N 499-IV, от 26.05.2010 828-З N 547-IV,

от 30.05.2017 1867-З N 1291-V,

с изм., внесенными решением Верховного суда РС(Я)

от 07.07.2002 N 3-42/02)

 

Настоящий закон определяет политику Республики Саха (Якутия) в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии и создание кинолетописи республики. Предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование.

(в ред. Закона РС(Я) от 30.05.2017 1867-З N 1291-V)

Закон устанавливает виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра, категории их производителей и получателей, сроки и порядок доставки документов, входящих в состав обязательного экземпляра, ответственность за их нарушение.

(в ред. Закона РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV)

Настоящий закон не распространяется на документы личного и секретного характера, документы, созданные в единичном исполнении, архивные материалы (документы) и управленческую документацию.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия

 

(в ред. Закона РС(Я) от 30.05.2017 1867-З N 1291-V)

 

В целях настоящего закона применяются следующие основные понятия:

а) обязательный экземпляр документов (далее - обязательный экземпляр) - экземпляры различных видов тиражированных документов и экземпляры печатных изданий в электронной форме, подлежащие безвозмездной передаче производителями в соответствующие организации в порядке и количестве, установленных Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" (далее - Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов");

б) документ - материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения;

в) система обязательного экземпляра - совокупность видов обязательных экземпляров, а также установленный порядок их сбора, распределения и использования;

г) обязательный экземпляр Республики Саха (Якутия) - экземпляры изготовленных на территории Республики Саха (Якутия) или за пределами ее территории по заказу организаций, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), различных видов документов, подлежащие безвозмездной передаче производителями документов в соответствующие организации Республики Саха (Якутия) в порядке и количестве, установленных Федеральным законом "Об обязательном экземпляре документов";

д) обязательный экземпляр муниципального образования - экземпляры изготовленных на территории муниципального образования или за пределами его территории по заказу организаций, находящихся в ведении муниципального образования, различных видов документов, подлежащие безвозмездной передаче производителями документов в соответствующие организации муниципальных образований в порядке и количестве, установленных Федеральным законом "Об обязательном экземпляре документов";

е) производитель документов - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательного экземпляра (издатель, редакция средства массовой информации, производитель фонограммы, производитель аудиовизуальной продукции, организация по производству телерадиопродукции и телерадиовещательная организация, организации, осуществляющие научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, организации, на базе которых созданы советы по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, и иные лица, осуществляющие подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательного экземпляра);

ж) получатель документов - юридическое лицо или его структурное подразделение, наделенные правом получения, хранения и общественного использования обязательного экземпляра на безвозмездной основе;

з) национальный библиотечно-информационный фонд документов Российской Федерации - собрание всех видов документов, комплектуемое на основе обязательного экземпляра, распределяемое в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном экземпляре документов", предназначенное для постоянного хранения и общественного использования и являющееся частью культурного достояния народов Российской Федерации.

 

Статья 2. Законодательство Республики Саха (Якутия) об обязательном экземпляре

 

(в ред. Закона РС(Я) от 30.05.2017 1867-З N 1291-V)

 

Законодательство Республики Саха (Якутия) об обязательном экземпляре основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об обязательном экземпляре документов", других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции (Основном законе) Республики Саха (Якутия) и состоит из настоящего закона, других законов и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия).

 

Статья 3. Исключена. - Закон РС(Я) от 11.12.2002 З N 473-II.

 

Статья 3. Цели формирования системы обязательного экземпляра

 

1. Цели формирования системы обязательного экземпляра:

(в ред. Законов РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV, от 30.05.2017 1867-З N 1291-V)

а) комплектование полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации как части мирового культурного наследия;

(в ред. Закона РС(Я) от 30.05.2017 1867-З N 1291-V)

б) осуществление государственного библиографического учета и регистрация (библиографическая и статистическая) республиканских документов, подготовка государственной библиографической (текущей и ретроспективной) и статистической информации;

в) обеспечение его постоянного хранения в национальных фондохранилищах документов Республики Саха (Якутия);

г) использование его в библиотечно-библиографическом обслуживании потребителей;

д) подготовка и выпуск национальных и региональных сводных каталогов, сигнальной и реферативной информации;

е) информирование общества о документах всех видов;

Абзац исключен. - Закон РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV.

ж) комплектование фондов библиотек и органов научно-технической информации республики документами;

з) равномерное распространение обязательного экземпляра между получателями документов на территории Республики Саха (Якутия);

и) полнота и оперативность доставки республиканских документов получателям;

к) информирование общества о достижениях мировой науки и техники.

(п. "к" введен Законом РС(Я) от 30.05.2017 1867-З N 1291-V)

2. Использование обязательного экземпляра печатного издания в электронной форме и обязательного экземпляра диссертации в электронной форме осуществляется в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.

(часть 2 введена Законом РС(Я) от 30.05.2017 1867-З N 1291-V)

 

Статья 4. Виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра

 

(в ред. Закона РС(Я) от 30.05.2017 1867-З N 1291-V)

 

1. В состав обязательного экземпляра входят следующие виды документов:

а) печатные издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания) - издания, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные сведения;

б) экземпляр печатного издания в электронной форме - электронная копия оригинал-макета, с которого осуществлялась печать документа, воспроизводящая информацию, содержащуюся в изданном документе (печатном издании), включая его текст, иллюстрации и все элементы оформления;

в) официальные документы - документы, принятые органами государственной власти Российской Федерации, другими государственными органами Российской Федерации, органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и опубликованные ими или от их имени;

г) издания для слепых и слабовидящих - издания, изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, рельефно-графические издания, "говорящие книги", крупношрифтовые издания для слабовидящих, электронные издания для слепых (адаптированные издания для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи);

д) аудиовизуальная продукция - кино-, видео-, фоно-, фотопродукция и ее комбинации, созданные и воспроизведенные на любых видах носителей;

е) электронные издания - документы, в которых информация представлена в электронно-цифровой форме и которые прошли редакционно-издательскую обработку, имеют выходные сведения, тиражируются и распространяются на машиночитаемых носителях;

ж) неопубликованные документы - документы, содержащие результаты научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работы (диссертации, отчеты о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских и о технологических работах, депонированные научные работы, алгоритмы и программы);

з) патентные документы - описания к патентам и заявкам на объекты промышленной собственности.

2. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) и органы местного самоуправления могут определять с учетом своих потребностей виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра Республики Саха (Якутия) и обязательного экземпляра муниципального образования.

 

Глава II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ДОКУМЕНТОВ

 

Статья 5. Производители документов и их обязанности по доставке обязательного экземпляра

(в ред. Закона РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV)

 

1. Производителями документов являются следующие категории:

а) издательства;

б) полиграфические предприятия и другие издающие учреждения и организации: редакции средств массовой информации; музыкальные фирмы и фирмы грамзаписи; теле- и радиокомпании; киностудии и иные организации кинематографии;

в) научно-исследовательские учреждения: высшие учебные заведения, проектные и конструкторские учреждения;

г) органы государственной власти и государственные учреждения: министерства, ведомства, комитеты, управления;

д) другие организации, изготовляющие различные виды документов.

Часть вторая исключена. - Закон РС(Я) от 11.12.2002 З N 473-II.

2. Производители документов относят затраты на подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательных экземпляров на себестоимость документов, входящих в состав обязательного экземпляра.

(часть 2 в ред. Закона РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV)

3. Получатели документов имеют право докупать недоставленные документы за счет производителей.

 

Статья 6. Обязанности производителей по доставке обязательного экземпляра изданий

(в ред. Закона РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV)

 

1. Для формирования национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации производители документов обязаны доставить через полиграфические предприятия (типографии, комбинаты, предприятия оперативной полиграфии) и участки множительной техники:

(в ред. Закона РС(Я) от 30.05.2017 1867-З N 1291-V)

а) в Национальную библиотеку Республики Саха (Якутия):

3 обязательных экземпляра книг, брошюр, альбомов, продолжающихся изданий, журналов, газет, авторефератов диссертаций, географических карт, атласов, изоизданий, нотных изданий, текстовых, листовых изданий;

1 обязательный экземпляр нормативных производственно-практических изданий по строительству (строительных норм и правил, санитарных норм, ведомственных строительных норм, ресурсных сметных норм и других изданий), санитарных норм, промышленных каталогов;

1 обязательный экземпляр печатных изданий в электронной форме, заверенный квалифицированной электронной подписью производителя документов.

(п. "а" в ред. Закона РС(Я) от 30.05.2017 1867-З N 1291-V)

Пункты "б" - "г" исключены. - Закон РС(Я) от 11.12.2002 З N 473-II

б) в Якутский центр научно-технической информации:

1 обязательный экземпляр патентных документов, нормативных производственно-практических изданий по строительству, промышленных каталогов.

(п. "б" в ред. Закона РС(Я) от 30.05.2017 1867-З N 1291-V)

в) - г) утратили силу. - Закон РС(Я) от 30.05.2017 1867-З N 1291-V.

Абзац утратил силу. - Закон РС(Я) от 30.05.2017 1867-З N 1291-V.

2. Производители документов в улусах и городах республики доставляют через полиграфические предприятия в соответствующие центральные городские и улусные библиотеки по два обязательных экземпляра книг и брошюр, газет и журналов в день выхода в свет первой партии тиража.

(в ред. Законов РС(Я) от 11.12.2002 З N 473-II, от 18.02.2010 804-З N 499-IV)

3. Доставку обязательных экземпляров изданий, отпечатанных по заказу издающих организаций за пределами республики, обеспечивают руководители этих издающих организаций-заказчиков, которые несут административную ответственность за недоставленные экземпляры.

(в ред. Закона РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV)

Часть 4 исключена. - Закон РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV.

4. Производители документов в течение семи дней со дня выхода в свет первой партии тиража печатных изданий доставляют с использованием информационно-телекоммуникационных сетей по 1 обязательному экземпляру печатных изданий в электронной форме, заверенному квалифицированной электронной подписью производителя документа, в Национальную библиотеку Республики Саха (Якутия).

Порядок доставки, хранения, учета обязательного экземпляра печатного издания в электронной форме, меры защиты при доставке обязательного экземпляра печатного издания в электронной форме, порядок компьютерной обработки данных обязательного экземпляра печатного издания в электронной форме в целях их классификации и систематизации, а также требования к формату доставляемого файла устанавливаются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

(часть 4 введена Законом РС(Я) от 30.05.2017 1867-З N 1291-V)

 

Статья 7. Доставка обязательного экземпляра изданий для слепых и слабовидящих

 

(в ред. Закона РС(Я) от 26.11.2008 609-З N 109-IV)

 

Производители документов направляют по два обязательных экземпляра изданий для слепых и слабовидящих в Республиканскую библиотеку для слепых в течение двух дней после выхода в свет первой партии тиража.

 

Статья 8. Обязанности производителей документов по доставке обязательного экземпляра неопубликованных документов

(в ред. Закона РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV)

 

1. Производители документов доставляют обязательный экземпляр неопубликованных документов в зависимости от их вида в соответствующие органы научно-технической информации и библиотеки. Доставляются следующие неопубликованные документы:

(в ред. Закона РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV)

а) отчеты о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах - в тридцатидневный срок со дня их утверждения;

(в ред. Законов РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV, от 30.05.2017 1867-З N 1291-V)

б) диссертации - в тридцатидневный срок со дня их защиты и присуждения ученой степени;

(в ред. Закона РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV)

в) депонированные научные работы - в десятидневный срок после вынесения соответствующим ученым или редакционно-издательским советом решения о депонировании;

(в ред. Закона РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV)

г) алгоритмы и программы - со дня их разработки.

2. Утратила силу. - Закон РС(Я) от 30.05.2017 1867-З N 1291-V.

 

Статья 9. Обязанности производителей по доставке обязательного экземпляра официальных документов

(в ред. Закона РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV)

 

Органы государственной власти и управления, учреждения, ведомства, производящие официальные документы, доставляют после утверждения и регистрации (проставления регистрационного номера и гербовой печати) обязательные экземпляры официальных документов, которые включаются в списки рассылки документов несекретного характера (независимо от наличия публикации документов в средствах массовой информации):

(в ред. Закона РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV)

а) в Национальную библиотеку Республики Саха (Якутия) - 3 экземпляра;

б) утратил силу. - Закон РС(Я) от 30.05.2017 1867-З N 1291-V;

в) в центральные библиотеки города или улуса - 2 экземпляра официальных документов местных органов власти города или улуса.

 

Статья 10. Обязанности производителей документов по доставке обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции

(в ред. Закона РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV)

 

1. Производители аудиовизуальной продукции для нужд информационного обслуживания потребителей доставляют:

а) в Национальную библиотеку Республики Саха (Якутия) - по 1 обязательному экземпляру фотодокументов и аудиопродукции (грампластинки, лазерные диски, аудиопродукция на магнитных и других носителях информации). Доставку аудиопродукции, изготовленной по заказу производителей за пределами республики, обеспечивают руководители организаций, учреждений-заказчиков;

(в ред. Закона РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV)

б) в Национальный центр аудиовизуального наследия народов Республики Саха (Якутия) - по 2 экземпляра художественных, хроникально-документальных, научно-популярных, учебных, анимационных, телевизионных и иных фильмов в виде позитивных копий не позднее чем через месяц со дня окончания их монтажа или дубляжа; по 1 экземпляру передач (программ) телевещательных организаций не позднее чем через месяц после их выхода в эфир (опубликования); по 1 экземпляру аудиовизуальной продукции других производителей документов не позднее чем через месяц после их изготовления.

(п. "б" в ред. Закона РС(Я) от 30.05.2017 1867-З N 1291-V)

2. Позитивные копии передаются вместе с монтажными или диалоговыми листами. Прокатные удостоверения единого образца на фильмы выдаются после передачи позитивных копий на государственное хранение.

 

Статья 11. Обязанности производителей по доставке обязательного экземпляра документов на электронных и других носителях информации

(в ред. Закона РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV)

 

Производители доставляют 1 обязательный экземпляр документов на электронных и других носителях информации в Национальную библиотеку Республики Саха (Якутия).

(в ред. Закона РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV)

 

Статья 12. Исключена. - Закон РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV.

 

Статья 13. Исключена. - Закон РС(Я) от 26.11.2008 609-З N 109-IV.

 

Статья 12. Права производителей документов

 

1. Полная и оперативная доставка обязательного экземпляра гарантирует производителям документов следующие права:

(в ред. Закона РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV)

а) постоянное хранение производимых ими документов всех видов в национальных фондохранилищах документов Республики Саха (Якутия);

б) бесплатное опубликование библиографической информации в изданиях государственной библиографии и централизованной каталогизации, изданиях сигнальной и реферативной информации, в рекламных изданиях;

в) включение библиографической информации в региональные, федеральные и международные автоматизированные банки данных;

г) бесплатное предоставление по их запросам фактографических и статистических данных, касающихся их продукции;

д) использование телерадиопроизводящими предприятиями, учреждениями и организациями документов, передаваемых ими на государственное хранение, в собственном эфире.

Часть вторая исключена. - Закон РС(Я) от 11.12.2002 З N 473-II.

 

Глава III. ОБЯЗАННОСТИ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА

 

Статья 13. Обязанности организаций, получающих обязательный экземпляр

(в ред. Закона РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV)

 

1. На Национальную библиотеку Республики Саха (Якутия) возлагается:

а) комплектование;

б) осуществление государственного учета и регистрации;

в) организация постоянного хранения и обеспечение сохранности;

г) использование в библиотечно-библиографическом обслуживании потребителей;

д) выпуск государственных библиографических указателей;

е) контроль за полнотой и оперативностью доставки обязательного экземпляра следующих видов документов: книг и брошюр, альбомов, продолжающихся изданий; журналов и газет; географических карт и атласов; изоизданий; нотных изданий; текстовых листовых изданий; официальных документов; аудиопродукции (грампластинки, лазерные диски, аудиопродукции на магнитных носителях); электронных изданий;

(в ред. Закона РС(Я) от 18.02.2010 804-З N 499-IV)

ж) утратил силу. - Закон РС(Я) от 30.05.2017 1867-З N 1291-V.

2. Комплектование, постоянное хранение и обеспечение сохранности, контроль за полнотой, оперативностью доставки обязательного экземпляра, его регистрация и учет, выпуск информационных изданий по видам документов возлагаются на:

а) Республиканскую библиотеку слепых - по изданиям для слепых;

б) Якутский центр научно-технической информации - по патентным документам, нормативным производственно-практическим изданиям по строительству, промышленным каталогам;

в) Национальный центр аудиовизуального наследия народов Республики Саха (Якутия) - по аудиовизуальной продукции.

(часть 2 в ред. Закона РС(Я) от 30.05.2017 1867-З N 1291-V)

3. Утратила силу. - Закон РС(Я) от 30.05.2017 1867-З N 1291-V.

 

Статья 14. Копирование обязательного экземпляра

 

(в ред. Закона РС(Я) от 30.05.2017 1867-З N 1291-V)

 

1. Копирование и репродуцирование обязательного экземпляра в целях библиотечно-информационного обслуживания граждан и организаций Российской Федерации осуществляются в соответствии с гражданским законодательством.

2. Организации, ответственные за обеспечение постоянного хранения и использования обязательного экземпляра неопубликованных документов и аудиовизуальной продукции, обеспечивают его платное копирование по заявкам библиотек, органов научно-технической информации, других организаций.

3. Копирование обязательного экземпляра электронных изданий, включая программы для электронно-вычислительных машин и базы данных, входящие в их состав или являющиеся самостоятельными изданиями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

 

Статья 15. Контроль за доставкой обязательного экземпляра

 

1. Контроль за полнотой и оперативностью доставки получателям документов обязательного экземпляра возлагается на учреждения и организации, осуществляющие регистрацию и учет соответствующих видов обязательного экземпляра документов.

2. Учреждения и организации, осуществляющие регистрацию и учет соответствующих видов обязательного экземпляра документов, предоставляют сведения о каждом недоставленном обязательном экземпляре документов в государственные органы исполнительной власти, выдающие лицензии и осуществляющие контроль за издательской деятельностью.

Часть третья исключена. - Закон РС(Я) от 11.12.2002 З N 473-II.

 

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 16. Ответственность за нарушение порядка доставки обязательного экземпляра

 

За недоставку, несвоевременную и неполную доставку обязательного экземпляра производители документов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

(в ред. Закона РС(Я) от 30.05.2017 1867-З N 1291-V)

 

Председатель

Палаты Представителей

Н.СОЛОМОВ

г. Якутск

18 февраля 1999 года

З N 75-II


ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 21 июля 1994 года З N 27-I


О библиотечном деле

(с изменениями на 30 июня 2021 года)

(в ред. Законов Республики Саха (Якутия) от 16.09.2003 66-З N 135-III, от 11.10.2005 277-З N 565-III, от 09.10.2008 608-З N 107-IV, от 15.12.2009 782-З N 435-IV, от 18.02.2010 795-З N 475-IV, от 21.02.2012 1019-З N 929-IV, от 21.02.2012 1028-З N 949-IV, от 06.12.2013 1256-З N 67-V, от 14.10.2015 1500-З N 557-V, от 27.11.2015 1532-З N 629-V, от 20.12.2016 1780-З N 1117-V, от 30.05.2017 1862-З N 1281-V, от 12.12.2019 2206-З N 325-VI, от 30.06.2021 2388-З N 687-VI, с изм., внесенными решениями Верховного суда РС(Я) от 19.10.2005 N 3-54/05, от 11.01.2008 N 3-02/08)



Принят
постановлением
Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 21.07.1994 З N 28-I

 

Настоящий закон является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Республике Саха (Якутия). Он устанавливает основные принципы и нормы деятельности библиотек, гарантирующие права человека на свободный доступ к информации, знаниям, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, научную и образовательную деятельность.



Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Статья 1. Основные понятия

 

Абзац исключен. - Закон Республики Саха (Якутия) от 06.12.2013 1256-З N 67-V.

 

Библиотека - информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам.

 

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 06.12.2013 1256-З N 67-V)

 

Общедоступная библиотека - библиотека, бесплатно предоставляющая возможность пользования ее фондом всем категориям читателей-пользователей.

 

Библиотечное дело - отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, которая включает создание и развитие сети библиотек, формирование фондов, организацию библиотечного и информационного обслуживания пользователей, подготовку библиотечных кадров, а также научную и методическую деятельность.

 

Абзац исключен. - Закон Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 782-З N 435-IV.

 

Пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки.

 

Библиотечный фонд - совокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учету, комплектованию, хранению и использованию в целях библиотечного обслуживания населения.

 

(абзац введен Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 782-З N 435-IV)

 

Национальный библиотечный фонд Республики Саха (Якутия) - часть библиотечного фонда, имеющая особое историческое, научное, культурное значение, предназначенная для постоянного хранения и общественного использования и являющаяся культурным достоянием народов Республики Саха (Якутия).

 

(абзац введен Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 782-З N 435-IV)

 

Книжные памятники - рукописные книги, печатные издания, иные документы, которые обладают выдающейся духовной, материальной ценностью, имеют особое историческое, научное, культурное значение и в отношении которых установлен особый режим учета, хранения и использования.

 

(абзац введен Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 782-З N 435-IV; в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 30.06.2021 2388-З 687-VI)



Статья 2. Законодательство Республики Саха (Якутия) в области библиотечного дела

 

Законодательство Республики Саха (Якутия) в области библиотечного дела состоит из настоящего закона и издаваемых в соответствии с ним нормативных актов Республики Саха (Якутия), касающихся вопросов библиотечного дела.

 

Статья 3. Исключена. - Закон Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III.



Статья 3. Основные виды библиотек

 

1. Библиотеки Республики Саха (Якутия) могут быть учреждены:

 

а) органами государственной власти;

 

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III)

 

б) органами местного самоуправления;

 

(п. "б" в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III)

 

в) юридическими и физическими лицами.

 

2. В зависимости от порядка учреждения и форм собственности выделяются следующие основные виды библиотек:

 

а) государственные библиотеки (Национальная библиотека Республики Саха (Якутия), республиканские, межмуниципальные и другие библиотеки), учрежденные органами государственной власти;

 

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III)

 

б) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;

 

(п. "б" в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III)

 

в) библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций;

 

(п. "в" в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 06.12.2013 1256-З N 67-V)

 

г) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

 

г. 1) библиотеки общественных объединений;

 

(п. "г. 1" введен Законом Республики Саха (Якутия) от 06.12.2013 1256-З N 67-V)

 

д) частные библиотеки, учрежденные физическими лицами;

 

е) библиотеки, учрежденные иностранными организациями и гражданами, согласно договорам Республики Саха (Якутия) о международном сотрудничестве.

 

3. Финансирование библиотек производится соответственно за счет:

 

а) федерального бюджета;

 

б) государственного бюджета Республики Саха (Якутия);

 

в) местных бюджетов;

 

г) средств предприятий, учреждений, организаций;

 

д) средств частных лиц;

 

е) средств иностранных организаций, граждан.

 

(часть третья в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III)



Глава II. ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ



Статья 4. Право на библиотечное обслуживание

 

1. На территории Республики Саха (Якутия) каждый гражданин, независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений и вероисповедания имеет право на библиотечное обслуживание.

 

2. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается:

 

а) созданием сети общедоступных государственных и муниципальных библиотек, бесплатно предоставляющих основные виды библиотечного обслуживания (минимальные нормативы сети общедоступных библиотек утверждаются Правительством Республики Саха (Якутия);

 

(в ред. Законов Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III, от 20.12.2016 1780-З N 1117-V)

 

б) многообразием видов библиотек, независимо от их форм собственности, специализации и масштабов деятельности;

 

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 20.12.2016 1780-З N 1117-V)

 

в) путем предоставления доступа к федеральной государственной информационной системе "Национальная электронная библиотека" (далее - Национальная электронная библиотека) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле".

 

(п. "в" введен Законом Республики Саха (Якутия) от 20.12.2016 1780-З N 1117-V)

 

3. Права граждан на библиотечное обслуживание приоритетны по отношению к правам государства, его органов, политических партий, движений и объединений.



Статья 5. Права пользователей

 

1. Все пользователи библиотек (физические и юридические лица) имеют право доступа в библиотеки и свободного выбора вида библиотеки в соответствии со своими потребностями и интересами.

 

2. Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются в соответствии с уставами библиотек или локальными нормативными актами организаций, структурными подразделениями которых являются библиотеки, законодательством Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне и законодательством об обеспечении сохранности культурного достояния народов Российской Федерации.

 

(в ред. Законов Республики Саха (Якутия) от 06.12.2013 1256-З N 67-V, от 12.12.2019 2206-З N 325-VI)

 

3. В общедоступных библиотеках граждане имеют право:

 

а) стать пользователями библиотеки по предъявлению документа, удостоверяющего их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 14 лет - документов, удостоверяющих личность их законных представителей;

 

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 18.02.2010 795-З N 475-IV)

 

б) бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов, в том числе в электронной форме. Предоставление указанной информации в электронной форме осуществляется посредством обеспечения доступа к справочно-поисковому аппарату и базам данных библиотек;

 

(п. "б" в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 21.02.2012 1028-З N 949-IV)

 

в) бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

 

г) получать для временного пользования любой документ из ее фондов бесплатно или его копию за установленную плату;

 

д) пользоваться услугами межбиблиотечного абонемента;

 

е) пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определен правилами пользования библиотекой;

 

ж) обжаловать в административном и судебном порядке действия библиотеки и ее персонала, ущемляющие его права.

 

4. Пользователи имеют право получать документы на любом языке в зависимости от вида библиотек, их месторасположения и статуса.

 

5. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.

 

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры), по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

 

(в ред. Законов Республики Саха (Якутия) от 14.10.2015 1500-З N 557-V, от 20.12.2016 1780-З N 1117-V)

 

6. Лица, которые не могут посещать библиотеку по месту жительства в силу преклонного возраста и других причин, имеют право на внестационарные формы обслуживания.

 

7. Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных организаций в соответствии с их уставами.

 

(часть 7 в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 06.12.2013 1256-З N 67-V)

 

8. Пользователи библиотек имеют право бесплатно получать доступ к оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеках, в том числе к фонду редких книг, с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об авторских и смежных правах.

 

(часть 8 введена Законом Республики Саха (Якутия) от 21.02.2012 1028-З N 949-IV)



Статья 6. Обязанности пользователей

 

1. Пользователи библиотек обязаны соблюдать Правила пользования библиотекой, которые утверждаются учредителем.

 

2. Пользователи, нарушившие эти Правила и причинившие библиотеке ущерб, компенсируют ущерб в формах и размерах, установленных Правилами пользования библиотекой, а в случаях, предусмотренных законодательством, несут административную, гражданско-правовую (материальную) или уголовную ответственность.



Статья 7. Право на библиотечную деятельность

 

1. Любое физическое или юридическое лицо имеет право на создание библиотеки на территории Республики Саха (Якутия) в соответствии с действующим законодательством.

 

Граждане имеют право принимать участие в организации и управлении библиотеками через попечительство, читательские советы или иные объединения читателей. Эти объединения становятся правомочными с момента утверждения положений о них и списочного состава руководителем библиотеки.

 

2. Работники библиотек имеют право на объединение в общественно-профессиональные движения, общества, ассоциации в целях содействия развитию библиотечного дела, профессиональной консолидации и социальной защищенности.

 

3. Граждане, имеющие в частной собственности книжные памятники, имеют право на поддержку государства для обеспечения их сохранности при условии регистрации данных книжных памятников в порядке, предусмотренном абзацем вторым части 3 статьи 18.2 настоящего закона.

 

(в ред. Законов Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 782-З N 435-IV, от 20.12.2016 1780-З N 1117-V, от 30.06.2021 2388-З N 687-VI)



Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕК

Статья 8. Статус библиотек

 

1. Государственные и муниципальные библиотеки, централизованные библиотечные системы получают статус юридического лица с момента их регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.

 

Статус других библиотек определяется их учредителями.

 

(часть первая в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 09.10.2008 608-З N 107-IV)

 

2. Библиотеки, являющиеся структурными подразделениями тех или иных предприятий и учреждений, могут получить статус юридического лица по решению учредителя.

 

3. Библиотеки, объединенные на добровольной основе в централизованные системы или в другие формы объединений, с согласия учредителя могут делегировать свои полномочия полностью или частично объединению, которое становится в таком случае юридическим лицом, представляющим их интересы.



Статья 9. Права библиотек

 

1. Библиотеки имеют право:

 

а) самостоятельно определять содержание, направление и формы своей профессиональной деятельности в соответствии с целями и задачами, зафиксированными в уставе; устанавливать структуру библиотеки, штаты, формы и систему оплаты труда работников библиотеки в пределах имеющихся средств и в соответствии с действующим законодательством;

 

б) осуществлять хозяйственную деятельность для расширения перечня услуг и социально-творческого развития библиотек, при условии, что это не противоречит уставной деятельности;

 

в) вступать в территориальные, отраслевые и иные библиотечные объединения и системы;

 

г) участвовать на конкурсной или иных основах в федеральных, региональных, республиканских, улусных программах развития культуры, библиотечного дела и других;

 

д) осуществлять сотрудничество с библиотеками и другими учреждениями зарубежных стран, в том числе по международному книгообмену; вступать в международные организации, не противоречащие уставной деятельности; принимать участие в международных библиотечных и иных программах;

 

е) самостоятельно определять источники приобретения и получения документов;

 

ж) изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с учредителями библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не имеют права списывать и реализовывать документы, отнесенные к книжным памятникам;

 

(п. "ж" в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 782-З N 435-IV)

 

з) определять сумму залога при предоставлении книжных памятников, редких и ценных изданий, а также в других случаях, определенных правилами пользования библиотеками;

 

(п. "з" введен Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 782-З N 435-IV)

 

и) устанавливать ограничения на копирование, экспонирование и выдачу книжных памятников и иных документов, предназначенных для постоянного хранения, в соответствии с правилами пользования библиотеками;

 

(п. "и" введен Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 782-З N 435-IV)

 

к) осуществлять информационную, культурную, просветительскую, научную, образовательную деятельность в соответствии с законодательством, со своим уставом или с локальными нормативными актами организаций, структурными подразделениями которых являются библиотеки;

 

(п. "к" введен Законом Республики Саха (Якутия) от 06.12.2013 1256-З N 67-V)

 

л) совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству;

 

(п. "л" введен Законом Республики Саха (Якутия) от 06.12.2013 1256-З N 67-V)

 

м) осуществлять экспертизу документов в целях их отнесения к книжным памятникам, а также в целях внесения изменений в сведения о книжном памятнике в реестре книжных памятников (далее - экспертиза книжных памятников) в порядке, предусмотренном статьей 18.2 настоящего закона.

 

(пп. "м" введен Законом Республики Саха (Якутия) от 30.06.2021 2388-З 687-VI)

 

Часть вторая исключена. - Закон Республики Саха (Якутия) от 09.10.2008 608-З N 107-IV.



Статья 10. Обязанности библиотек

 

1. В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав пользователей, установленных настоящим законом.

 

2. Библиотеки обслуживают пользователей в соответствии со своими уставами и правилами пользования.

 

3. Не допускается государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей на свободный доступ к документам, хранящимся в библиотеке, использование сведений о пользователях и их интересов в иных целях, кроме научных и библиотечно-производственных.

 

4. Государственные библиотеки в своей деятельности соблюдают нейтралитет в отношении политических партий и общественных движений, руководствуются принципами гуманизма, политического и идеологического плюрализма.

 

5. Библиотеки, независимо от форм собственности, имеющие в своих фондах документы, которые являются памятниками истории и культуры, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за их использование, отражение и регистрацию как части культурного и национального достояния народов Республики Саха (Якутия).

 

6. Библиотеки обязаны отчитываться перед учредителем и органами государственной статистики.

 

7. Библиотеки, имеющие в своих фондах книжные памятники, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за своевременное представление сведений о них для регистрации в реестре книжных памятников.

 

(часть седьмая введена Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 782-З N 435-IV)



Глава IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА



Статья 11. Государственная политика в области библиотечного дела

 

1. В основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, сосредоточенных в фондах библиотек.

 

2. Государство выступает гарантом прав и свобод всех субъектов библиотечной деятельности и не вмешивается в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

 

3. С целью создания условий в информационном обеспечении общества государство кооперирует и координирует деятельность библиотек на основе современных технологий; поддерживает через программно-целевое финансирование, налоговую, кредитную и ценовую политику любые инициативы, которые способствуют развитию библиотечной деятельности, в том числе деятельность библиотек негосударственных форм собственности, организующих общедоступное бесплатное библиотечное обслуживание населения.

 

4. Государство содействует путем целевого финансирования и установления налоговых и других льгот развитию библиотечного обслуживания наиболее социально и экономически незащищенных слоев и групп населения (дети, юношество, инвалиды, пенсионеры, иные подобные группы населения), а также жителей сельской местности, представителей коренных и малочисленных народов Севера.



Статья 12. Ответственность государства за развитие библиотечного дела

1. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия), учредители библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, не вправе принимать решения и осуществлять действия, влекущие ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек.

 

2. Действия органов государственной власти, препятствующие созданию новых субъектов библиотечной деятельности, а также способствующие ухудшению деятельности библиотек в связи с укрупнением, слиянием библиотек по мотивам рационализации управления, не допускаются.

 

3. Действия органов государственной власти, ведомств, общественных организаций, ущемляющие законные интересы пользователей и библиотек, могут быть обжалованы в суде.

 

4. Утратил силу. - Закон Республики Саха (Якутия) от 14.10.2015 1500-З N 557-V.



Глава V. РАЗДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 14.10.2015 1500-З N 557-V)




Статья 13. Полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия)

 

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 14.10.2015 1500-З N 557-V)

 

К ведению органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области библиотечного дела подлежат:

 

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 14.10.2015 1500-З N 557-V)

 

а) определение общегосударственной политики и принятие законодательных актов, регулирующих библиотечную деятельность;

 

б) разработка государственной финансовой политики, утверждение ассигнований республиканского бюджета, направляемого на финансирование программ в области библиотечного дела, его развитие и материально-техническое обеспечение;

 

в) обеспечение регистрации, особого режима хранения и использования библиотечных фондов, отнесенных к национальному культурному достоянию народов Республики Саха (Якутия);

 

г) установление минимальных нормативов финансирования организации библиотечного обслуживания и размещения библиотек по численности населения, территориальных и других особенностей;

 

д) обеспечение координации межулусных, межгородских и межведомственных связей по организации библиотечного обслуживания;

 

е) установление льгот по налогам и другим платежам в бюджет для библиотек, а также предприятий и организаций, обеспечивающих их деятельность;

 

ж) определение принципов государственной политики и деятельности в области подготовки и переподготовки библиотечных кадров, занятости, оплаты труда работников библиотек;

 

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III)

 

з) содействие организации и финансированию научной и практической деятельности, методического обеспечения в области библиотечного дела;

 

и) разработка и организация системы информационного обеспечения библиотечного дела;

 

к) финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов государственных библиотек;

 

(п. "к" введен Законом Республики Саха (Якутия) от 14.10.2015 1500-З N 557-V)

 

л) реализация прав граждан на библиотечное обслуживание;

 

(п. "л" введен Законом Республики Саха (Якутия) от 14.10.2015 1500-З N 557-V)

 

м) обеспечение условий доступности для инвалидов государственных библиотек.

 

(п. "м" введен Законом Республики Саха (Якутия) от 14.10.2015 1500-З N 557-V)



Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области библиотечного дела

 

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III)

 

К ведению органов местного самоуправления в области библиотечного дела относятся:

 

а) организация библиотечного обслуживания населения на уровне установленных в Республике Саха (Якутия) нормативов;

 

б) обеспечение исполнения законодательства о библиотечном деле в пределах своих полномочий;

 

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 14.10.2015 1500-З N 557-V)

 

в) установление для библиотек, а также для предприятий и организаций, обеспечивающих их деятельность, льгот по уплате налогов и других платежей в местный бюджет в соответствии с федеральным законодательством;

 

г) финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов муниципальных библиотек;

 

(п. "г" введен Законом Республики Саха (Якутия) от 14.10.2015 1500-З N 557-V)

 

д) реализация прав граждан на библиотечное обслуживание;

 

(п. "д" введен Законом Республики Саха (Якутия) от 14.10.2015 1500-З N 557-V)

 

е) обеспечение условий доступности для инвалидов муниципальных библиотек.

 

(п. "е" введен Законом Республики Саха (Якутия) от 14.10.2015 1500-З N 557-V)



Статья 15. Полномочия учредителя

 

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 14.10.2015 1500-З N 557-V)

 

1. Учредитель финансирует деятельность библиотеки и осуществляет контроль за ней в соответствии с требованиями, установленными в главе IX настоящего закона, а также назначает на должность руководителя библиотеки.

 

2. Учредитель не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных в ее уставе.

 

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III)



Глава VI. БИБЛИОТЕЧНЫЕ ФОНДЫ



Статья 16. Комплектование библиотечных фондов

 

1. Библиотеки свободны в выборе источников приобретения документов, исключая обязательный экземпляр документов.

 

2. Комплектование библиотечных фондов осуществляется:

 

а) на основе получения обязательных экземпляров в порядке, установленном законодательством;

 

б) путем покупки за наличный и безналичный расчеты;

 

в) в форме книгообмена;

 

г) путем дарственных пожертвований и безвозмездной передачи.

 

3. Государственные, научные библиотеки и библиотеки всех типов учебных заведений Республики Саха (Якутия) имеют преимущественное право на приобретение документов в библиотечные фонды. Это право реализуется путем установления налоговых льгот для издательских, полиграфических, книготорговых и посреднических предприятий, снабжающих библиотеки документами, а также первоочередным выполнением заказа библиотек.



Статья 17. Учет, хранение и отчуждение фондов библиотек

 

1. Учет, хранение и отчуждение документов, находящихся в фондах библиотек, осуществляются в соответствии с действующим законодательством, другими нормативными актами.

 

2. Учредитель обязан предоставить помещение, соответствующее режиму сохранности фондов библиотек.

 

3. Продажа или иное отчуждение фонда осуществляется библиотекой в порядке, согласованном с учредителем.



Глава VII. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III)




Статья 18. Библиотечные фонды как национальное культурное достояние народов Республики Саха (Якутия)

 

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III)

 

1. Библиотечные фонды, комплектуемые на основе местного обязательного бесплатного экземпляра документов, а также содержащие коллекции национального значения, объявляются национальным культурным достоянием народов Республики Саха (Якутия).

 

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III)

 

2. Комплектование библиотечных фондов, отнесенных к национальному культурному достоянию народов Республики Саха (Якутия), осуществляется в соответствии с требованиями к данным коллекциям - как полное, исчерпывающее, с приоритетным правом получения 3 (трех) бесплатных местных обязательных экземпляров.

 

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III)

 

3. Приобретение отдельных коллекций, изданий и документов для пополнения библиотечных фондов, отнесенных к национальному культурному достоянию, финансируется независимо от форм собственности за счет средств учредителя, государственных программ, иных источников и поступлений, не запрещенных законодательством.

 

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III)

 

4. Рукописные книги и рукописи, входящие в фонды библиотек, являются составной частью Государственного архивного фонда Республики Саха (Якутия), хранятся и используются в соответствии с Положением об этом фонде.

 

Часть пятая исключена. - Закон Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 782-З N 435-IV.

 

5. В случае, если библиотека не обеспечивает необходимых условий для сохранения и доступности фонда, отнесенного к национальному и культурному достоянию народов Республики Саха (Якутия), фонд может быть передан в состав другой библиотеки решением собственника фонда по представлению государственного органа, ведущего Перечень национального культурного достояния народов Республики Саха (Якутия).

 

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III)

 

6. Ликвидация библиотек, фонды которых зарегистрированы в качестве национального культурного достояния народов Республики Саха (Якутия) может производиться собственником только с согласия органа, ведущего Перечень национального культурного достояния народов Республики Саха (Якутия) с обеспечением последующей сохранности и использования указанных фондов.

 

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III)



Статья 18.1. Национальный библиотечный фонд Республики Саха (Якутия)

 

(введена Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 782-З N 435-IV)

 

1. Национальный библиотечный фонд состоит из документов, комплектуемых на основе системы обязательного экземпляра документов, и книжных памятников.

 

2. Национальный библиотечный фонд охраняется государством как культурное достояние народов Республики Саха (Якутия).

 

Учет, комплектование, хранение, использование и обеспечение сохранности документов, отнесенных к национальному библиотечному фонду, осуществляются библиотеками, архивами, музеями в соответствии с федеральным законодательством.



Статья 18.2. Книжные памятники

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 30.06.2021 2388-З N 687-VI)

 

1. Книжные памятники являются особо ценной частью национального библиотечного фонда.

 

Книжные памятники подразделяются на единичные книжные памятники и книжные памятники - коллекции, которые являются совокупностью документов, приобретающих свойства книжного памятника только при их соединении вместе в силу своего происхождения, видового родства либо по иным признакам.

 

2. К книжным памятникам относятся:

 

1) все рукописные книги, созданные до XVIII века включительно;

 

2) все экземпляры печатных изданий, выпущенных до 1830 года включительно;

 

3) обладающие выдающейся духовной, материальной ценностью и особым историческим, научным, культурным значением иные рукописные книги, печатные издания, иные документы, коллекции документов, соответствующие социально значимым критериям, установленным положением о реестре книжных памятников, которое утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры.

 

3. Книжные памятники, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных библиотек, библиотек образовательных, научных и иных государственных и муниципальных организаций, подлежат государственному учету.

 

Книжные памятники, находящиеся в собственности иных юридических лиц, а также физических лиц, могут быть зарегистрированы в реестре книжных памятников по желанию указанных лиц в порядке, определенном частями 4 - 7 настоящей статьи.

 

4. Государственный учет книжных памятников включает в себя:

 

1) экспертизу книжных памятников;

 

2) внесение сведений о книжных памятниках в реестр книжных памятников, в том числе внесение сведений обо всех входящих в книжные памятники - коллекции документах и о собственнике или владельце книжного памятника;

 

3) регистрацию книжных памятников в реестре книжных памятников;

 

4) внесение изменений в сведения о книжном памятнике в реестр книжных памятников;

 

5) исключение книжных памятников из реестра книжных памятников.

 

5. Экспертиза книжных памятников осуществляется в порядке, установленном положением о реестре книжных памятников. Срок проведения экспертизы книжных памятников определяется положением о реестре книжных памятников.

 

Экспертизу книжных памятников проводят уполномоченные коллегиальные органы библиотек, указанных в абзаце первом части 3 настоящей статьи, в отношении документов, хранящихся в фондах указанных библиотек. Порядок создания и формирования уполномоченных коллегиальных органов, а также требования к квалификации входящих в их состав лиц определяются положением о реестре книжных памятников.

 

В порядке, установленном положением о реестре книжных памятников, коллегиальный орган центральной библиотеки в пределах обслуживаемой территории центральной библиотеки проводит экспертизу книжных памятников в отношении документов, хранящихся в фондах библиотек, которые указаны в абзаце первом части 3 настоящей статьи и в которых невозможно создать и (или) сформировать уполномоченный коллегиальный орган, предусмотренный абзацем вторым настоящей части.

 

Экспертизу книжных памятников, находящихся в собственности лиц, указанных в абзаце втором части 3 настоящей статьи, проводят по заявлению этих лиц уполномоченные коллегиальные органы библиотек, указанных в абзаце первом части 3 настоящей статьи. Экспертиза книжных памятников, находящихся в собственности лиц, указанных в абзаце втором части 3 настоящей статьи, проводится на договорной основе в порядке, определяемом положением о реестре книжных памятников.

 

По результатам проведения экспертизы книжных памятников составляется письменное экспертное заключение по форме, определенной положением о реестре книжных памятников (далее - экспертное заключение).

 

Экспертное заключение должно содержать обоснованный вывод об отнесении или о неотнесении исследуемого документа к книжным памятникам либо о наличии или об отсутствии оснований для внесения изменений в сведения о книжном памятнике в реестре книжных памятников.

 

Отнесение документов к книжным памятникам осуществляется на основании экспертного заключения приказом руководителя библиотеки, являющейся юридическим лицом, или руководителя организации, структурным подразделением которой является библиотека, указанных в абзаце первом части 3 настоящей статьи, в отношении документов, хранящихся в фондах указанных библиотек.

 

Отнесение документов к книжным памятникам, находящимся в собственности лиц, указанных в абзаце втором части 3 настоящей статьи, осуществляется на основании экспертного заключения приказом руководителя библиотеки, являющейся юридическим лицом, или руководителя организации, структурным подразделением которой является библиотека, проводивших экспертизу книжного памятника.

 

6. Внесение сведений о книжных памятниках в реестр книжных памятников, в том числе внесение сведений обо всех входящих в книжные памятники - коллекции документах, осуществляется лицами, в собственности или во владении которых находятся указанные книжные памятники, посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте Российской государственной библиотеки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

Порядок внесения сведений о книжных памятниках в реестр книжных памятников, состав сведений о книжных памятниках, формы внесения сведений о книжных памятниках в реестр книжных памятников, перечень прилагаемых к указанным формам документов, состав сведений реестра книжных памятников, размещаемых на официальном сайте Российской государственной библиотеки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяются положением о реестре книжных памятников.

 

7. Регистрацию книжных памятников в реестре книжных памятников и ведение реестра книжных памятников осуществляет Российская государственная библиотека в порядке, установленном положением о реестре книжных памятников.

 

Регистрация книжных памятников включает в себя присвоение каждому книжному памятнику уникального идентификационного номера, в том числе присвоение уникального идентификационного номера каждому документу, входящему в книжный памятник - коллекцию.

 

Документ приобретает статус книжного памятника с даты присвоения ему уникального идентификационного номера в реестре книжных памятников.

 

8. Основанием для отказа в регистрации книжного памятника в реестре книжных памятников является:

 

1) отсутствие экспертного заключения, содержащего вывод о том, что исследуемый документ является книжным памятником;

 

2) отсутствие указанного в абзацах седьмом и восьмом части 5 настоящей статьи приказа руководителя библиотеки или иной организации об отнесении документа к книжным памятникам;

 

3) отсутствие документов, прилагаемых к форме внесения сведений о книжных памятниках в реестр книжных памятников.

 

9. Уведомление об отказе в регистрации книжного памятника в реестре книжных памятников направляется Российской государственной библиотекой в течение 30 дней с даты внесения сведений в реестр книжных памятников в соответствии с частью 6 настоящей статьи в порядке, определенном положением о реестре книжных памятников.

 

10. Внесение изменений в сведения о книжном памятнике в реестр книжных памятников осуществляется Российской государственной библиотекой на основании предоставляемых лицами, в собственности или во владении которых находится книжный памятник, подтверждающих документов при наличии следующих оснований:

 

1) установленное по результатам экспертизы книжного памятника изменение физических характеристик книжного памятника (за исключением разрушения книжного памятника);

 

2) установленное по результатам экспертизы книжного памятника изменение авторства, даты и места создания книжного памятника, его состава;

 

3) смена собственника или владельца книжного памятника;

 

4) наличие вступившего в законную силу судебного решения о внесении изменений в сведения о книжном памятнике в реестр книжных памятников.

 

11. В целях внесения изменений в сведения о книжном памятнике в реестре книжных памятников экспертиза книжного памятника проводится по инициативе собственника или владельца книжного памятника (в отношении принадлежащего ему книжного памятника) и Российской государственной библиотеки (в отношении всех книжных памятников, зарегистрированных в реестре книжных памятников) в порядке, установленном положением о реестре книжных памятников.

 

Порядок, форма предоставления данных для внесения изменений в сведения о книжном памятнике в реестре книжных памятников, перечень прилагаемых к указанной форме документов определяются положением о реестре книжных памятников.

 

12. Книжные памятники исключению из реестра книжных памятников не подлежат, за исключением документов, не соответствующих части 2 настоящей статьи, а также случаев утраты книжного памятника, его разрушения, наличия вступившего в законную силу судебного решения об исключении книжного памятника из реестра книжных памятников.

 

Исключение книжных памятников из реестра книжных памятников осуществляется Российской государственной библиотекой по решению федерального органа исполнительной власти в сфере культуры в порядке, установленном положением о реестре книжных памятников. В случае наличия вступившего в законную силу судебного решения об исключении книжного памятника из реестра книжных памятников исключение книжных памятников из реестра книжных памятников осуществляется Российской государственной библиотекой на основании указанного судебного решения.

 

Книжный памятник считается исключенным из реестра книжных памятников с момента внесения в реестр книжных памятников записи об исключении книжного памятника из реестра книжных памятников с указанием основания исключения книжного памятника из реестра книжных памятников. В случае исключения книжного памятника из реестра книжных памятников на основании его несоответствия части 2 настоящей статьи документ утрачивает статус книжного памятника. При исключении книжного памятника из реестра книжных памятников присвоенный книжному памятнику при регистрации уникальный идентификационный номер не аннулируется. Сведения о книжных памятниках, исключенных из реестра книжных памятников, включая сведения об уникальном идентификационном номере, исключению из реестра книжных памятников не подлежат.

 

13. Реестр книжных памятников ведется в электронной форме и размещается на официальном сайте Российской государственной библиотеки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

Порядок ведения реестра книжных памятников устанавливается положением о реестре книжных памятников.

 

14. Содержащиеся в реестре книжных памятников сведения являются общедоступными, за исключением сведений, распространение которых ограничено законодательством Российской Федерации, и предоставляются бесплатно.



Глава VIII. КООРДИНАЦИЯ И КООПЕРАЦИЯ В БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ



Статья 19. Участие государства в координации и кооперации библиотечного обслуживания

 

1. Государство стимулирует взаимоиспользование ресурсов библиотек для более полного удовлетворения потребностей пользователей в информации, рационального использования фондов библиотек, экономии материальных и производственных расходов, а также обеспечивает доступ пользователей Национальной электронной библиотеки к объектам Национальной электронной библиотеки.

 

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 20.12.2016 1780-З N 1117-V)

 

2. Органы государственной власти, ее субъекты целевым порядком финансируют деятельность по созданию условий для взаимоиспользования ресурсов библиотек: межбиблиотечного абонемента, сводных каталогов, автоматизированных баз данных депозитариев.

 

Часть третья исключена. - Закон Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III.



Статья 20. Национальная библиотека Республики Саха (Якутия)

 

1. Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) является государственной, центральной, научной, общедоступной библиотекой Республики Саха (Якутия), главным государственным хранилищем национальных и республиканских, российских и зарубежных документов, своими функциями соответствует основным требованиям, предъявляемым Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) к библиотекам данного вида.

 

Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) имеет территориальные подразделения, филиалы на территории Республики Саха (Якутия).

 

(часть первая в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III)

 

2. Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) является особо ценным объектом национального и культурного достояния народов Республики Саха (Якутия). Запрещается ее ликвидация, перепрофилирование и изменение основных функций, гарантируется целостность и неотчуждаемость ее фондов.

 

3. Национальная библиотека республики удовлетворяет универсальные информационные потребности граждан в целом, организует библиотечную, библиографическую и научно-информационную деятельность.

 

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 21.02.2012 1019-З N 929-IV)

 

4. Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) выполняет следующие основные функции:

 

а) формирование, хранение и предоставление пользователям библиотек наиболее полного собрания отечественных и зарубежных документов;

 

б) осуществление деятельности Книжной палаты Республики Саха (Якутия) и депозитария национально-краеведческой литературы;

 

в) формирование на принципах исчерпывающей полноты и вечности хранения фонда краеведческих и национальных документов, изданных на территории Республики Саха (Якутия) и за ее пределами, по установленным параметрам;

 

г) организация и ведение государственного библиографического учета документов Республики Саха (Якутия);

 

д) создание национальной библиографии и электронного сводного каталога библиотек Республики Саха (Якутия);

 

е) постоянное хранение, обеспечение безопасности и сохранности библиотечных фондов с использованием научно обоснованных методов сохранения культурных ценностей;

 

ж) обеспечение контроля за проведением единой государственной политики в области библиотечного дела, комплектованием библиотечных фондов государственных библиотек, а также за координацией и кооперацией деятельности библиотек всех типов.

 

(часть четвертая в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III)

 

5. Национальная библиотека является научно-исследовательским учреждением по библиотековедению, библиографоведению и книговедению; методическим, научно-информационным и культурным центром республиканского значения; разрабатывает и реализует государственную политику в области библиотечного дела и библиографии.

 

6. Занимаемые Национальной библиотекой Республики Саха (Якутия) земельные участки, здания и сооружения, включая буферную зону, являются государственной собственностью и находятся в постоянном (бессрочном) пользовании Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия).

 

(часть шестая в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III)

 

7. Национальная библиотека действует в соответствии с законодательством и иными нормативно-правовыми актами Республики Саха (Якутия).



Статья 21. Центральные библиотеки

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III)

 

1. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) вправе присвоить ведущей универсальной библиотеке статус центральной библиотеки.

 

Функции центральной библиотеки могут возлагаться на Национальную библиотеку Республики Саха (Якутия), а также на республиканские и межмуниципальные библиотеки.

 

2. Органы местного самоуправления муниципального района могут присваивать ведущей межпоселенческой библиотеке статус центральной библиотеки.

 

(часть вторая в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 782-З N 435-IV)

 

3. Органы местного самоуправления городских округов могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего городского округа статус центральной городской библиотеки.

 

4. Центральная библиотека в пределах обслуживаемой территории обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе осуществлять функции межбиблиотечного абонемента и обеспечивать ведение сводного каталога, оказывать методическую помощь библиотекам.

 

Коллегиальный орган центральной библиотеки в пределах обслуживаемой территории в порядке, предусмотренном положением о реестре книжных памятников, обязан проводить экспертизу книжных памятников в отношении документов, хранящихся в фондах библиотек, которые указаны в абзаце первом части 3 статьи 18.2 настоящего закона и в которых невозможно создать и (или) сформировать уполномоченный коллегиальный орган, предусмотренный абзацем вторым части 5 статьи 18.2 настоящего закона

 

(абзац введен Законом Республики Саха (Якутия) от 30.06.2021 2388-З N 687-VI)

 

(часть четвертая в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 782-З N 435-IV)

 

Часть пятая исключена. - Закон Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 782-З N 435-IV.

 

5. Центральным библиотекам предоставляется обязательный бесплатный экземпляр и обязательный платный экземпляр местных документов.

 

6. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) могут учреждать специальные центральные библиотеки для обслуживания определенных категорий пользователей библиотек (пользователей библиотек детского и юношеского возраста, слепых, слабовидящих и других пользователей) или библиотеки по определенному направлению с аналогичными функциями.

 

7. Ведомства, союзы, концерны, ассоциации и другие учреждения и организации могут учреждать центральные библиотеки согласно профилю своей деятельности.



Статья 22. Взаимодействие библиотек с органами научно-технической информации и архивами

 

1. Библиотеки Республики Саха (Якутия) являются составной частью информационной системы республики. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов библиотеки взаимодействуют с органами научно-технической информации, архивами, базами данных разных уровней.

 

2. Содержание и характер этих взаимодействий определяются действующим законодательством, государственными и другими целевыми программами, а также заключенными договорами.



Глава IX. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА



Статья 23. Порядок создания библиотек

 

1. На территории Республики Саха (Якутия) в соответствии с настоящим законом создаются и действуют библиотеки различных форм собственности.

 

2. Библиотека считается учрежденной и приобретает права юридического лица со дня ее регистрации.

 

3. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

 

4. Учредителями библиотек могут быть собственники имущества либо уполномоченные ими физические или юридические лица, а также органы культуры. По решению учредителя имущество может быть передано библиотеке в оперативное управление или полное хозяйственное ведение, либо в собственность. В библиотеках, находящихся на государственном бюджете, библиотечный фонд может находиться только в оперативном управлении.

 

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 09.10.2008 608-З N 107-IV)

 

5. Учредитель библиотеки утверждает ее устав, принимает на себя обязательства по финансированию и обеспечивает ресурсы, необходимые для осуществления ее уставной деятельности. В уставе библиотеки должны быть закреплены ее юридический статус, источники постоянного финансирования, основные задачи деятельности, условия доступности, порядок имущественных взаимоотношений библиотеки и учредителя, порядок управления библиотекой.

 

6. Имущественные и финансовые взаимоотношения учредителя и библиотеки регулируются настоящим законом и учредительным договором.



Статья 24. Реорганизация и ликвидация библиотек

 

1. Прекращение деятельности библиотеки осуществляется в виде ее ликвидации или реорганизации (выделение, разделение, слияние, присоединение, преобразование в иную организационно-правовую форму) по решению собственника, учредителя, а также по другим основаниям в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

 

2. Ликвидация библиотек ведомственного подчинения, созданных за счет или с участием средств государственного бюджета, не допускается.

 

3. Ликвидация библиотек предприятий, учреждений, организаций не может быть осуществлена без согласия трудового коллектива этих предприятий, учреждений и организаций.

 

3.1. Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения.

 

(часть 3.1 введена Законом Республики Саха (Якутия) от 27.11.2015 1532-З N 629-V)

 

4. При ликвидации или реорганизации библиотеки создается ликвидационная комиссия из представителей учредителя, общественности, профобъединений и трудового коллектива библиотеки. В местной печати публикуется уведомление о принятом решении не позднее чем за два месяца до намеченного срока ликвидации или реорганизации.

 

5. При ликвидации библиотеки преимущественным правом приобретения ее библиотечного фонда и имущества пользуются государственные библиотеки и библиотеки соответствующего профиля, органы государственной власти.

 

6. Разгосударствление, приватизация государственных и муниципальных библиотек запрещается.

 

7. Реорганизация библиотек может происходить как по инициативе учредителя, так и трудового коллектива библиотек при условии согласия сторон.

 

8. Решение о ликвидации государственных библиотек может быть обжаловано гражданами, общественными объединениями, либо попечительскими (читательскими) советами в установленном порядке.



Статья 25. Имущество библиотеки

 

1. Библиотека с правами оперативного управления владеет и пользуется, а с правами собственника также распоряжается библиотечным фондом, землей, зданиями, сооружениями, оборудованием, сырьем и материалами, финансовыми средствами и другим имуществом, переданными ей при учреждении.

 

Часть вторая исключена. - Закон Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III.



Статья 26. Финансовые ресурсы библиотеки

 

1. Совокупные финансовые ресурсы библиотек формируются за счет средств учредителя, государственных целевых средств и иных поступлений, а также за счет собственной хозяйственной деятельности.

 

Часть вторая исключена. - Закон Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III.

 

2. Объем средств, поступивших в библиотеку из дополнительных источников, не влияет на уменьшение бюджетного финансирования.

 

Часть четвертая исключена. - Закон Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III.



Статья 27. Инвестиционная политика в библиотечном деле

 

1. В Республике Саха (Якутия) обеспечивается приоритетное выделение государственных капитальных вложений в укрепление и развитие материально-технической базы библиотечного дела.

 

2. Не допускается проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их библиотеками с учетом установленных нормативов, градостроительных норм, потребностей местного населения.

 

3. Земельные участки под строительство новых библиотек выделяются на приоритетной основе.



Статья 28. Фонды развития библиотек

 

1. В целях содействия материальному обеспечению деятельности библиотек могут создаваться негосударственные фонды развития библиотек. Источником их формирования являются взносы учредителей этих фондов, поступления от предприятий, организаций, благотворительные взносы юридических и физических лиц, доходы от коммерческих мероприятий, другие не запрещенные законом поступления.

 

(в ред. Законов Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III, от 30.05.2017 1862-З N 1281-V)

 

2. Средства указанных фондов распределяются на дополнительное финансирование государственных и целевых программ развития библиотечного дела, библиотек, владеющих фондами, и зарегистрированных как национальное культурное достояние народов Республики Саха (Якутия); на деятельность центральных библиотек, поддержку координации и кооперации в области библиотечного обслуживания; на финансирование иных мероприятий в порядке, предусмотренном положениями об этих фондах, утвержденными органами государственной власти Республики Саха (Якутия).



Статья 29. Финансовые и иные льготы

 

Средства, направляемые на создание и содержание библиотек, на совершенствование библиотечного обслуживания, независимо от источников их поступления и формирования, освобождаются от налогов, а прибыль от хозяйственной деятельности библиотек облагается налогом в льготном порядке в соответствии с законодательством.

 

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III)



Глава X. ПРАВА БИБЛИОТЕЧНЫХ РАБОТНИКОВ, ОПЛАТА ТРУДА И ЛЬГОТЫ



Статья 30. Права библиотечных работников

 

1. Права и обязанности работников библиотек регулируются трудовым договором в соответствии с действующим законодательством.

 

2. В целях защиты социальных и профессиональных прав и интересов, содействия развитию библиотечного дела, работники библиотек имеют право созывать съезды библиотечных работников, объединяться в профессиональные организации.

 

3. Работники библиотек, независимо от формы собственности и порядка их учреждения, пользуются равными правами в сфере трудовых отношений, в области социального страхования и обеспечения.



Статья 31. Оплата труда и льготы

 

1. Заработная плата работнику библиотеки выплачивается за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором или контрактом. Выполнение работником других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному соглашению, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

 

2. Библиотечным работникам устанавливаются надбавки за непрерывный стаж работы в библиотеке. Порядок выплаты и размеры надбавок определяются Правительством Республики Саха (Якутия).


     (часть вторая в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 16.09.2003 66-З N 135-III)

 

3. Библиотеки в пределах имеющихся у них средств на оплату труда самостоятельно определяют форму и систему оплаты труда, размеры доплат и надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера.

 

Часть четвертая исключена. - Закон Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 277-З N 565-III.

 

4. Ответственность за создание необходимых условий труда несет руководство библиотек в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия), Уставом библиотеки и трудовым договором.



Председатель
Палаты Представителей
А.ИЛЛАРИОНОВ


     г. Якутск

     21 июля 1994 года

     З N 27-I