Поиск по сайту

Защита автора?

Автор: ЕЛЕНА БОРИСОВА, АЛЕКСАНДР ВИКУЛИН

Защита автора? или Как "запретительные нормы" покушаются на свободу доступа к информации

Спустя год после вступления в силу четвёртой части Гражданского Кодекса становятся всё более очевидным проблемы, которые последовали за внедрением его основных положений.

Елена Ивановна Борисова, кандидат педагогических наук, заведующая Сектором библиотековедения Научно-методического отдела библиотековедения РНБ, Санкт-Петербург

Александр Александрович Викулин, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Сектора библиотековедения Научно-методического отдела библиотековедения РНБ, Санкт-Петербург

БУРНОЕ РАЗВИТИЕ информационных технологий и интернет-среды вывело библиотеки на новый уровень обслуживания пользователей. Благодаря внедрению технических новаций в повседневную библиотечную практику открылись широкие возможности для постоянного пополнения перечня библиотечных услуг. Помимо электронных каталогов, современные российские библиотеки предлагают разнообразные базы данных: от библиографических до полнотекстовых и фактографических. Широкий выбор информационных ресурсов представлен на веб-сайтах библиотек. Всё чаще в их меню появляются пункты "цифровые библиотеки" или "цифровые коллекции", размещаются коллекции полезных интернет-ссылок, причём именно библиотеки являются создателями наиболее полных, часто с дробной систематизацией списков интернет-адресов. Некоторые крупные библиотеки поддерживают целые путеводители по Интернет с возможностями расширенного поиска по ключевым словам и дескрипторам.

В последние годы электронные ресурсы библиотек - приобретённые или созданные своими силами - играют важную роль в работе российских библиотек. В век бурного развития новых информационных технологий библиотечные услуги с использованием электронных ресурсов стали для пользователей библиотек не только привычными, но и наиболее востребованными. Можно смело утверждать, что новое поколение читателей не представляет себе современную библиотеку без всех тех информационных благ, которые стали доступны благодаря активному внедрению новых информационных технологий.

Однако в начале 2008 года в связи с введением в действие с 1 января 2008 года 4-й части ГК РФ (далее - Кодекс) интересы пользователей библиотек оказались серьёзно ущемлены. Библиотеки попали в сложнейшую ситуацию: следуя нормам вступившей в силу новой части Кодекса, им пришлось лишить читателей целого ряда привычных услуг. Дело доходило до казалось бы безвыходных ситуаций: библиотеки были вынуждены приостанавливать обслуживание пользователей и искать новые способы организации обслуживания, которые позволили бы, не нарушая закона и не снижая качества предоставляемых услуг, с наибольшей полнотой удовлетворять читательские потребности.

Для того чтобы разобраться в сложившейся ситуации, в начале февраля 2008 года специалистами РНБ был проведён опрос библиотечных учреждений. Необходимо было собрать информацию о том, как повлияли изменения в законодательстве об авторском праве на повседневную работу библиотек, как они адаптируются к новым условиям, но главное - выявить наиболее эффективные пути решения проблем, с которыми им пришлось столкнуться.

Фотоаппарат вместо сканера

По мнению разработчиков Кодекса, наиболее уязвимыми с точки зрения соблюдения прав авторов являются электронные документы. Этим объясняется жёсткость ограничений на их использование в библиотеках, закреплённых в нормах Кодекса, а именно:

* электронные документы предоставляются читателям только в помещениях библиотек, при условии исключения возможности создания копий.

* могут быть включены в систему электронной доставки документов только с разрешения автора (правообладателя).

* не могут свободно размещаться на сайтах библиотек и в электронных библиотеках, выставленных для свободного доступа.

Библиотекам-респондентам предлагалось высказать своё мнение по поводу каждого "запрета".

К сожалению, респонденты продемонстрировали крайне низкую активность. Они либо игнорировали предложенную анкету, либо давали краткие ответы, что лишь подтверждало гипотезу о крайней напряжённости ситуации. Тем не менее, на основе с трудом собранной информации удалось сделать некоторые выводы.

Прежде всего, было определено, на каких именно участках библиотечной работы возникают особенно острые проблемы. "Болевыми точками" оказались:

* сканирование документов;

* перезапись фрагментов музыкальных произведений;

* виртуальный читальный зал электронной библиотеки диссертаций;

* использование полнотекстовых баз данных;

* электронная доставка документов;

* организация работы абонемента аудиовизуальных и электронных документов;

* публичный показ произведений, выраженных в цифровой форме, на мероприятиях.

Сразу же после 1 января 2008 года библиотеки были вынуждены существенно сократить перечень библиотечных услуг, оказываемых пользователям.

Так, например, прекращено сканирование из фондов библиотеки произведений, охраняемых авторским правом. Некоторые услуги пришлось оказывать с ограничениями для пользователей (например, работа с приобретаемыми электронными полнотекстовыми базами данных). Однако чтобы окончательно не потерять своих читателей, библиотекам пришлось пойти на нарушение закона и поддерживать работу абонементов аудиовизуальных и электронных документов и киноклубов, отказавшись от принятия скоропалительных решений об их закрытии.

Наибольшую тревогу библиотечных специалистов вызвал ставший очевидным с первых шагов внедрения новой части Кодекса рост недовольства пользователей. Особенно огорчало, что больше всего от введённых запретов пострадала молодёжь, для которой электронный ресурс - неотъемлемая часть современной жизни. Привлечь её в библиотеку, работающую "по старинке", просто невозможно. Более того, наметилась явно негативная тенденция. Уровень развития технических средств сегодня достаточно высок, и молодые читатели стали искать "обходные пути". Так, если раньше услуги по копированию на законных основаниях оказывали библиотеки, то теперь читатели самостоятельно осуществляют копирование с помощью цифровых фотокамер или фотокамер мобильных телефонов.

С точки зрения Основного Закона РФ сложившаяся ситуация не является однозначной. "Запретительные нормы" 4-й части ГК РФ вступают в противоречие с Конституцией РФ и могут расцениваться как "покушение" на гарантированные права граждан России на свободный доступ к информации и её использование в культурных и образовательных целях.

Недоступное общественное достояние

Наметившееся в последние годы ужесточение авторско-правовой защиты, отражающее общемировую тенденцию к изменению баланса интересов общества и правообладателей в сторону последних выразилось и в ограничении нормами Кодекса возможности представления библиотеками электронных ресурсов на своих сайтах в Интернете.

Информация о том, как библиотеки решают вопрос с предоставлением электронных ресурсов в сетевом режиме, была собрана в ходе изучения сайтов центральных библиотек субъектов РФ, которое проводилось параллельно с опросом библиотек.

Преобладающее большинство библиотечных сайтов содержат полнотекстовые ресурсы, представляющие собой базы данных краеведческого характера, срок охраны которых по авторскому праву истёк. Например, Челябинская областная универсальная научная библиотека предлагает читателям возможность ознакомиться с полнотекстовой коллекцией изданий об Уральском крае в рамках Уральской электронной библиотеки. Новосибирская государственная областная научная библиотека разместила на своём сайте проект "Старинные сибирские газеты: сохранность и доступность", представляющий электронные версии сибирских газет с середины XIX века и т. д.

На сайте Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки вниманию читателей представлены два собрания в электронном виде: библиотека П. И. Мельникова-Печерского (история раскола русской православной церкви и старообрядчества) и произведения писателя и статистика А. С. Гациского и литература о нём. Подчеркнём, что информация, представленная на сайтах вышеперечисленных библиотек, является общественным достоянием.

Как правило, областные библиотеки предлагают онлайновый доступ к собственным электронным ресурсам (аудио-, видеоматериалам, оцифрованным изданиям самой библиотеки, календарям памятных дат и т.д.) или оказывают своим читателям помощь в доступе к разнообразным базам данных, размещённым в Интернете. Однако лицензирование работы с электронными ресурсами на момент вступления в силу 4-й части ГК РФ ещё не получило широкого распространения в областных библиотеках, поэтому доступ к полнотекстовым ресурсам, охраняемым авторским правом на основе лицензии, имелся у незначительного количества библиотек. Легитимно же библиотеки могут предоставлять доступ к ним только авторизованным пользователям и только для личных, научных и образовательных целей.

Заметной тенденцией последних лет стал перевод многих видов профессиональной библиотечной деятельности в сетевую среду. Службы "Виртуальная справка" и "Электронная доставка документов", действующие на многих библиотечных сайтах, являются основой работы системы удалённого библиографического информирования и библиотечного обслуживания. Особую популярность и широкое распространение на сайтах библиотек получили службы электронной доставки документов (ЭДД). Однако использование электронных публикаций сопряжено со строгим соблюдением авторских прав. Согласно нормам Кодекса, регулирующим, в том числе копирование документов, полученных по ЭДД, они не подлежат тиражированию, воспроизводству и репродуцированию. Уже в начале 2008 года правила работы многих библиотек соответствовали требованиям Кодекса. Так, Псковская, Архангельская, Брянская и ряд других областных универсальных научных библиотек посредством ЭДД предоставляют физическим лицам только те документы, которые не охраняются авторским правом. Юридические лица обслуживаются на основе договора. Кемеровская областная научная библиотека имени В. Д. Фёдорова имеет виртуальную справочную службу, правила пользования которой запрещают сканирование документов, а также оставляют без ответов вопросы, в ответах на которые нарушается действующее законодательство. В то же время в Челябинской и Свердловской ОУНБ правила пользования ЭДД не запрещают копирование любых материалов из фондов по запросу читателей за плату, но ответственность за возможные нарушения возлагается на потребителя.

Губительная законопослушность?

Результаты проведённого специалистами РНБ опроса позволяют сделать вывод о том, что библиотеки относятся к категории законопослушных организаций и ответственно относятся к вопросам соблюдения авторских прав.

Так, сразу после вступления в силу Кодекса (а зачастую и задолго до этого момента) в библиотеках активизировалась нормотворческая деятельность. Практически во всех библиотеках разрабатывались локальные нормативные акты, регламентирующие их деятельность в русле Кодекса, например, "Правила репродуцирования документов из фондов библиотеки по запросам граждан" или "Правила по предоставлению услуг по копированию (в том числе микрокопированию) и сканированию" и др. Структура рассматриваемых документов, как правило, включает базовые положения Кодекса, процедуру услуги читателю в рамках новых требований, ответственность пользователей и обязанности должностных лиц, обслуживающих пользователей. Некоторые библиотеки в своём стремлении внедрить Кодекс в практику работы библиотек пошли ещё дальше. Так, Псковская ОУНБ одной из первых разместила на своём сайте методическое пособие "Авторское право и его использование в деятельности библиотек: Комментарий к отдельным статьям 4-й части ГК РФ".

К сожалению, первые итоги внедрения Кодекса приводят к печальным выводам: созданы искусственные барьеры на пути к информации, ущемлены законные права пользователей. Из регионов приходит тревожная информация о том, что наблюдается отток из библиотек читателей (по большей части молодёжи и специалистов), которые активно пользовались библиотечными услугами в образовательных и информационных целях. Законотворцы, добившиеся принятия IV Части ГК РФ в интересах соблюдения частных прав авторов, вероятно, не задавали себе вопроса, как в этом случае быть с интересами общественными. Трудно себе представить, что читатель библиотеки растиражирует взятое из библиотеки издание или его электронную версию, продаст его, да ещё и умудриться получить от этого прибыль. Но вполне реальна иная ситуация: не имея возможности в полном объёме пользоваться услугами библиотек, граждане России просто перестанут их посещать. Кто в этом случае пострадает больше всего? Думается, российское общество в целом.

Стоит задаться традиционным для русского человека вопросом: "Что делать?" К сожалению, в ходе проведённого специалистами РНБ опроса выяснилось: библиотеки выхода из ситуации не видят. По крайней мере, в начале 2008 года высказывалось мнение о необходимости приспособиться к новым условиям (например, привести в соответствие новым нормам всю документацию, регламентирующую их деятельность внутри библиотеки, свободно работать с документами, которые не являются объектами авторских прав и т.д.)

На наш взгляд, становится всё очевиднее, что библиотеки и читатели должны объединиться и выступить с инициативой - вывести библиотеки из-под действия его норм, добившись принятия соответствующих подзаконных актов. Хочется верить, что от этого союза и совместно предпринятых усилий выиграет всё общество в целом.