Поиск по сайту

Перспективы развития саморегулирования в библиотечной общественно-профессиональной среде

Автор: В. Р. Фирсов

УДК 02:34

Вопросы саморегулирования, обсуждаемые уже более десяти лет, вновь выдвинулись в центр внимания. Обусловлено это недавним принятием федерального закона "О саморегулируемых организациях" (1 дек. 2007 г. N 315-ФЗ). В связи с этим необходимо уточнить, что понимается под саморегулированием применительно к задачам данной статьи.

Первое значение понятия саморегулирование - это особый правовой статус организации, определяемый в указанном ФЗ. Так, "под саморегулированием понимается самостоятельная инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой является разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил" (ст. 2, п. 1 ФЗ). Однако пункт 3 этой же статьи специально оговаривает, что под субъектами профессиональной деятельности понимаются "физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами". Как известно, круг подобных видов деятельности невелик. Это сферы адвокатуры, нотариата, рынка ценных бумаг, жилищно-накопительных кооперативов и т.д. Таким образом, библиотечная профессиональная сфера или, более узко, Российская библиотечная ассоциация (РБА) под действие данного закона не подпадают. Тем не менее считаю необходимым привести нормы этого закона, так как еще совсем недавно, в 2006 г., по инициативе Министерства культуры и массовых коммуникаций (МКиМК) был активно развернут процесс обсуждения проекта будущего закона именно с точки зрения его возможного применения в сфере культуры.

Второе значение понятия саморегулирование - более широкое и более важное для данного анализа - можно представить как основную тенденцию развития институтов гражданского общества в современных условиях. По сути это процесс, отражающий общий вектор реформирования нашего общества - последовательную передачу части государственных полномочий негосударственным структурам. Теоретики государственного права называют его по-разному. Это может быть приватизация государства или, наоборот, огосударствление общественных структур.

Особенно явно тенденция сокращения государственных полномочий, а значит, и сферы ответственности в течение последних двадцати пяти лет проявилась в культуре. Сведены к минимуму функции федеральных органов государственной и исполнительной власти. Органы власти субъектов Федерации передают полномочия на муниципальный уровень.

Ведет ли реальное сокращение полномочий государства в сфере культуры к формированию и развитию механизмов саморегулирования?

РБА, действующая с 1995 г., в настоящее время - зрелая общественно-профессиональная организация, объединяющая представителей практически всех субъектов РФ. В основе ее деятельности - Устав и перспективный программный документ "Приоритеты развития РБА на 2005 - 2010 гг." [1], совокупность других нормативно-рекомендательных актов.

Насколько к РБА приложимы характеристики саморегулирования?

Говоря о механизмах саморегулирования, выделяют как правило следующие признаки: организация является некоммерческой; формируется на основе добровольного членства; обладает публичными (регулятивными) функциями и полномочиями в отношении своих членов и правом контроля за их соблюдением; осуществляет представительство интересов своих членов в отношениях с другими лицами.

ИФЛА считает, что для эффективной деятельности национальные профессиональные ассоциации должны разрабатывать свои "конституции/уставы, регламенты, правила и кодексы поведения/этики" [2].

РБА обладает необходимой совокупностью подобных документов. Однако в основе саморегулирования, развития профессионального сообщества лежит совокупность профессиональных актов, регулирующих определенные виды профессиональной деятельности его членов. Основные из них:

Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря (1999 г.);

Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки (2001 г.);

Российские правила каталогизации (2002 г.);

Манифест Российской библиотечной ассоциации о публичной библиотеке (2003 г.);

Руководство по краеведческой деятельности центральной библиотеки субъекта РФ (области, края) (2003 г.);

Положение о порядке принятия заявительных, нормативно-рекомендательных и регулирующих актов РБА (2003 г.);

Приоритеты развития РБА на 2005 - 2010 гг. (2005 г.);

Руководство по краеведческой деятельности муниципальных публичных библиотек (централизованных библиотечных систем) (2005 г.);

Российский коммуникативный формат;

Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных муниципальных библиотек (2007 г.);

Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки (20 мая 2008 г.) .

С нашей точки зрения, перечисленные документы реально выполняют регулирующие функции внутри сообщества. Выделю только некоторые из них: "Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки", вторая редакция которого принята в мае 2008 г. на Конференции РБА, уже в течение многих лет активно используется при разработке планов деятельности, программ развития, других ключевых документов общедоступных библиотек России.

Принципиально важно, что несмотря на его негосударственный характер "Модельный стандарт ..." учитывается и используется во взаимоотношениях библиотек с органами муниципальной и государственной власти в регионах. Он послужил основой для разработки аналогичных документов территориального характера в Архангельской, Иркутской, Липецкой, Магаданской областях, Красноярском крае, других регионах. Принципиально важно, что утвержденные приказом МКиМК N 32 от 20.02.2008 г. "...минимальные нормативы ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры" во многом опираются на этот стандарт.

Велико практическое значение и "Базовых норм организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных муниципальных библиотек", особенно в условиях постоянного сокращения сети общедоступных муниципальных библиотек.

Приведенные документы свидетельствуют о значительном развитии механизма саморегулирования в библиотечной профессиональной среде. Но в какой мере она может стать саморегулируемой? Несомненно, при ответе на этот вопрос нужно исходить из того, что сфера культуры как обеспечивающая конституционные права граждан на доступность благ культуры и информации (ст. 29 и ст. 44 Конституции РФ) всегда должна оставаться в сфере ответственности государства. В этом смысле правильнее говорить не о саморегулировании, а о сорегулировании как форме партнерства общественных объединений в сфере культуры и государства. Таким образом, передача государственных функций может носить только частичный характер. Хотя наша богатая история знает и другие примеры.

В 1933 г. Народный Комиссариат труда был объединен с Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов [3] - один из примеров радикалистского решения сорегулирующего сотрудничества.

Можно привести и современные примеры. Так, Кодекс судейской этики утверждается Всероссийским съездом судей. Его соблюдение является обязательным, нарушение влечет публично-правовую ответственность, в том числе и в виде прекращения полномочий судьи.

В какой-то мере попытки придать статус обязательности внутренним общественно-профессиональным документам имели место и в библиотечной среде. Так, в Библиотечной ассоциации Англии еще не столь давно действовал дисциплинарный комитет, в функции которого входило вынесение вердикта о профессиональном соответствии библиотекаря в случае нарушения им Кодекса этики. Нормы об обязательности требований профессиональных кодексов существуют и в документах профессиональных ассоциаций Венгрии, Исландии, Мексики, Нидерландов, Португалии, Словении, Хорватии [4].

У нас есть все основания говорить о развитии механизмов саморегулирования в библиотечной общественно-профессиональной среде России. Однако, учитывая необходимость сохранения регулирующих функций государственных органов, правильнее говорить о взаимоотношениях сорегулирования между Российской библиотечной ассоциацией и государственными органами. Это положение тем более справедливо, что в настоящее время МКиМК и РБА не являются единственными субъектами, участвующими в формировании политики в сфере библиотечного дела. В соответствии со своими уставами, утвержденными Правительством РФ, в формировании и реализации государственной библиотечной политики принимают участие Российская национальная библиотека и Российская государственная библиотека. Действует Общественный Комитет содействия развитию библиотек. Вопросы развития библиотек и модернизации библиотечного обслуживания обсуждаются на Совете по культуре и искусству при Президенте РФ и в Общественной палате РФ [5]. Действуют региональные общественно-профессиональные ассоциации и общества.

Тем не менее именно Российская библиотечная ассоциация может стать и становится основным партнером государственных органов при формировании и реализации политики в сфере библиотечного дела. Кстати, в уставах многих национальных ассоциаций (Великобритании, Германии, Бразилии, Польши, Литвы и др.) в качестве основного направления деятельности закреплено сотрудничество с государственными органами в области формирования соответствующей политики.

Направления такого сотрудничества отмечены в "Приоритетах развития РБА на 2005 - 2010 гг." [1]. Среди них:

участие в разработке государственной политики и законодательства в области библиотечного дела;

экспертиза государственных актов (как законодательных, так и исполнительных) в области библиотечного дела;

инициативная подготовка федеральных исполнительных актов в области библиотечного дела с обязательным их рассмотрением в Министерстве культуры;

формирование приоритетов и участие в адресном распределении средств по федеральным целевым программам;

лицензирование и сертификация отдельных видов профессиональной деятельности в сфере библиотечного дела;

сертификация и аккредитация деятельности по подготовке и переподготовке библиотечных кадров;

создание профессиональных стандартов;

консультирование органов государственной власти и управления по вопросам библиотечного дела.

Некоторые из этих направлений последовательно развиваются, другие носят перспективный характер.

Дальнейшее развитие отношений партнерства РБА и МКиМК могло бы привести к заключению соглашения о делегировании общественности конкретных полномочий и о соответствующем бюджетном финансировании государственно значимых функций РБА.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Приоритеты развития РБА на 2005 - 2010 гг. // В. Н. Зайцев. Библиотечная сфера в период преображений: 1986 - 2005 гг. Факты, события, люди: размышления руководителя. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2006. - С. 186 - 193.

2. Разработка политики и процедур для библиотечных ассоциаций // Нормативно-правовое обеспечение деятельности общественно-профессиональных библиотечных организаций в зарубежных странах : сб. материалов / сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. - Москва : Либерея,2003. - С. 13 - 16.

3. Собрание законов СССР. - 1933. - N 40. - Ст. 238.

4. Нормативно-правовое обеспечение деятельности общественно-профессиональных библиотечных организаций в зарубежных странах : сб. материалов / сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. - Москва : Либерея, 2003. - 240 с. политика в области библиотечного дела: Новый этап развития : сб. документов / Р

5. Государственнаяоссийская библиотечная ассоциация / сост. : В. Р. Фирсов. - Санкт-Петербург, 2008. - С. 193 - 216.