Поиск по сайту

Copyleft против copyright, или Будут ли библиотеки иметь право налево

Автор: ОЛЬГА УСТИНОВА

Сегодня никто с точностью не возьмётся предсказать, как повлияет на работу публичных библиотек вступление в силу с января будущего года IV части ГК РФ - "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации". Между тем хорошо известно, что новый закон существенно изменит правила использования библиотеками современных информационно-коммуникационных технологий.

Ольга Юрьевна Устинова, заместитель директора Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского, Санкт-Петербург, справедливо отмечает, что, несмотря на то, что эти проблемы обсуждались на крупнейших библиотечных мероприятиях, были публикации в профессиональной печати, серьезно библиотечное сообщество к новому закону ещё не относится.

- Некоторые руководители библиотек вообще не видят здесь проблемы, - говорит Ольга Юрьевна. - Другие видят - но говорят, что разобраться в них можно только с привлечением юристов - потому что есть в тексте настолько размытые понятия и определения, что точное их толкование может дать только специалист.

Я же считаю, что главным и, безусловно, тяжёлым для нас последствием станет то, что библиотекам придется отказаться от ряда услуг и новых форм обслуживания, которые сделали их привлекательными для нового поколения пользователей. Это может очень резко поменять имидж библиотеки. Сегодня 70% наших читателей - это молодые люди, которые ждут от библиотеки соответствия своему темпоритму жизни. Они динамичны, уверено чувствуют себя в электронной среде и совсем не готовы получать отказы на свои обоснованные и реальные запросы. То есть выросло целое поколение пользователей, привыкшее к определенному комфорту библиотечного обслуживания.

Прежде всего, проблемы возникнут с использование цифровых копий.

Ст. 1274 нового Закона гласит:

"В случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме."

Наши пользователи хорошо знакомы с современными условиями и правилами работы в библиотеке и знают, что они могут в полном соответствии с Законом об авторском праве получить необходимые им для работы документы или их фрагменты на любом, удобном для них носителе: это может быть сканирование, принтерная распечатка, запись на флэш-карту. С нового года, к сожалению, эти привычные для большинства посетителей формы обслуживания становятся невозможными.

- Ольга Юрьевна, не считаете ли Вы, что постановка вопроса о незаконности создания цифровых копий сама по себе уже, мягко говоря, абсурдна, т. к. открытие любого файла уже есть создание резервной копии. Что, по-Вашему, послужило причиной для принятия такого дискриминационного для библиотек и читателей Закона?

- Ссылки законодателей на необходимость приведения нашей правовой базы в области авторского права в соответствие с нормами международного права в данном случае представляются мне неубедительными. Думаю, что ВТО здесь выступало в роли определенной "ширмы" за которой находились истинные мотивы и предпосылки для принятия таких норм. Следует заметить, что на самом деле, от страны никто не требовал внесения поправок в части свободного использования библиотекой электронных ресурсов. И государственные органы, и библиотечное сообщество явно "проморгали" эту поправку, которая была инициирована группой депутатов. И стоят за её принятием сугубо экономические меркантильные интересы. Известно, что индустрия копирайта играет колоссальную роль в экономике многих стран и приносит баснословные прибыли. Очевидно, что авторы IV части ГК меньше всего были озабочены тем, чтобы "вася пупкин" получат отчисления с каждой отсканированной страницы своих произведений. Конечно же, речь может идти о создании целой сети организаций по коллективному управлению авторскими правами, которые сначала получают юридические права, а затем начнут извлекать и экономическую выгоду, облагая данью, прежде всего, крупных пользователей - библиотеки и архивы.

- Практика зарубежных библиотек, имеющих большой опыт работы в условиях копирайта, показывает, что они научились большую часть ответственности перекладывать на своих читателей-пользователей. До вступления Закона в силу осталось три с небольшим месяца. Подготовлены ли у нас нормативные документы (например типа "специальных деклараций", как в Австралии или "соглашений", как в Англии), которые чётко разграничивают правовую ответственность библиотеки и пользователя?

- Таких документов пока нет, как и нет соответствующего программного обеспечения, позволяющего контролировать все виды работы в сети и препятствовать несанкционированному копированию материалов.

Представим себе хорошо известную всем услугу - электронную доставку документов. Сегодня пользователь приходит к нам один раз, заключает договор и в течение определенного времени (например, года) получает необходимые для работы материалы по электронной почте на домашний или рабочий компьютер. Всё! С нового года это делать запрещено. То есть запрещено делать в такой удобной и рациональной форме. Конечно, человек каждый раз сможет приходить в библиотеку, получать распечатанный документ и т. д. Но при этом сам смысл услуги - электронная доставка - теряется. Можно говорить, что существует специальное ПО, которое удаляет автоматически исходный файл, чтобы не допустить копирования, или о том, что за рубежом давно разработаны системы контроля за обслуживанием и т. д. Вот здесь-то и возникает ещё одна проблема. Всё это требует дополнительных расходов, и не малых, которые не предусмотрены библиотечным бюджетом.

Видимо, придется пересмотреть устройство локальных сетей, изменить систему их администрирования, инсталлировать новые программы, разработать новые формы работы с удалёнными пользователями, которые не являются абонентами библиотеки. А это всё потребует денег и денег. Где их брать?

- Публичные библиотеки в нашей стране составляли единственную реальную альтернативу "горбушкам" и "юнонам", предоставляя своим читателям возможность использовать качественную лицензионную мультимедийную продукцию. И они же, видимо, падут первыми жертвами нового витка борьбы с пиратством. Ведь часть IV ГК меняет правила работы не только с текстовыми файлами, но и с аудиовизуальными.

- Потери, которые ждут нас на этом "поле боя" пока трудно подсчитать. Недавно мы открыли в нашей библиотеке "Мультимедийный Информационно-Сервисный Центр и Пресс-Салон на Фонтанке", предоставляющий не только читателям библиотеки, но и всем горожанам широкий спектр услуг. В том числе и проведение культурно-образовательных, информационных мероприятий (выставки, семинары, курсы, лекции, обсуждения актуальных тем с фрагментарным видеопоказом научно-познавательных и образовательных фильмов и проч.), с использованием демонстрационного оборудования (квазистереоскопический телевизионный комплекс, домашний кинотеатр с широкоформатной плазменной панелью, информационный терминал с сенсорным экраном и мультимедийное компьютерное оборудование). Но по новому закону такая деятельность оказывается под запретом: статья 1273

запрещает использование видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи; а так же воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Возникают проблемы с выдачей на дом любых мультимедийных продуктов и даже справочников на электронных носителях, так как и они являются цифровой копией.

- Еще до вступления в силу Закона уже началась война "всех против всех". Писатели против сетевых библиотек, музыканты и исполнители против пиратов, RIAA* против пиринговых сетей.** И не случайно сегодняшний разговор о "роли копирайта в жизни библиотеки" мы начали с размышлений о книге Лоренса Лессига "Свободная культура". Лессиг справедливо заявляет о том, что "следует восстановить нарушенное равновесие между интересами автора и общества, избегая крайностей. Между полной анархией и тотальным контролем необходимо заложить "слой разумного авторского права".

Как Вы думаете, установит ли новый закон это "равновесие"? Ведь сегодня говорить о серьёзном ущемлении чьих-то авторских прав сетевыми технологиями не приходится. А вот ущемление прав читателей и пользователей публичных, университетских библиотек становится реальностью. Или не так?

- Ещё раз повторюсь: убеждена, что эти поправки были приняты ни по чьему-то недомыслию. Они открывают путь для своеобразного "интеллектуального рейдерства" по захвату объектов авторского права. Со всеми вытекающими последствиями. Западные интеллектуалы давно бьют тревогу по поводу "диктатуры копирайта", сковывающей творческий поиск и ограничивающей доступ к информации. Лессиг стал идейным вдохновителем создания неформального движения с условным названием Copy Left, сумел выстроить всемирное движение, несущее альтернативу интеллектуальной собственности в "экстремальном её выражении". Он организовал Творческие Общины (Creative Commons, CC), лицензии которых размывают монолит копирайта. Поэтому я уверена, что если общество ощутит реальную дискриминацию своих прав на доступ к информации, оно в состоянии будет найти формы противодействия. Голос наших общественных библиотечных ассоциаций и организаций должен быть хорошо слышен, а их предложения - опережать враждебные действия, а не наоборот.

Беседовала Татьяна Филиппова


 

* RIAA (Recording Industry Association of America) - ассоциация, представляющая интересы звукозаписывающей индустрии США. Также управляет лицензированием и авторскими вознаграждениями в области музыки. - Прим. ред.

** Одноранговые, децентрализованные или пиринговые (от англ. peer-to-peer) сети - это компьютерные сети, основанные на равноправии участников. Одна из областей применения технологии пиринговых сетей - это свободный обмен файлами. - Прим. ред.