Поиск по сайту

Интервью к юбилею Российской библиотечной ассоциации с членом Правления РБА С.А. Басовым:«Добавьте к РБА себя»

1) Российской библиотечной ассоциации исполняется 20 лет в этом году. Это много или мало?

Если вспомнить, что первым в 1989 году было создано Петербургское (тогда Ленинградское) библиотечное общество, то РБА уже  вполне солидная организация. Не все негосударственные структуры, тем более в культуре, тем более всероссийского уровня, могут похвастаться столь солидным возрастом. И — добавлю: такой активной деятельностью.

«Созревание» общественных организаций, да и в целом — институтов гражданского общества, в любой стране зависит, прежде всего, от  правовой среды.  Законы могут как способствовать, так и препятствовать развитию негосударственных структур и отношений. Моя — самая общая оценка — такова. Российское государство на протяжении последних 25 лет использует три типа отношений с негосударственным сектором: первый — не замечать (не помогать, но и не препятствовать самостоятельному развитию),   второй — создавать «свою», ручную общественность (это различные советы при органах власти, общественные палаты всех уровней), и именно ей предоставлять право  выступать от имени гражданского общества страны; и третий тип — «сепарировать» структуры, действующие самостоятельно (путем финансовой и организационной поддержки,  разделения  организаций на «социально близких» и «иностранных агентов»).

При этом власть остается катастрофически близорукой в отношении институтов, созданных по профессиональному признаку. А ведь именно они являются  наиболее важными элементами гражданского общества, прежде всего, в экспертной и управленческой сферах. В этом качестве РБА выступает одной из самых зрелых и продвинутых организаций: в вопросах идеологии и технологии  саморегулирования, формирования механизмов взаимодействия с государством. Мы можем делиться накопленным опытом с негосударственными организациями всей бюджетной сферы. Сегодня нам есть что предъявить  государству и обществу!

2) Можете ли Вы вспомнить наиболее яркие эпизоды, связанные с Вашей профессиональной деятельностью в РБА?

Давайте  поставим  вопрос  так:  на  что  я    направляю  свои  усилия  в  рамках  РБА,  а «яркость  эпизодов» пусть оценивают коллеги. Я настойчиво, все годы, на всех уровнях отстаиваю две мысли. Первая мысль: публичные библиотеки  должны  претендовать на роль основного социального института, действующего в сфере свободного времени, цель  которого — гражданская социализация населения. Я считаю, что наполнение универсальных функций любой библиотеки (информационной, культурно- просветительной, мемориальной) «гражданским» содержанием является сегодня приоритетной задачей, может быть даже миссией публичных библиотек. Россия как никогда нуждается в приоритетном национальном проекте, который следовало бы назвать «Гражданское становление нации». Стране нужны граждане, а не подданные. Библиотеки больше, чем другие типы учреждений культуры, способны к кристаллизации и поддержке интересов местных сообществ – добровольных обществ и ассоциаций всех типов и видов: от краеведческих до родительских, от потребительских до интеллектуальных.   Надо показывать иллюзорность ценностей   так называемого «потребительского общества», извлекать людей из ячеек-квартир, где они отданы на откуп «зомбоящикам», создавать условия для просвещенного общения, воспитывать в людях  (как  завещал  великий  Кант!)    умение  и  мужество  жить  собственным  умом, пестуя, прежде всего, гражданские, гуманистические добродетели: свободу, равноправие, демократию. Общедоступная библиотека не должна   бояться   своего превращения в  центр публичной политики — своего села, района, города, субъекта Федерации! Этого требует время. Книга и общение должны активно поддерживать друг друга в библиотеке, работать на интересы местных сообществ. Подобные изменения для многих библиотекарей пока что не стали частью профессионального мировоззрения…

Вторая мысль связана с монополией государства на управление  социально-культурной сферой. Точнее — с необходимостью преодоления этой монополии, перехода к общественно-государственной системе управления, когда часть функций передается самому профессиональному сообществу, когда правовой системой поддерживаются отраслевые механизмы саморегулирования. Монополия — это ведь всегда плохо. В любой сфере, включая науку и культуру. В бюджетных отраслях, где рынок   (как объективный регулятор) невозможен по определению,   необходимо «включать» в процесс  принятия  решений  структуры  гражданского  общества.  С  удовлетворением хочу  отметить,  что  формула  управления  в  сфере  культуры,  предложенная  РБА  – «общественно-государственное   партнерство»   —   нашла   свое      подтверждение   в «Основах государственной культурной политики». Это один из наших   главных приоритетов, а значит и направление активной работы. Важно, что представители библиотечного сообщества входят сегодня в ряд коллегиальных  органов    на самых высоких  «этажах»  управления:  в  Советы  при  Президенте  РФ  —  по  культуре  и искусству,  по  русскому  языку.  Президент  РБА  В.Фирсов  вошел  в  состав Общественного совета Министерства культуры РФ, в Оргкомитет «Года литературы». Сегодня это важные публичные площадки для отстаивания  наших профессиональных позиций.  На  региональном  уровне  мы  также  видим  продвижение  коллег  в общественные структуры — при губернаторах и министерствах   (департаментах, комитетах).  Есть  представители  и  в  региональных  общественных  палатах.  К сожалению, в Общественную палату РФ представители РБА пока не попали — уж больно «хитрый» способ еѐ формирования предусмотрен действующим законодательством.

В меру своих сил я пытаюсь влиять на  гражданскую активность библиотек в регионах. Только что мы отметили 25 лет со дня основания Петербургского библиотечного общества, 15 лет продуктивной деятельности   Красноярской ассоциации, активно заявила о себе недавно созданная Калининградская ассоциация.  Но, все-таки,  в целом гражданская активность   библиотекарей пока остается весьма низкой… Впрочем, я невольно перехожу к ответу на третий вопрос.

3)  Что  бы  Вы  пожелали  Российской  библиотечной  ассоциации,  поздравляя ее с юбилеем?

За последние годы мы лучше научились заявлять о себе, стали гораздо заметнее — и обществу, и государству.  Наш сайт — среди подобных общественных организаций — один из лучших. Он информативен, оперативно обновляется. Может быть, ему не хватает интерактивности (сервисов обратной связи) и дискуссионности, под которой я понимаю быструю реакцию  на спорные и актуальные проблемы, которые возникают в обществе и должны преломляться в библиотечной сфере. Мы стараемся реагировать на профильные законы и решения правительства, но чаще всего это заявления Президента РБА, мнения  отдельных членов Правления.  Сообщество в целом  более «принимает к сведению», нежели активно  высказывает свое мнение или вступает в дискуссию.

Страна вступила в весьма трудный, я бы сказал, драматический период своей новейшей истории. Мы не должны закрывать на это глаза. Не все инициативы  государственного аппарата  выдерживают проверку библиотечной этикой, да и просто здравым смыслом. РБА вынуждено искать разумные компромиссы при обсуждении весьма неоднозначных вопросов. Нам важно сохранять свою профессиональную независимость и достоинство, не впадать в государственную ангажированность. Но мы не должны стремиться и к жесткому противостоянию с государством по тем вопросам, с которыми не согласны. Думаю,  и в этом году нам придется  «мягко, но твердо» выдерживать свою позицию в связи с внедрением «Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки», который  весьма неоднозначно встречен библиотечным сообществом. Я, например, не могу принять формулу Министерства культуры: «Новый модельный стандарт — путь спасения библиотек» (см.  сайт  Министерства культуры  РФ ).

Министерство в истекшем году «зарубило» трансферты на комплектование муниципальных библиотек в федеральном бюджете, сосредоточив свои усилия на двух проектах:  упомянутого  модельного  стандарта  и  Национальной  электронной библиотеки.  Мы не должны снимать свою руку с пульса этих проектов Мы хотим, чтобы  в НЭБ отбиралась литература, востребованная, прежде всего, в муниципальных библиотеках, и — самое главное — реально была в них доступна. А для этого – как минимум — необходимо, чтобы услуга по предоставлению  доступа в сеть Интернет перешла  в  разряд  обязательных.  А  этого  реально  можно  добиться  только  путем внесения поправок в действующее законодательство.  Ведь  несмотря на гособещания в 2014 году подсоединить   к сети Интернет   все   публичные   библиотеки страны, реально  мы имеем чуть более 30 процентов.

Думаю, очень важно усилить работу в провинции. РБА пока плохо идет в регионы:  нет специальных представительств, мало совместных инициатив. Вся общественная активность крутится вокруг штаб-квартиры в Петербурге и частично в Москве.  Нужно менять ситуацию — например, поручив таким системообразующим членам РБА, как центральные библиотеки субъектов РФ, активизировать работу по межведомственному сплочению библиотечных работников с постепенным выходом на создание своих региональных обществ. У нас есть на кого равняться: Новосибирское, Псковское, Красноярское, Карельское, Петербургское, ряд других обществ — вполне дееспособны, пользуются авторитетом, научились «брать» как местные, так и  федеральные гранты. Уникальное  событие  произошло  в  январе  этого  года:  по  сообщениям  СМИ  на «Пекинской книжной ярмарке-2015» подписан договор о создании Союза юных читателей Китая и России, инициаторами которого выступили издатели провинции Хэйлунцзян и Библиотечная ассоциация Приморского края.

Блистает всеми гранями наш главный всероссийский проект «Библиотечные столицы», повсеместно завоевавший  высокий авторитет.  Набирает  обороты конкурс лучшего по профессии. А больше похвастаться, вроде, пока и нечем. Может быть, нам замахнуться на всероссийский библиотечный съезд? Есть уникальный опыт съездов 1911 и  1924 годов, а после этого провал аж до 1989 года, когда   ленинградское библиотечное общество провело съезд в масштабе двух субъектов с широким представительством других регионов. Очень важны совместные проекты с  ассоциациями, действующими в других отраслях. Система общественно-государственного парнерства нужна всем бюджетникам. Пора отвоевать полномочия по отраслевому саморегулированию, которые  сегодня  предоставлены  законом  только  негосударственным  организациям, созданным бизнес-структурами. Тоже и с проблемой общественного контроля за деятельностью госорганов: общественные организации по закону не являются его субъектами.  У нас много задач, которые могут быть решены гораздо эффективнее совместными усилиями, общим «давлением» на государство, чем когда мы действуем поодиночке.   И нам   сильно не хватает умений   находить средства на   собственные проекты. Не говоря уже о «голубой» мечте — создать Попечительский совет из представителей политической и бизнес элит, сформировать свой эндаумент – целевой фонд для финансирования деятельности РБА.

А главное, думаю, настала пора «сделать ставку» на молодых и активных, которые реально — уже во многих регионах страны — как формально, так и не формально, в библиотеках и  социальных сетях  создают свои  ассоциации, союзы, советы, проводят конвенты и форумы. В прошлом году впервые на «Селигере-2014» была организована смена «Библиотекарь будущего»…Активнее подпирайте нас, седых библиодемократов. Может быть, пришла пора создать Молодежное Правление РБА? Если мечта библиотечного сообщества о проведении Конгресса ИФЛА в Петербурге в 2017 году сбудется, если заявка   РБА будет поддержана, то   именно молодые должны стать креативными лидерами этого мирового библиотечного форума…

Ну а главное мое пожелание весьма простое, и обращено оно ко всем, кто готов способствовать прогрессу библиотечного дела в стране: добавьте к Российской библиотечной ассоциации самого себя — свою неповторимую личность и свою библиотеку, это повысит уровень творческого разнообразия  нашей профессиональной деятельности, увеличит гражданскую силу библиотечного сообщества страны.