РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Деятельность / Секции и круглые столы / Ежегодные отчеты Конференции РБА

Заседание секции 30. Секция по чтению

XXVI Ежегодная сессия Конференции РБА, Нижний Новгород, 15.05.2022-20.05.2022

18.05.2022г.

Тема: «Библиотека и чтение: многообразие взглядов и подходов» (доступна видеозапись)

18 мая в Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеке им. В. И. Ленина прошло заседание Секции по чтению РБА, которое было посвящено теме «Библиотека и чтение: многообразие взглядов и подходов». В качестве ведущих заседания выступили Вера Викторовна Ялышева, председатель Секции по чтению, заведующая Центром чтения Российской национальной библиотеки, и члены постоянного комитета Секции — Елена Андреевна Колосова, заведующая отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки; Ирина Владимировна Лизунова, директор Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН.

В заседании приняли участие 67 специалистов из 24 регионов страны — представители сельских, муниципальных, региональных, федеральных и специализированных библиотек, а также приглашённые гости и другие специалисты книжной сферы. В течение рабочего дня было заслушано и обсуждено 16 докладов, представлен один стендовый доклад.

Открыло заседание вступительное слово Веры Викторовны Ялышевой, в котором она рассказала о работе секции в прошедшем году, представила вновь избранный состав постоянного комитета секции. Также Вера Викторовна выступила с первым докладом, представив итоги II Всероссийского конкурса для библиотек «Изучаем чтение», проведенного под эгидой РБА (Секцией по чтению и Секцией детских библиотек) при поддержке Российской национальной библиотеки и Российской государственной детской библиотеки в 2021–2022 гг. В отличие от первого, прошедшего по четырем номинациям, этот конкурс проводился по пяти номинациям: изучение детского чтения муниципальными и региональными библиотеками, аналогично изучение чтения взрослых и исследовательские проекты по чтению библиотек учебных заведений. Были охарактеризованы основные тенденции исследовательских проектов библиотек по изучению чтения взрослого населения. Был анонсирован подробный анализ конкурсных работ на ряде конференций в Санкт-Петербурге и Москве, которые пройдут при поддержке Секции по чтению, включение конкурсных работ в электронную базу данных «Чтение и библиотечная аудитория: социологические и библиотековедческие исследования», где с ними можно будет познакомиться. Официальное торжественное подведение итогов конкурса прошло на заключительном пленарном заседании Конгресса РБА. Его итоги опубликованы на сайтах организаторов. Обладатели первых мест в каждой номинации получили денежные призы.

Тему изучения чтения продолжила в своем докладе Елена Андреевна Колосова, которая рассказала о последних исследовательских проектах Российской государственной детской библиотеки, посвящённых чтению и библиотеке в жизни детской и взрослой аудитории, представила основные тенденции, характеризующие изменения, происходящие с детским чтением в последние годы. Представленная картина чтения была построена на двух масштабных исследованиях, проведенных в 2021 году, одно из которых было проведено при поддержке и согласно сводному плану РБА. Организаторами выступили Российская государственная детская библиотека и Российская национальная библиотека. В опросе приняли участие читатели библиотек старше 12 лет из 82 регионов. Всего было собрано 11 тысяч анкет, из них подростки и юношество до 18 лет составили 3,4 тысячи респондентов. Второе масштабное исследование было реализовано совместно Российской государственной детской библиотекой и Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) об отношении российских детей и подростков к чтению книг. Участие в опросе приняли 806 детей (402 учащихся 1-4 классов) и подростков (404 учащихся 5-9 классов) из восьми федеральных округов РФ. Социологи Российской государственной детской библиотеки сравнили данные 2021 года с данными исследований 2006 и 2013 гг. по ряду характеристик. Таким образом, удалось сравнить «библиотечных» и «небиблиотечных» подростков, а также проследить трансформацию чтения данной возрастной группы за последние 15 лет.

Аиза Борисовна Неустроева, научный сотрудник Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия), продолжила тему исследовательской деятельности, представив итоги исследования, посвященного изучению электронных образовательных ресурсов, проведенного методом фокус-групп. В ходе исследования выяснялось, как ищут и как используют электронные образовательные ресурсы школьники, студенты и аспиранты. Сравнивались мнения преподавателей и студентов о достоинствах и недостатках различных ресурсов и платформ. Выяснялось мнение студентов и школьников об электронных библиотечных системах. Был составлен образ идеальной образовательной платформы по мнению школьников и студентов.

На основе результатов исследования был построен и доклад «Чтение в структуре семейных ценностей», представленный Натальей Олеговной Автаевой, доцентом кафедры журналистики Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. В ходе проведения социологического исследования «Отношение нижегородцев к традициям семейного чтения» методом анкетирования в 2021–2022 гг. студентами университета было опрошено 1189 респондентов от дошкольников до пенсионеров. Особое внимание было уделено современной периодике для семейного чтения. Взгляд журналистов на проблематику семейного чтения несколько отличается от библиотечных и социологических подходов к изучению чтения, что является поводом для междисциплинарного профессионального обсуждения этой, несомненно, очень актуальной темы.

Важным направлением деятельности по поддержке чтения является работа, направленная на грамотное владение русским языком. Этой теме были посвящены два доклада.

Владимир Маркович Пахомов, научный сотрудник Института русского им. В. В. Виноградова РАН, главный редактор портала «Грамота.Ру», в своём докладе представил заслуживающие доверия электронные ресурсы, на которых можно познакомиться с современными словарями. Печатные тиражи таких изданий очень малы, поэтому возможность обращения к электронным ресурсам для библиотекарей весьма важна. Был, в частности, представлен научно-информационный орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, который содержит нормативное написание более чем 200 тысяч единиц русского языка и постоянно пополняется. Участники заседания познакомились с сайтом Института лингвистических исследований РАН и представленных на нем словарях, в частности, «Словарем русского языка коронавирусной эпохи», вышедшем в 2021 году и другими изданиями.

Ольга Александровна Суслова, программный директор проекта «Библиотека грамотности» фонда «Тотальный диктант», рассказала о том, что с декабря 2020 года по май 2022 года в 16 регионах РФ были открыты 83 центра «Библиотеки грамотности» на базе региональных и муниципальных библиотек. Примерно по 350 новых книг поступило в каждый регион. Используя разработанные методики, эти Центры провели 315 различных мероприятий, библиотекари сделали 80 обзоров новых книг по языкознанию. Данная работа очень востребована и будет продолжена. Библиотеки, желающие открыть такие Центры, могут присоединяться к проекту.

Как пример проводимых мероприятий, Ольга Александровна Суслова и Владимир Маркович Пахомов провели для участников заседания квиз «5 вопросов о русском языке».

Технологиям организации читательской деятельности в библиотеке был посвящен доклад Елены Олеговны Галицких, известного методиста, заведующей кафедрой Вятского государственного университета, которая представила авторскую разработку по работе с детской аудиторией, направленную на формирование умения выбирать книги. Елена Олеговна рассказала о новых книгах для семейного чтения, рекомендовала, в частности, книгу «Мираморе» Алёны Кашуры.

В докладе «Библиотеки и системный подход к формированию компетентного читателя» Марии Владимировны Белоколенко, заместителя генерального директора по библиотечной работе Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино, охарактеризовала существующие проблемы, связанные с читательской компетентностью детей и молодежи, уровни читательской компетентности и содержание понятия «компетентный читатель». Лишь 22% российских школьников готовы к самостоятельному обучению с помощью текстов. По данным исследования PISA-2018 Россия занимает лишь 31 место по уровню читательской компетенции, большинство российских школьников смогли достичь только порогового (второй по шкале PISA) уровня читательской грамотности из шести возможных. По данным исследования, проведённого президентом Русской ассоциации чтения Натальей Николаевной Сметанниковой и ее коллегами в 2021 году, студенты-первокурсники имеют низкий уровень техники чтения. Исследования фиксируют резкое ухудшение понимания последовательности событий после прочтения текстов. Задачей библиотек является организация системной работы по формированию компетентного читателя.

Организации сотрудничества библиотеки и школы был посвящен доклад Елены Григорьевны Смутневой, начальника координационно-методического отдела Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького, члена постоянного комитета Секции по чтению РБА. Она рассказала о создании программы внеклассного чтения для младших школьников, Мастерской «”Классное” внеклассное», которая работает пока в тестовом режиме.

Мария Борисовна Пономаренко, главный библиограф Центра детской книги и детских программ Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино, представила образовательные программы для детей, рассказала о проекте Центра, реализованного к 200-летию русского открытия Антарктиды. В рамках этого проекта был проведен конкурс перевода для детей 12–16 лет нехудожественных текстов, посвященных Антарктиде и исследованиям о ней. В программу проведения конкурса вошли различные задания для участников, сопровождение конкурсных процедур и предоставление дополнительной информации о юбилейном событии.

На заседании были представлены две региональные программы поддержки чтения, реализующиеся в настоящее время, их достижения и проблемы.

Многоплановую работу по поддержке чтения в Ульяновской области осветила Ольга Викторовна Сафронова, заведующая сектором мобильного обслуживания Дворца книги — Ульяновской областной научной библиотеки им. В. И. Ленина. В области разработан и реализован комплекс событийных программ для повышения статуса библиотеки и чтения. В 2015 году область выиграла конкурс «Лучший читающий регион» и стала Литературным флагманом России. В 2016 году Ульяновск стал Литературным городом ЮНЕСКО. В 2020 г. была реализована программа «Время читать». 2021 год был объявлен Годом книги в Ульяновской области. С 2006 года по программе поддержки чтения и книгоиздания выпущено более 200 книг (книги более 60 региональных писателей и краеведческие издания). Проводилась большая работа с региональными брендами и в событийном и в профессиональном плане. Так, Ульяновская область стала всероссийской площадкой для юбилея Н. М. Карамзина. Был разработан стандарт муниципальной подписки на периодические издания (губернаторская подписка) 10 изданий на 1000 жителей. Однако не все муниципальные власти откликнулись на это предложение. В регионе созданы Советы по книгоизданию и поддержке чтения, однако в муниципальных образованиях в их составе были только библиотекари. Кроме того, так и не удалось интегрировать в программу книготорговцев. С 2006 года в области учреждены литературные премии. Работает международная литературная премия имени И. А. Гончарова, присуждаемая по трём номинациям. Развивается движение «За народное чтение». Благодаря проекту «Читающий транспорт» на 40% выросло обращение к ЛитРес. Был проведен I Всероссийский съезд именных библиотек. В 2022 году реализуется проект «PROчтение», нацеленный на повышение читательской компетентности, работает Лаборатория чтения, способствующая развитию читательской компетентности при работе с текстами в разных форматах. Все инициативы по организации деятельности по поддержке чтения исходят от руководства региона. Ольга Викторовна подарила участникам заседания несколько буклетов «Год книги в Ульяновской области».

Программа развития и поддержки чтения в Нижегородской области, как рассказала Любовь Фёдоровна Буничева, заведующая сектором научно-методического отдела, Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В. И. Ленина, была принята в 2019 году, но без целевого финансирования. Она включает в себя комплекс мероприятий. Это и литературная премия «Болдинская осень», и Международный литературный фестиваль им. Максима Горького в ходе проведения которого литературный десант выезжает в районы Нижнего Новгорода и области, и историко-литературный фестиваль «Читай, Горький», акции «День читающего города», конкурс «Читающая семья», областной фестиваль эффективных методик продвижения чтения «Книга. Чтение. Библиотека». Развивается рекомендательная деятельность библиотек, мотивирующая на чтение.

Два проблемных доклада были подготовлены от библиотек Нижегородской области. Ольга Алексеевна Васяева, заведующая методико-библиографическим отделом Централизованной библиотечной системы города Кулебаки, озвучила проблему читательской компетентности современного библиотекаря и рассказала о том, как она решается в их системе. Проанализировав опыт библиотек из других регионов страны, методисты разработали образовательный проект «Библиотекарь читающий», включивший в себя конкурсы, творческие игры, методики творческого чтения, нацеленный на повышение и развитие читательской компетентности библиотекарей библиотечной системы. Подробно было представлено содержание деятельности по проекту.

В докладе «Чтение вне измерения: традиционные и альтернативные библиотеки, литературные блоги и подкасты — конкуренты или партнеры?» Татьяна Степановна Осипова, заместитель директора по библиотечной деятельности Централизованной библиотечной системы Канавинского района Нижнего Новгорода, рассказала о том, как их библиотека организовала сотрудничество с существующими внебиблиотечными инициативами на книжном пространстве. Проанализировав причины востребованности, в том числе и платных проектов, библиотекари создали и реализуют совместные с блогерами проекты, например, «Читающие в ТикТоке».

Большой интерес и множество вопросов вызвало выступление Светланы Владимировны Жикаренцевой, заместителя директора по библиотечной работе Централизованной библиотечной системы Красносельского района Санкт-Петербурга, посвящённое благотворительному проекту «Издательская группа "Азбука-Аттикус" библиотекам России». Уже в течение ряда лет Светлана Владимировна занимается передачей нереализованных в магазинах книг этого издательства библиотекам на безвозмездной основе. Проработаны организационные и юридические вопросы такой передачи, цели использования этих книг.

Ольга Ивановна Квочкина, заведующая отделом развития Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих, продемонстрировала интерактивные тактильные выставки, созданные специалистами этой библиотеки и рассчитанные на аудиальное, тактильное, визуальное и даже обонятельное восприятие. Подобные выставки уникальны, не имеют аналогов и создаются специально для инклюзивных групп. Были представлены история создания выставок, формирование концепции, создание экспонатов, пути поиска партнеров в зависимости от темы выставки и пути сотрудничества, возможности использования предметного ряда партнеров, пути экспонирования на различных площадках. Высокое качество таких выставок требует и серьезной финансовой поддержки. В частности, была представлена выставка «Алмаз “Шах”» созданная по биографии А. С. Грибоедова.

Участники заседания имели возможность познакомиться с рядом рекламных, информационных, методических и научных изданий, посвященных продвижению книги и чтения. Юлия Петровна Мелентьева подарила победителям конкурса «Изучаем чтение» и участникам заседания секции по чтению последние научные издания, в том числе «Чтение. Энциклопедический словарь», опубликованный в 2021 году.

В работе заседания приняла участие Татьяна Дмитриевна Жукова, президент Ассоциации школьных библиотекарей русского мира, которая представила последние издания Ассоциации, в частности, «Атлас практик организации детского и семейного чтения в Российской Федерации» и монографию Веры Петровны Чудиновой «Развитие "наций читателей" в разных странах мира: исследования, стратегии, проекты, практики» и подарила ряд своих изданий всем желающим.

В конце заседания его участники выбрали лучший доклад, которым практически единогласно был признан «Благотворительный проект Издательской группы "Азбука-Аттикус" библиотекам России. История. Реализация. Перспективы» Светланы Владимировны Жикаренцевой, которая получила в подарок книгу «Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып.18: Чтение как социально значимая практика».

После окончания работы состоялось заседание постоянного комитета Секции по чтению. По итогам обсуждения были приняты следующие рекомендации:

  • Правлению РБА — поддержать проведение​ исследований в области изучения чтения населения и работы библиотек, в том числе исследований аудиторий библиотек совместно с их партнёрами.
  • Библиотекам — активнее использовать электронную базу данных «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования».
  • Поддержать систему повышения квалификации библиотекарей как специалистов, изучающих своих читателей, оказывать поддержку исследователям — специалистам библиотек (в обмене опытом, участии в научно-практических конференциях, представлении своего опыта на профессиональных мероприятиях и др.).
  • Через систему повышения квалификации на муниципальном и региональном уровне больше внимания уделять развитию читательской компетенции библиотекарей как необходимого условия их профессиональной компетенции.
  • Популяризировать опыт благотворительного проекта «Издательская группа "Aзбука-Аттикус" библиотекам России», прозвучавшего в докладе Светланы Владимировны Жикаренцевой, заместителя директора по библиотечной работе Централизованной библиотечной системы Красносельского района Санкт-Петербурга.
  • Вынести на одно из пленарных заседаний будущих Конгрессов РБА доклад об исследованиях проблем чтения населения страны и изменения роли библиотек.
  • Способствовать проведению всероссийской конференции по исследованиям чтения, проводимых библиотеками и их партнёрами; поддержать организацию и проведение всероссийских, межрегиональных конференций, посвящённых различным проблемам поддержки и продвижения чтения.

--------------------------------
! Доступна для просмотра видеозапись онлайн-трансляции заседания
.
--------------------------------

Все заинтересованные специалисты могут также ознакомиться с презентациями докладчиков:

Вера Викторовна Ялышева,

председатель Секции по чтению РБА





Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru