РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Деятельность / Секции и круглые столы / Ежегодные отчеты Конференции РБА

Заседание секции 15. Секция музыкальных библиотек

XXVI Ежегодная сессия Конференции РБА, Нижний Новгород, 15.05.2022-20.05.2022

17.05.2022г.

Тема: «Современная музыкальная библиотека в культурном пространстве» (доступна видеозапись)

17 мая на базе Российской государственной библиотеки состоялось заседание Секции музыкальных библиотек РБА, организованное в смешанном формате zoom-конференции (19 подключений) и очного присутствия в Москве (12 специалистов): всего 31 человек. Среди непосредственных участников — специалисты из Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Московской государственной консерватории, Петрозаводской государственной консерватории, Пермской государственной краевой универсальной библиотеки им. А.М. Горького, издательства «Союз художников» (Санкт-Петербург). Подключения были из Москвы, Тулы, Нижнего Новгорода, Томска и других городов.

Заседание проводилось под общим названием «Современная музыкальная библиотека в культурном пространстве».

Представленные доклады и презентации, отличаясь индивидуальной тематикой, связанной с конкретной библиотекой или регионом, были объединены общей идеей очевидного развития современной музыкальной библиотеки как многофункционального образовательно-просветительского центра, где на основе своих фондов в библиотеках создаются самостоятельные или партнерские специальные проекты и программы по изучению музыкальной культуры, ее традиций и, одновременно, новаций. Этому были посвящены доклады Надежды Юрьевны Гусейновой, заведующей Научной библиотекой библиотека Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова («Библиотека творческого вуза в процессах культурного обмена») и Риммы Талгатовны Зыковой, заведующей отделом музыкально-нотных изданий и звукозаписей Пермской краевой универсальной библиотеки им. А.М. Горького («Культурное многообразие в пространстве музыкального отдела Пермской краевой библиотеки им. А.М. Горького»).

Продолжением разговора о проектах послужил доклад «Электронная библиотека казачества как информационно-методический ресурс для музыкальных библиотек России» Натальи Сергеевны Матвеевой, кандидата исторических наук, доцента, ведущего специалиста Департамента ключевых партнерских программ Российской государственной библиотеки. В докладе была представлена структура сайта и его наполнение по разделам с возможностью последующих дополнений за счёт казачьих архивов, имеющих значительный объем, песенных сборников. Докладчик особенно подчеркнула, что этот цифровой ресурс включает исторические и современные издания, материалы научных исследований, ноты, книжные памятники и ценные документы, отражающие знания об истории, культуре, традициях российского казачества. Наталья Сергеевна также сделала акцент на открытости Электронной библиотеки казачества, ее ценности и значимости для изучения подрастающим поколением истории и традиций уникальной культуры.

Уже стало традицией участие в работе Секции представителей издательства «Союз художников» (Санкт-Петербург). В этом году Елена Георгиевна Воробьёва, главный специалист по рекламно-выставочной деятельности издательства, в своём докладе «Традиции и современность в музыкальной программе Издательства "Союз художников"» наглядно продемонстрировала издания, рассчитанные на начинающих и взрослых музыкантов. Выпуская познавательные, интересные, насыщенные информацией издания по теории и истории музыки, сборники классических жанров и сочинения современных авторов, «Союз художников» занимает одно из ведущих мест в издательском потоке. Обращает на себя внимание художественно-полиграфическое оформление нотных изданий, где используются редкие портреты композиторов, фрагменты художественных полотен известных художников и т.д. Докладчик акцентировала внимание на творческом процессе издательства, где большая роль отводится выбору эпохи, темы, жанра, имени композитора, после чего принимается решение об издании того или иного произведения или сборника.

Доклад «Московская государственная консерватория. Из коллекции Елены Исааковны Гординой» Светланы Сергеевны Мартьяновой, заместителя директора — заведующей отделом комплектования Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева Московской государственной консерватории, был посвящен ведущему преподавателю консерватории Елене Исааковне Гординой (1959–2019). С 1970 года она преподавала на кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории, вела общие курсы истории зарубежной музыки на исполнительских факультетах, участвовала в спецкурсе у музыковедов и т.д. В 1994–1995 годах преподавала также в Музыкальной академии «Ино Миркович» в городе Ловран (Хорватия).  Участвовала в научных конференциях, в том числе, международных в Белграде (1983, 1985, 2005, 2009), Любляне (1988, 1990), выступая с докладами, посвященными, главным образом, музыкальной культуре Сербии, Хорватии, Словении. На секции были представлены многочисленные фотографии из семейного архива, а также редкая и ценная коллекция музыкальных программок, собранных Е. Гординой.

В современной библиотеке основополагающим остается вопрос комплектования нотных фондов. Напомним, что ноты — особый вид и тип издания, но при этом, также, как и книга, и любой другой документ, в составе общего библиотечного фонда ноты характеризуются как информационный ресурс. Проблема комплектования нот была отражена в полном объеме в докладе «Комплектование нот» Ирины Федотовны Безугловой, заведующей отделом нотных изданий и музыкальных звукозаписей Российской национальной библиотеки, кандидата искусствоведения. Докладчик, опираясь на главные международные акты по авторскому праву (Бернская конвенция 1886 г., Женевская конвенция 1952 г. и др.) подняла такие актуальные и острые вопросы, как нотоиздательство, авторское право композитора и издателя, копирование нот. Особую озабоченность в наши дни, по словам докладчика, вызывает ситуация, когда музыкальные библиотеки становятся «заложниками» издателей, выпускающих сочинения современных композиторов малыми тиражами, которые не поступают в Книжную палату. Таким образом, нарушая закон «Об обязательном экземпляре...», главные национальные фонды лишены экземпляров национального издательского репертуара, а главный библиографический орган «Нотная летопись» не получает полноценной информации о выходящих в стране нотных изданиях.

Из этого следует, что национальная библиотека, чья задача заключается в предоставлении полной информации об интересующем издании и предоставлении самого издания для ознакомления (разучивания, дальнейшего исполнения), вынуждена давать ложную информацию о существовании того или иного издания — в библиотеке издание отсутствует. С этой точки зрения интересен анализ репертуарного списка издательства «Музыка», проведенный коллегами из Российской национальной библиотеки по поступлениям в 2019 году, показавший явно неполное получение обязательного экземпляра, причем это касается в первую очередь томовых изданий сочинений А. Н. Скрябина, Д. Д. Шостаковича.

В докладе было также отмечено, что даже при наличии нот современного композитора в фонде, библиотека отказывает в их копировании, исполняя закон о праве издателя на воспроизведение. Тем самым библиотека становится главным тормозом в приобщении музыкантов и исследователей к современному музыкальному искусству. При такой ситуации говорить о развитии музыкальной культуры просто нет смысла!

Доклад И. Ф. Безугловой вызвал особое обсуждение. Была озвучена ситуация в Московской консерватории, которая, передавая нужное количество экземпляров изданий консерватории для рассылки в Книжную палату, нередко получает возврат по непонятным причинам. Помимо уже сказанного, участниками были отмечены участившиеся случаи нарушения физического состояния современных нот, «недопустимых» для копирования — нужные страницы просто выдираются. Обсуждались и другие моменты, высказанные в докладе.

В заключение был заслушан доклад «Цифровая коллекция зарубежных нотных изданий в проекте «Книжные памятники» как форма сохранения мирового культурного наследия (на примере нотного фонда РГБ)», подготовленный Аллой Алексеевной Семенюк, кандидатом педагогических наук, заведующей отделом нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки, председателем Секции музыкальных библиотек РБА. Были приведены законодательные документы по теме сохранности книжных памятников, главные зарубежные справочно-библиографические указатели старопечатных нот, первых и ранних европейских нотных издательств — сводный каталог музыкальных рукописей и старопечатных нотных изданий — RISM; British Union Catalogue (Лондон, 1959), где помещена информация о редких нотах до 1801 года; National Union Catalogue (Лондон, 1968-1981); труд Р. Эйтнера «Библиография музыкантов и музыкальных изданий до 1850 года» (1959), указатель «Парижские музыкальные издательства 1700-1950» и другие. В докладе также была продемонстрирована практическая работа, проводимая в Российской государственной библиотеке по отбору нотных памятников, рассматривались иностранные ноты из фонда, уже включённые в проект «Книжные памятники».

Все доклады и презентации вызвали большой интерес и обсуждение, представленные материалы приняты к сведению. Участники пришли к единому мнению, что в настоящее время в музыкальных библиотеках разного типа и статуса заметна тенденция развития образовательной и просветительской деятельности с использованием новейших технических возможностей. При этом, заметно совершенствуются локальные и всероссийские проекты, сохраняется ценность владельческих коллекций.

В общей дискуссии было обозначено поддержанное Секцией предложение о создании рабочей группы по вопросам комплектования, куда вошли бы специалисты Российской государственной библиотеки (после интеграции специалистов Книжной палаты в Российскую государственную библиотеку), Российской национальной библиотеки и члены Секции музыкальных библиотек РБА. В частности, одним из направлений деятельности этой рабочей группы может стать вопрос возможного внесения корректив в законодательные документы по особому случаю использования музыкальных документов именно в библиотеках.

По решению Секции было решено передать в Бюллетень РБА для публикации доклады коллег из Перми, Санкт-Петербурга и Москвы.

Доступна для просмотра видеозапись онлайн-трансляции заседания.
 

Алла Алексеевна Семенюк,

председатель Секции музыкальных библиотек





Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru