РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Деятельность / Секции и круглые столы / Ежегодные отчеты Конференции РБА

Заседание секции 09/10. Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования

XXVI Ежегодная сессия Конференции РБА, Нижний Новгород, 15.05.2022-20.05.2022

17.05.2022г.

Тема: «Библиотекарь нового поколения: каким ему быть», «Профессиональный стандарт "Специалист по библиотечно-информационной деятельности и задачи кадровой политики отрасли"» (доступна видеозапись)

17 мая в соответствии с программой Конгресса РБА в Молодёжном центре «Высота» прошли два мероприятия Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА.

В первой половине дня состоялось основное заседание Секции с общей темой «Библиотекарь нового поколения: каким ему быть», в котором участвовали одномоментно очно 46 человек, а максимальное количество дистанционных онлайн-подключений (по данным технической службы поддержки) было 227. В рамках двух сессий («Менеджмент кадрового потенциала современной библиотеки» и «Библиотечно-информационное образование: векторы развития») было представлено 14 очных докладов и 4 доклада представлены в стендовом формате. В числе выступивших на Секции специалисты из 8 регионов: Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерово, Нижнего Новгорода, Перми, Пскова, Ставрополя, Челябинска.

Во вступительном слове Владимира Константиновича Клюева, председателя Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА, прозвучала информация о работе Постоянного комитета Секции между ежегодными Конгрессами РБА. Среди ключевых мероприятий, организованных под эгидой Секции или при её участии, 4 международных, 5 всероссийских и 3 межрегиональных профессиональных мероприятия. Наиболее многочисленными по онлайн-участникам и резонансными стали международные конференции «Библиотечно-информационное образование в условиях пандемии» (16-я конференция памяти В. А. Минкиной, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, 25-26 марта 2021 г.) и «Современная библиотека в контексте новых форматов деятельности: практика, кадры проблемы, перспективы» (Скворцовские чтения — 2021, Москва, Московский государственный институт культуры, 7 апреля 2021 г.), а также Всероссийский научно-практический форум «Развитие кадрового потенциала библиотек Российской Федерации в условиях цифровой экономики» (Кемерово, Кемеровский государственный институт культуры, 27-28 мая 2021 г.). Ярким событием отчётного периода стал проведённый в гибридном формате совместно с Молодёжной секцией РБА IX Форум молодых библиотекарей России «Молодые профессионалы в библиотеке: драйверы роста (Калининград, Калининградская областная научная библиотека, 7-10 сентября 2021 г.).

Было отмечено, что Члены Постоянного комитета Секции выступали соразработчиками и экспертами проекта отраслевого Профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности», модерировали деятельность и участвовали в рабочей группе по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов – «Библиотечно-информационная деятельность» (бакалавриат и магистратура), «Библиотековедение» (среднее профессиональное образование), а также выступали (со стороны работодателей) в качестве экспертов. При определяющем участии членов Постоянного комитета Секции завершён инициативный федеральный межвузовский издательский проект учебников «Бакалавр библиотечно-информационной деятельности» (издательство «Профессия», 2012-2021). Фундаментальное методическое обеспечение получили 12 базовых учебных дисциплин отраслевого бакалавриата. Итоговой книгой серии стал учебник «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» (Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учебник / В.К. Клюев, М.Н. Колесникова, М.П. Захаренко и др.; науч. ред. В.К. Клюев и М.Н.Колесникова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2021. – 392 с.). Члены Постоянного комитета Секции непосредственным образом (в качестве разработчиков учебных программ/курсов, модераторов, спикеров, лекторов) участвовали в реализации образовательной части (повышение квалификации кадров публичных библиотек) Федерального проекта «Творческие люди» Национального проекта «Культура».

Базовым докладом первого сессионного заседания Секции, посвящённого кадровому потенциалу современных библиотек, стало выступление «Мониторинг кадрового состава общедоступных библиотек: задачи, методика, инструментарий» Татьяны Яковлевны Кузнецовой, кандидата педагогических наук, доцента; эксперта управления научной работой Московского государственного института культуры; главного специалиста Центра мониторинга образовательных программ Российской государственной библиотеки. Мониторинг проводится Российской государственной библиотекой по заказу Министерства культуры РФ с целью формирования репрезентативной информационной базы для принятия обоснованных решений в области формирования государственной кадровой политики в отрасли и обеспечения библиотечными специалистами необходимых квалификаций, а также работниками других профессий общедоступных библиотек России. Предусматривается также получение и анализ экспертных данных об изменениях в профессиональном составе библиотек и причин сокращения или расширения их кадрового состава на двухлетнюю перспективу.

С темой «Реализация Национального проекта «Творческие люди» в культурной политике региона» выступила Вера Ивановна Павлова, генеральный директор Псковской областной универсальной научной библиотеки. Инфраструктура образовательного ландшафта Псковской области в рамках реализации региональной составляющей проекта «Творческие люди» включает учреждения культуры двух городов областного значения — Псков, Великие Луки и 24 района. Среди наиболее востребованных профессиональных аспектов повышения квалификации выделены продвижение информационных продуктов и услуг библиотеки в электронной среде, проектирование и организация виртуальных выставок, игровые технологии в современной библиотеке, организации и осуществление деятельности библиотек нового поколения.

Новаторски по содержанию и неформально по подаче материала прозвучал доклад «Управление персоналом библиотеки: профессиональный подход» Альбины Ягудовны Ахметовой, директора Центральной городской библиотеки им. В. И. Ленина в Нижнем Новгороде. В числе основных проблем кадрового менеджмента библиотеки обозначены возрастные характеристики персонала, частое отсутствие у сотрудников библиотек актуальных компетенций (soft skills, компьютерных навыков, экспертности), привлечение и удержание молодых специалистов, сложность в замещении руководящих позиций. На основе анализа цикла работы с кадрами (HR-цикл) сделан вывод о том, что в условиях высокой конкуренции за эффективный персонал, библиотеке важно озаботиться тем, как она воспринимается не только пользователями, но и потенциальными сотрудниками, то есть в качестве работодателя.

Ольга Александровна Левкович, руководитель отдела методического обеспечения и управленческого консультирования Объединения муниципальных библиотек Перми, выступила с докладом «Развитие профессиональных компетенций библиотечных специалистов как важная составляющая их мастерства и успеха», в котором представила структуру, наполнение и спикеров образовательной Программы профессионального развития библиотечных специалистов Пермского края «Мастерство. Качество. Путь к успеху». Наиболее значимые акценты — современные вызовы библиотечной профессии; как обустроить библиотеку и сделать её нужной людям: функции, пространство, персонал; модельные библиотеки как площадки для интеллектуального и образовательного досуга; проектная деятельность как составляющая инновационного развития библиотеки; актуальные читательские практики; инструменты и форматы работы библиотеки в условиях «удалёнки»; новый уровень технологий автоматизации и цифровизации процессов в библиотеках; доступная среда и инклюзия в библиотечных пространствах.

«Цифровое пространство знаний: актуальные компетенции библиотечных кадров» — с таким докладом выступила Наталья Сергеевна Матвеева, кандидат исторических наук, доцент; ведущий специалист Департамента ключевых партнёрских программ Российской государственной библиотеки. Подчёркивалось, что в условиях фундаментальных изменений в экономике и на рынке труда важное значение приобретает цифровое пространство знаний, которое рассматривается как значимая часть цифрового пространства, содержащее достоверную информацию, а это выдвигает перед библиотеками новые задачи и накладывает на них особую ответственность. В данном контексте важен внутренний профессиональный рост сотрудников и руководителей общедоступных библиотек, совершенствование их так называемых надпрофессиональных навыков (soft skills), в частности — гибкость, способность одновременно решать несколько проблем (деятельность в условиях многозадачности), креативность, умение работать в команде, эмоциональный интеллект и другие, что позволит успешно работать в библиотечной сфере в цифровую эпоху.

Завершил первую сессию заседания Секции доклад «Кадровый потенциал библиотек Урала и его развитие средствами вуза» Ирины Юрьевны Матвеевой, кандидата педагогических наук, доцента; заведующей кафедрой библиотечно-информационной деятельности Челябинского государственного института культуры, в котором представлялись результаты изучения характеристик кадрового потенциала библиотек Уральского региона и его влияния на развитие общедоступных библиотек. Был сделан обоснованный вывод о том, что региональный вуз культуры может успешно и многоаспектно участвовать в развитии кадрового потенциала библиотек своего региона через структуру образовательных программ, наполнение программ повышения квалификации, тематику и содержание научно-практических профессиональных мероприятий.

Вторую сессию работы Секции, посвящённую перспективам библиотечно-информационного образования, открыл постановочный доклад «Непрерывное библиотечное образование: на пути к системности» Ирины Семёновны Пилко, доктора педагогических наук, профессора Санкт- Петербургского государственного института культуры), в котором акцентировано понятие «системности» применительно к нашему отраслевому образованию и выделены меры укрепления его системности: объективирование механизма учета результатов профессионального образования; реализация совместных программ обучения силами образовательных организаций среднего, высшего, дополнительного образования и библиотек; унификация требований к образовательным программам формального и неформального дополнительного образования; диверсификация форм обратной связи с заказчиками (работодателями) и участниками (педагогами и обучающимися) образовательных программ.

Валентина Владимировна Брежнева, доктор педагогических наук, профессор; председатель Учебно-методического совета вузов России по библиотечно-информационному образованию; декан библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры, представила проблемный доклад «Адвокация библиотечно-информационного образования: модный термин или требование времени», в котором проанализировала наполнение термина «адвокация», обозначила проблемную ситуацию, выделила общее и специфическое в содержании адвокации библиотек и библиотечно-информационного образования. Отмечена настоятельная необходимость консолидации действий всех заинтересованных сторон в направлении популяризации профессионального образования, в том числе активное вовлечение средних и высших учебных заведений, готовящих кадры для библиотек, в деятельность Российской библиотечной ассоциации.

В докладе «Бакалавриат по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»: ориентиры на профессиональную стандартизацию» Наталья Викторовна Лопатина, доктор педагогических наук, профессор; заведующая кафедрой библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры, представила новые основные профессиональные образовательные программы бакалавриата (ОПОП) Московского государственного института культуры, разработанные и внедренные в 2021 году с учётом проекта Профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности». Предложенный подход позволяет решить актуальные проблемы взаимодействия библиотечной профессии и библиотечного образования как ключевых элементов отрасли и рассматривается как экспериментальное проектное решение, направленное на целевой поиск и применение новых инструментов педагогического проектирования в библиотечном образовании в условиях профессиональной стандартизации. В качестве планируемого результата подготовки бакалавров и магистров библиотечно-информационной деятельности обозначена сопряжённая с будущим Профессиональным стандартом система профессиональных компетенций.

В выступлении «Преемственность и актуализация содержания разноуровневой вузовской специальной подготовки библиотечно-информационных кадров» Владимира Константиновича Клюева, председателя Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА; кандидата педагогических наук; профессора кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры, предметно рассматривалась преемственность вузовского обучения отраслевых бакалавров и магистров. Было обозначено сопряжение профессиональных задач выпускников профильных бакалавриата и магистратуры, закреплённых в действующих федеральных государственных образовательных стандартах, представлена экстраполяция формируемые на разных уровнях высшего отраслевого образования менеджерских профессиональных компетенций, а также показана взаимосвязь учебных дисциплин организационно-управленческого блока специальной подготовки бакалавров и магистров в рабочих учебных планах, реализуемых в Московском государственном институте культуры. Обращено внимание, что актуализация обучения успешно осуществляется посредством мобильной системы дисциплин по выбору и динамичных факультативных курсов.

С темой «Цифровая трансформация библиотечно-информационного образования: состояние и проблемы» выступила Екатерина Леонидовна Кудрина, доктор педагогических наук, профессор; руководитель Центра мониторинга образовательных программ Российской государственной библиотеки, акцентировав внимание на сетевом взаимодействии и модульном принципе реализации разноуровневых образовательных программ по формированию цифровых компетенций библиотечно-информационных специалистов, что позволит учесть не только текущую динамику отрасли, но и ближайшие перспективы ее развития.

Ольга Владимировна Дворовенко, кандидат педагогических наук, доцент; заведующая кафедрой технологии документальных и медиакоммуникаций Кемеровского государственного института культуры, в докладе «Цифровые сервисы в библиотечном образовании» раскрыла перспективные подходы к применению этих сервисов, в частности: подготовка интерактивных тестов и опросов; совместная работа участников образовательного процесса; развитие электронных учебных ресурсов; создание интерактивных ментальных карт. Отмечено, что применение цифровых сервисов важно как в традиционном, так и дистанционном обучении, способствует формированию профессиональных навыков работы с цифровыми коммуникациями и эффективному оперативному электронному взаимодействию между участниками образовательного процесса.

Доклад «Научно-образовательные онлайн мероприятия Российской государственной библиотеки как новая форма краткосрочного повышения квалификации» Екатерина Борисовна Дударева, кандидат педагогических наук; заместитель директора Департамента научно-образовательной деятельности — начальник научно-образовательного отдела Российской государственной библиотеки, посвятила характеристике форм обозначенных мероприятий: семинаров, лекций, информационно-практических вебинаров. Была раскрыта обоснованность тематики мероприятий, проанализирована востребованность профессиональной аудитории, показана эффективность методического обеспечения, представлена и прокомментирована статистика просмотров научно-образовательных онлайн мероприятий.

Впервые на Секции прозвучали «молодые голоса» — студенты третьего курса очного бакалавриата Санкт-Петербургского государственного института культуры (Екатерина Борщевская и Мария Рымарева) выступили с коллективным докладом «Студенческие проекты как инструмент погружения в профессиональное сообщество», который вызвал особый интерес и оживленное обсуждение. Юные исследователи на примере реализуемых в их вузе проектов изложили своё видение преимуществ проектного подхода для вовлечения и погружения студентов в профессиональную среду: установление профессиональных контактов, расширение возможностей личностного роста, вовлечение в жизнь профессионального сообщества. Для наглядности они охарактеризовали цели и алгоритм реализации нового проекта Российской библиотечной ассоциации и библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры «Объединяя студентов — растим профессионалов», направленного на профессионализацию студентов высших и средних учебных заведений Российской Федерации, готовящих библиотечно-информационных специалистов.

В рамках работы Секции была возможность также познакомиться с текстами пяти стендовых докладов: «Научные библиотековедческие школы Сибири как носители научного знания в контексте информационно-коммуникационных и социально-культурных трансформаций» (Елена Борисовна Артемьева, доктор педагогических наук; главный научный сотрудник, заведующая отделом научно-исследовательской и методической работы Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН; профессор Новосибирского государственного педагогического университета; Оксана Владимировна Макеева, кандидат педагогических наук; доцент Новосибирского государственного педагогического университета), «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в библиотечном образовании: основные проблемы» (Марина Николаевна Колесникова, доктор педагогических наук, профессор; заведующая кафедрой библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного института культуры); «Федеральные библиотеки как центры повышения квалификации библиотечных специалистов» (Ирина Петровна Тикунова, кандидат философских наук; начальник управления научной и методической деятельности — заведующая центром по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе Российской государственной библиотеки); «Демонстрационный экзамен как показатель квалификации выпускника СПО» (Елена Валериевна Панкова, кандидат педагогических наук; директор Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий); «Трансформация требований к специалистам библиотечного краеведения в условиях цифровизации» (Любовь Геннадиевна Тараненко, доктор педагогических наук, доцент; декан факультета информационных и библиотечных технологий Кемеровского государственного института культуры).

Во второй половине дня прошло специальное мероприятие Секции — Всероссийский круглый стол «Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» и задачи кадровой политики отрасли», на котором рассматривались концептуальные и нормативные положения проекта Профессионального стандарта, его возможности как инструмента кадрового менеджмента и персонал-стратегий библиотеки, основы системы оценки профессиональных квалификаций библиотечных специалистов. Вели Круглый стол Татьяна Яковлевна Кузнецова, эксперт управления научной работой Московского государственного института культуры, член постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА, и Ольга Петровна Мезенцева, руководитель рабочей группы по подготовке профстандарта.

Среди очных спикеров были Ирина Николаевна Вибе (Российская национальная библиотека), Екатерина Леонидовна Кудрина (Российская государственная библиотека), Марина Павловна Захаренко (Российская государственная библиотека для молодёжи), Валентина Владимировна Брежнева и Марина Николаевна Колесникова (Санкт-Петербургский государственный институт культуры), Владимир Константинович Клюев и Наталья Викторовна Лопатина (Московский государственный институт культуры), Ирина Юрьевна Матвеева (Челябинский государственный институт культуры).

Дистанционно выступили Ольга Михайловна Зайцева, директор Центра развития профессиональных квалификаций ВНИИ труда Министерства труда и социальной защиты РФ; Светлана Алексеевна Бражникова, заместитель директора по научной работе Белгородской государственной универсальной научной библиотеки; Елена Валерьевна Панкова, директор Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий; Ирина Петровна Тикунова, начальник Управления научной и методической деятельности Российской государственной библиотеки.

По итогам плотной работы в этот и другие дни Конгресса РБА в Нижнем Новгороде можно констатировать, что члены Постоянного комитета Секции и все заинтересованные коллеги почувствовали деловую и уникально доброжелательную атмосферу, созданную организаторами для комфортной работы и неформального общения, четкость алгоритма проведения мероприятий и нашего взаимодействия друг с другом, ощутили настоящую профессиональную консолидацию при обсуждении и подготовки решений по актуальным вопросам развития российского библиотечного дела и его кадрового потенциала.

Огромная благодарность волонтёрам и специалистам площадки в Молодёжном центре «Высота» за действенную поддержку работы: организационную, технологическую, локационную. Особая признательность — Ольге Владимировне Суховой, куратору от Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В. И. Ленина.

! Доступна для просмотра видеозапись онлайн-трансляции заседания (специальное мероприятие — с 5:16:45).

----------------------------------------------
Презентации докладчиков:

Владимир Константинович Клюев,

председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА





Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru