РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Деятельность / Секции и круглые столы / Ежегодные отчеты Конференции РБА

Заседание секции 30. Секция по чтению

XXIV Ежегодная сессия Конференции РБА, Тула, 11.05.2019-17.05.2019

14.05.2019г.

Тема: «Поддержка чтения в системе приоритетов российских библиотек»

14 мая в Тульской областной универсальной научной библиотеке состоялось заседание Секции по чтению, в котором приняли участие более 90 специалистов из 23 регионов — представители федеральных, публичных, сельских и специализированных библиотек. Участники заслушали и обсудили 12 докладов и сообщений. Секцию провели члены постоянного комитета Cекции по чтению — сотрудники Российской государственной детской библиотеки: Елена Андреевна Колосова, заведующая отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения, и Вера Петровна Чудинова, главный научный сотрудник этого отдела.

Открыл заседание доклад Юлии Петровны Мелентьевой, члена-корреспондента Российской Академии образования, заместителя председателя Научного Совета по проблемам чтения РАО: она рассказала о создаваемом ей Глоссарии по проблеме чтения как инструменте для отечественного и зарубежного исследователя. В связи с тем, что феномен чтения рассматривается с различных позиций, и при этом появляются новые понятия, тема сбора и интерпретации терминов и понятий, входящих в глоссарий, имеет большое значение для специалистов, занимающихся чтением, и вызывает у них большой интерес. Секция рекомендует Правлению РБА поддержать проект разработки Глоссария по проблемам чтения и способствовать его продвижению в ИФЛА, а также переводу на другие языки.

В докладе представителей Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени А. М. Горького: Галины Александровны Долотиной, заведующей отделом организационно-методической и образовательной деятельности, и Натальи Евгеньевны Ивановой, ведущего библиотекаря этого отдела, рассказывалось о том, как читают в Рязани и рязанской области. В 2018 году в регионе было проведено анкетирование на тему «Старшеклассники как читатели» и опрос школьников «Мой любимый автор». Впервые был проведен областной конкурс «Самый читающий район / город» (по этим двум номинациям). Целью конкурса стало стимулирование читательской деятельности в Рязанской области, выявление лучшего опыта и достижений библиотек в работе по продвижению книги и чтения, особенно среди юных. Библиотекой ведется многогранная работа по привлечению населения к чтению, реализуется большое количество мероприятий, например, ежегодно проводится масштабная акция — Фестиваль национальной книги «Читающий мир». В муниципальных библиотеках области были организованы литературные фестивали, праздники, вечера и встречи с любимыми книгами и литературными героям, флешмобы, литературно-краеведческие программы, конкурсы чтецов. Проводилась разнообразная работа с сельскими детьми и родителями. Недавно здесь был принят Манифест «Библиотека — гуманистический оплот нации». Поскольку конкурс оказался успешным, было решено сделать его проведение ежегодным.

Большой интерес у присутствующих вызвал доклад Софьи Борисовны Гуменюк, ведущего библиотекаря межрайонной централизованной библиотечной системы им. М. Ю. Лермонтова Санкт-Петербурга. В докладе «Конкурс читательских рекомендаций "Книжный штурман": опыт, итоги, перспективы» была рассказана история этого конкурса. В начале проведения проекта, в 2016 году, конкурс вошел в культурно-образовательный атлас «100 проектов про чтение — 2016. Актуальные инициативы». За 4 года, начавшись с небольшого проекта библиотеки, конкурс постепенно принял всероссийский, а с 2018 года — международный характер. В 2019 году в нем участвовало уже 7 стран. Главная цель конкурса — привлечение молодых читателей к чтению и в библиотеку. Акцент в нём делается на улучшении ориентации читателей в репертуаре издаваемой литературы путем «навигации», которая осуществляется с помощью создаваемых самими читателями «продуктов» разных форматов: текстов, видеороликов, арт-объектов и др. Конкурс проводится совместно с издателями-партнерами и др. организациями. Оглашение результатов и церемония награждения победителей традиционно проходят в рамках всероссийской акции «Библионочь» в библиотеке «Семеновская».

В другом ярком выступлении звучала, казалось бы, традиционная тема — работа библиотеки с писателями. Но эта работа проводилась несколько иначе. В докладе Алексея Сергеевича Яковлева, руководителя литературных проектов из Московской губернской универсальной библиотеки, расположенной в г. Королёве Московской области, рассказывалось о федеральном проекте «Встречи с писателем». Этот проект начался в октябре 2018 года при поддержке Министерства культуры Московской области. В рамках проекта область посетило много известных писателей таких как Евгений Водолазкин, Алексей Варламов Денис Драгунский, Александр Ливергант и др. Проект включает: общение с ведущими современными русскоязычными авторами — победителями и финалистами национальных литературных премий, их знакомство с достопримечательностями Подмосковья, создание на базе подмосковных библиотек площадок для взаимодействия Писателя и Читателя, продвижение имиджа Подмосковья как «литературного» региона, актуализацию библиотеки как пространства, где происходит живой литературный процесс и демонстрируются новейшие тенденции в развитии русскоязычной словесности.

Докладчику было задано много вопросов относительно различных деталей проекта. Практику работы по этому проекту можно назвать продуманной технологией, поскольку здесь проводится полная подготовка мероприятий проекта «под ключ», в том числе: взаимодействие с библиотеками и партнёрами, авторами и издательствами; доставка и настройка оборудования; работа со СМИ; проведение встреч; организация прямых трансляций и телемостов. Проект демонстрируется в социальных сетях, и о его успехе свидетельствует хотя бы тот факт, что по итогам первого сезона его сетевая аудитория составила порядка 43 тысяч человек.

Следующий доклад был посвящен теме поддержки детского чтения и литературы для подрастающего поколения. Сегодня, благодаря принятой два года назад Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения, эта тема стала еще более актуальной. Марина Владимировна Новикова, советник директора Российской государственной детской библиотеки, в докладе о «Проекте “Детское и юношеское чтение: навстречу 37-му Международному Конгрессу IBBY – 2020”» осветила ряд мероприятий, реализуемых библиотекой по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Мероприятия проекта носят межведомственный и междисциплинарный характер, обеспечивают участие в них государственных и общественных организаций из сферы библиотечного, книжного и издательского дела, культуры, образования, СМИ, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других регионах России. Одно из самых значимых мероприятий, это подготовка к Международному конгрессу IBBY-2020 в Москве. Международный совет по детской книге IBBY (International Boardon Books for Young People) сегодня объединяет писателей, художников, издателей, библиотекарей и специалистов по детской литературе из 77 стран. С 2016 года национальная секция России в IBBY действует под патронажем Ассоциации «Растим читателя». Тема будущего конгресса: «Огромный мир сквозь призму детских книг: отечественная и переводная литература — роль, значение, влияние на юных читателей разных стран».

Сегодня в мире наблюдается усиленное внимание к поддержке детского чтения, о чем свидетельствует опыт многих зарубежных стран. В этом плане наша страна полностью находится в мировом тренде, о чем говорила в своем докладе Вера Петровна Чудинова, главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки. Много лет она изучает зарубежный опыт по поддержке чтения и работе библиотек. В своем выступлении докладчик акцентировала внимание слушателей на следующих вопросах. Какие проблемы отмечаются и какие задачи ставятся в разных странах в работе по привлечению детей и подростков к чтению? Отличаются ли темы, которые волнуют специалистов за рубежом, от тем, которые волнуют российских специалистов? Как развиваются варианты и элементы политики, стратегии и практики работы в разных странах мира? В своем докладе она остановилась на изменении, расширении понятия «грамотность», деятельности и проектах, а также новых документах крупных международных организаций, занимающихся проблемами чтения и читательской грамотности. Так, например, в 2018 году Международная ассоциация грамотности приняла Декларацию «Права детей на чтение», где декларируется следующее: «Дети заслуживают доступа к образованию, возможностям и ресурсам, необходимым для чтения. Будьте защитником каждого ребенка, везде». Этой организацией инициирована кампания по защите прав детей на чтение в разных странах. Планомерная и системная политика поддержки чтения, с акцентом на чтении подрастающего поколения, а также малочитающих граждан проводится в странах Европы. Она осуществляется с помощью двух организаций: сети «Европейской политики в сфере грамотности» (Elinet) и консорциума «Европа читает» (EURead). В настоящее время в Европе создана Единая общая коммуникационная платформа европейской грамотности, где имеются отчеты европейских стран, отобраны примеры лучшей передовой практики, созданы инструменты фандрайзинга и др. Опыт работы этих организаций и стран показывает, насколько важна системная политика поддержки чтения, особенно, чтения детей, подростков, а также семей с детьми.

Роль библиотекарей, которые сегодня поддерживают чтение в новой информационной среде, значительно изменилась. Важным становится умение эффективно и грамотно использовать новые информационные технологии. Особенно необходимо, чтобы ими владели руководители библиотек. Эти вопросы прозвучали в докладе Елены Андреевны Колосовой, заведующей отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, «Цифровые компетенции современных руководителей библиотек, обслуживающих детей: опыт социологического исследования». В проведенном РГДБ осенью 2018 года исследовании была изучена ситуация информатизации библиотек, работающих с детьми, их умение использовать новые технологии, деятельность в этой сфере (например, работа в социальных сетях) и др. Но лишь немногим более трети опрошенных говорят о том, что в их библиотеке все в порядке с информатизацией, наличием компьютеров и другой техники. Далеко не все специалисты имеют возможности использовать в полной мере новые технологии, и большинство опрошенных руководителей хотели бы иметь «возможности использования интернета для образования; использовать различные мобильные приложения; умело создавать и размещать собственный контент в интернете» и многое другое. Поскольку читатели библиотеки, особенно подростки и молодежь, активно применяют новые технологии для получения информации и чтения, библиотекари стремятся не отставать от своих посетителей, и вопрос о повышении квалификации специалистов библиотек остается одним из важных и насущных.

У библиотекарей неизменно вызывают большой интерес проекты, которые организует Елена Григорьевна Смутнева, начальник координационно-методического отдела Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького. Темой ее доклада стал новый проект: «Интерактивное чтение подростковой литературы: фокус на Книгуру». Проект «Книгуру» это — крупнейший конкурс детской и подростковой литературы на русском языке, который принимает для рассмотрения и оценки новые художественные и научно-популярные книги, а также рукописи книг. Новый проект Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького позволит объединить с этим проектом опыт другого, ранее осуществленного широкомасштабного проекта, «Книжный шкаф поколения Next», а также опыт работы клуба «Другие книги» г. Новосибирска. В ходе этого проекта вначале анализировалась ситуация наличия и доступности изданных ранее книг писателей-лауреатов премий проекта «Книгуру» в библиотеках Новосибирской области и в городе Новосибирске. Сайт проекта «Книгуру» дает возможность для подростков и юношества читать книги из онлайн-библиотеки в открытом доступе, в том числе рукописи еще не изданных книг, адресованных этим категориям читателей. Целью проекта библиотеки «Интерактивное чтение подростковой литературы» является научить библиотекарей работать с текстами «Книгуру», используя методы «дальнего» и «ближнего» чтения согласно подходу итальянского социолога литературы Франко Моретти. В недавно вышедшей в нашей стране своей книге «Дальнее чтение» он предлагает новый принцип изучения литературы, противопоставляя этому варианту чтения привычному «медленному чтению», и использует его для работы с большими корпусами текстов, обычно остающихся за пределами внимания исследователей и других категорий читателей. В проекте используется арсенал новых интернет-инструментов — сетевых коммуникаций и сервисов. Проект состоит из 12 коротких модулей, которые посвящены группе текстов, объединенных одной проблемой (литературоведческой, социальной, др.) В течение года для библиотекарей пройдет серия вебинаров, в которых принимают участие библиотекари из 21 региона РФ и других стран ближнего зарубежья. Новый подход открывает, в том числе, и новые возможности, например, идеи для литературных игр с подростками, создание коллективных электронных продуктов и др.

В выступлении Татьяны Николаевны Новых, заведующей обособленным структурным подразделением «Библиотечно-информационный юношеский центр им. В. Ф. Тендрякова» Вологодской областной универсальной научной библиотеки имени И. А. Бабушкина о продвижении чтения в Тендряковке, был продемонстрирован широкий диапазон идей и практик работы с читателями — подростками и молодежью. Для читателей библиотеки проводится большое количество различных мероприятий. Один из культурно-просветительских проектов библиотеки — «Владимир Тендряков–2018: перезагрузка» был приурочен к 95-летию со дня рождения писателя.

Тема привлечения к чтению юношества прозвучала и в выступлении Татьяны Артвиновны Ябс, заведующей отделом Юношеской библиотеки Республики Коми из Сыктывкара. Тема доклада: «Виртуальный читатель библиотеки на примере ЮБРК». Она рассказала об исследовании «Мир чтения молодежи Республики чтения», ранее проведенного библиотекой. В рассказе прозвучала тема рекламы книги для юных. Докладчик остановилась на использовании читателями ресурсов электронной «ЛитРес: Библиотеки». Сегодня у молодежи более модным становится чтение научно-познавательной литературы (нон-фикшн), в том числе по книг по психологии, популярной исторической литературе, биографий ярких личностей и многое другое (в выступлении приводились примеры наиболее популярной у подростков и юношества литературы). В книгах жанра «эдьютейнмент» (поскольку эти книги одновременно просвещают и развлекают своего читателя) им предлагается литература «на стыке», которая становится у юных все более популярной. Одновременно в репертуаре чтения остаются и книги таких жанров как фантастика и фэнтези, а также книги на актуальные темы и проблемы, отражающие опыт подростков, юношей и девушек. В результате этого проекта, осуществленного с помощью электронной библиотеки ЛитРес, был удовлетворен спрос читателей на книжные новинки, выросла книговыдача, пришли новые пользователи, предпочитающие чтение на электронных носителях, и у посетителей библиотеки сегодня постепенно формируется культура чтения лицензионных электронных книг.

Тема значимости отбора специалистами литературы для чтения детей, подростков и юношества прозвучала в докладе Марии Евгеньевны Порядиной, старшего научного сотрудника «ИТАР-ТАСС» (филиал «Российская книжная палата»). В своем докладе «Роль рекомендательной библиографии в формировании читательской культуры личности» она рассмотрела теоретические подходы к таким понятиям как культура личности, культура чтения, читательская, а также информационная культура и др, Эти понятия рассматривались в контексте темы развития в СССР и в России рекомендательной библиографии. С ее точки зрения, в современном библиографоведении эта сфера рассматривается как область библиографической деятельности, функция которой — активная целенаправленная пропаганда печатных изданий (и других документов), отобранных специалистами по определенным критериям качества с учётом читательского адреса и целевого назначения этих изданий. Эта система включает в себя такие компоненты как жанры, формы, критерии оценки литературы и др. Одной из задач сегодняшнего специалиста, работающего в библиотеке, является владение принципами работы в этой области знаний, в том числе, умение грамотно составить список литературы, подготовить пособие по рекомендательной библиографии и др. Но сегодня этими умениями владеют немногие библиотекари, в связи с чем необходимо повышать их квалификацию, а также активизировать эту сферу работы специалистов.

С темой «Инклюзивные мероприятия как средство формирования интереса к чтению и книге» выступила Ольга Ивановна Квочкина, заведующая отделом развития Государственной библиотеки для слепых и слабовидящих Санкт-Петербурга. Работа с такими категориями читателей достаточно сложна, и все мероприятия библиотеки готовятся очень тщательно. Как правило, инклюзивные мероприятия носят комплексный характер, в них проводятся мини-лекции, мастер-классы, тактильные выставки, выставки литературы в разных форматах, осуществляется чтение либо прослушивание отрывков из произведений, слушаются музыкальные произведения, обсуждаются отрывки из кинофильмов, а также часто проводится дегустация блюд национальной кухни. Библиотекари стремятся соединить вместе своих читателей, чтобы улучшить навыки их коммуникации. Например, целью проекта «Со-творение» является создание комфортных условий для совместного творчества зрячих, слабовидящих и незрячих детей и формирование у них интереса к книге и чтению. Проект направлен на развитие у детей коммуникативного поведения и навыков социокультурной адаптации, а также знакомство их с книжной культурой и детской литературой через творческие мастер-классы и встречи с писателями. Такие проекты как «Ощути себя писателем», «Современные поэты Петербурга», «Технологос» (целью которого является популяризация научно-технической литературы и знаний) и многие другие говорят о широком многообразии тем и направлений работы библиотекарей. Библиотека активно участвует в «Библионочи», общегородской акции — Фестивале «Эстафета доброты» и др. Многие из присутствующих на секции специалистов выразили свое восхищение замечательной работой этих профессионалов.

Работа секции свидетельствует о том, что сегодня задача поддержки чтения выходит на новый уровень. Тема активизации чтения детей и молодежи вызывает все больший интерес у специалистов и общественности. Вместе с тем, чтение необходимо изучать, и изменения в поведении читателей нуждаются в проведении социологических и других исследований. Актуальным вопросом является развитие компетенций работников библиотек как специалистов по навигации литературы для детей, подростков, молодежи, а также родителей, как в реальной физической, так и в цифровой среде. Сегодня библиотекарями развиваются разнообразные новые подходы, в том числе, использование в работе по продвижению чтения передового программно-проектного опыта и инновационных технологий.

По результатам заседания были сформулированы следующие приоритетные направления работы по продвижению чтения:

  • изучение процессов чтения с точки зрения многоаспектного проблемного подхода и с точки зрения совокупности социальных компетенций, позволяющих личности функционировать в обществе (более 600 понятий по Е. П. Мелентьевой);
  • изучение, оценка и использование передового опыта европейских стран в рамках продвижения детского, подросткового и юношеского чтения (рекомендации В. П. Чудиновой);
  • использование в работе по продвижению чтения передового программно-проектного опыта и инновационных технологий;
  • проведение социологических исследований с целью выявления интересов и потребностей пользователей, а также получения оценки качества реализуемых проектов по продвижению чтения;
  • актуализация процессов обучения библиотечных специалистов в рамках профессиональных стандартных программ и как следствие интеграция библиотек в крупные проекты по чтению;
  • формирование культуры чтения электронных книг.

Кроме этого, акцент на заседании был поставлен на создании рекомендательных библиографических центров на базе библиотек и размещении рекомендуемых библиографических списков для определенных целевых групп в медиапространстве.
 

Вера Петровна Чудинова,

член постоянного комитета Секции по чтению

--------------------------------------------------------------------

Презентации (выборочно):

Как читают в Рязани: областной конкурс «Самый читающий район / город»
Г. А. Долотина, заведующая отделом организационно-методической и образовательной деятельности Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького; Н. Е. Иванова, ведущий библиотекарь отдела организационно-методической и образовательной деятельности Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького

Конкурс читательских рекомендаций «Книжный штурман»: опыт, итоги, перспективы
С. Б. Гуменюк, ведущий библиотекарь Межрайонной централизованной библиотечной системы им. М. Ю. Лермонтова г. Санкт-Петербург

Федеральный проект «Встречи с писателем» в библиотеках Московской области
А. С. Яковлев, руководитель литературных проектов Московской областной государственной научной библиотеки им. Н. К. Крупской

Проект «Детское и юношеское чтение»: навстречу 37-му Международному Конгрессу IBBY – 2020
М. В. Новикова, советник директора Российской государственной детской библиотеки

Поддержка чтения детей и подростков за рубежом: подходы, проекты, практики
В. П. Чудинова, член постоянного комитета Секции по чтению, главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки

Цифровые компетенции современных руководителей библиотек, обслуживающих детей: опыт социологического исследования
Е. А. Колосова, член постоянного комитета Секции по чтению, заведующая отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки

Интерактивное чтение подростковой литературы: фокус на «Книгуру»
Е. Г. Смутнева, начальник координационно-методического отдела Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького

Продвижение чтения в Тендряковке: диапазон идей и практик
Т. Н. Новых, заведующая обособленным структурным подразделением «Библиотечно-информационный юношеский центр им. В.Ф.Тендрякова» Вологодской областной универсальной научной библиотеки им. И.А.Бабушкина

Виртуальный читатель библиотеки на примере Юношеской библиотеки Республики Коми
Т. А. Ябс, заведующая отделом формирования информационных ресурсов Юношеской библиотеки Республики Коми

Роль рекомендательной библиографии в формировании читательской культуры личности
М. Е. Порядина, старший научный сотрудник филиала «Российская книжная палата» Федерального государственного унитарного предприятия «ИТАР-ТАСС»

Инклюзивные мероприятия как средство формирования интереса к книге и чтению
О. И. Квочкина, заведующая отделом развития Государственной библиотеки для слепых и слабовидящих г. Санкт-Петербург





Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru