РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Деятельность / Секции и круглые столы / Ежегодные отчеты Конференции РБА

Заседание секции 09/10. Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования

XXIV Ежегодная сессия Конференции РБА, Тула, 11.05.2019-17.05.2019

14.05.2019г.

Тема: «Библиотечный специалист в контексте цифровой среды»

14 мая в Тульском колледже культуры и искусства состоялось заседание Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, которое провели Елена Борисовна Артемьева, председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, главный научный сотрудник — заведующая отделом научно-исследовательской и методической работы Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН; Владимир Константинович Клюев, член постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью Московского государственного института культуры; Татьяна Яковлевна Кузнецова, член Правления РБА, член постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, старший научный сотрудник Научно-образовательного центра «АПРИКТ» Московского государственного института культуры.

Профессиональные компетенции работников библиотек в условиях интенсивного развития цифровых технологий — одна из наиболее актуальных и острых проблем библиотечного дела страны в период его модернизации. Тема заседания «Библиотечный специалист в контексте цифровой среды» вызвала большой интерес у участников Конгресса.

На заседании присутствовали более 30 человек. Среди них — представители федеральных библиотек, в том числе Российской государственной библиотеки, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино, а также Библиотеки по естественным наукам РАН, Фундаментальной библиотеки Института научной информации по общественным наукам РАН, Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН; центральных и муниципальных библиотек регионов РФ: Республики Чувашия, Кемеровской, Курской, Московской, Новосибирской и Тульской областей,специальных библиотек: Министерства обороны РФ и федеральных музеев; профильных вузов: Московского государственного института культуры, Санкт-Петербургского государственного института культуры, Кемеровского, Челябинского государственных институтов культуры и Новосибирского государственного педагогического университета, Санкт-Петербургского техникума библиотечно-информационных технологий и Тульского колледжа культуры и искусства.

Среди тем, которые обсуждались на заседании: влияние Болонского процесса на развитие библиотечно-информационного образования; значение нового вузовского образовательного стандарта для реформирования профессионального библиотечно-информационного образования; формирование профильных компетенций бакалавров и магистров; кадровой потенциал библиотек в условиях социокультурных трансформаций; реализация форм дополнительного профессионального образования в вузах и библиотеках, применение цифровых технологий в дополнительном профессиональном образовании; мнение работодателей о перспективах библиотечной профессии.

Специальный доклад был посвящен вопросам информационно-методического обеспечения библиотечной деятельности, отмечена важность этого направления работы.

Особое внимание было уделено обсуждению вопросов создания профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности: статус документа, базовые характеристики, аспекты применения в условиях модернизации отрасли, значение для развития кадрового потенциала отрасли.

Большой интерес у участников заседания вызвала презентация перевода на русский язык «Руководства ИФЛА по непрерывному профессиональному образованию» (Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино).

В дискуссии обсуждался вопрос о негативной тенденции сокращения бюджетных мест в вузах, приема на заочные отделения профильных вузов и грозящей перспективе полного отказа от этой формы профессионального обучения. Для библиотечных специалистов-практиков это чревато полным отсутствием возможности получить профессиональное образование в условиях его интенсивного реформирования.

По результатам совместного заседания были приняты следующие рекомендации:

  1. Проанализировать публикации, посвященные изучению вопросов кадрового обеспечения отрасли в регионах РФ; результаты исследования представить в виде аналитического обзора;
  2. Рекомендовать Постоянному комитету секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА активизировать работу по разработке Профессионального стандарта (стандартов) специалиста в области библиотечно-информационной деятельности совместно с Советом РБА по профессиональным квалификациям и представителями других заинтересованных секций РБА.
  3. Опубликовать ряд материалов в Информационном бюллетене РБА (доклады Н. В. Лопатиной, И. Ю. Матвеевой, И. П. Тикуновой).

Подводя итоги работы Секции на Всероссийском библиотечном конгрессе, ее члены высказали благодарность всем его организаторам за согласованную и скоординированную программу работы Секции, отметили очень удобную площадку, предоставленную ей для заседаний, которая позволила весьма эффективно и плодотворно использовать время, отведенное для намеченных мероприятий.
 

Елена Борисовна Артемьева,

председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования





Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2020 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru