РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ

Совместное заседание секций 14-A. Круглый стол «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства», 16. Секция детских библиотек, 19. Секция школьных библиотек

XXII Ежегодная сессия Конференции РБА, Красноярск, 14.05.2017 - 19.05.2017

16.05.2017г.

Совместное заседание Круглого стола «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства», Секции детских библиотек и Секции школьных библиотек состоялось 16 мая 2017 года в Библиотечно-информационном центре Красноярской университетской гимназии № 1 «Универс». В заседании приняли участие 250 участников из разных регионов Российской Федерации и Республики Болгарии.

Выбор темы заседания («Детская библиотека: от контроля к развитию») был продиктован необходимостью обсуждения изменений детского пространства в библиотеках, обусловленных рядом факторов. В первую очередь, изменением внешней среды, включая потребителя детских библиотек, выросшего в цифровой среде, обладающего фрагментарным мышлением и иными, по отношению к другим читательским группам,  читательскими привычками. Во-вторых, изменением общественных и профессиональных представлений об эстетике и принципах организации детского пространства. Ранее действовавшие Нормали планировочных элементов жилых и общественных зданий. Выпуск НП 5.4.1-74 предлагали двух-трехрядные расстановки столов, стеллажей, каталожных шкафов, задававших жестко заданный порядок, четкие геометрические формы и систематичность в организации пространства. Одной из задач, решаемых при такой организации пространства, был контроль, предусматривавший  наблюдение, надзор за порядком, соблюдением жестких правил, режима.

Рассмотрение изменений детского пространства библиотеки  привело к выводу о произошедшем переходе от старого качественного состояния к новому (не от порядка к беспорядку и хаосу, а от порядка к новому качеству детского пространства). Новая организация детского пространства характеризуется иными приоритетами: доброжелательная, свободная (не значит, хаотичная) среда с новой эстетикой для развития ребенка.

Обсуждение изменений в детском пространстве началось с характеристик, формирующих «вдохновляющую» среду. По мнению архитектора Н. Е. Прянишникова, для создания такой среды необходимо использовать приемы, позволяющие передавать ценности и смысл пространства, подчеркивать необычность места, включать вдохновляющие детали, исследовательские и «лабораторные» зоны, использовать приемы «одомашнивания» пространства.

Разговор об особенностях детского пространства продолжила О. А. Дубинина, которая подчеркнула, что при проектировании детской среды взрослому нужно думать «как ребенок». Архитектор привела основные ошибки, которые допускают при проектировании детского пространства: малышковость (детская нарочитость, заигрывание с детьми), конкретность, которая не позволяет развивать воображение, «плотность» пространства (насыщенность содержанием и дизайнерскими идеями).

Участниками круглого стола были приведены примеры создания пространств детских и школьных библиотек (школа № 68 г. Екатеринбурга, детская библиотека г. Петровска Саратовской области). Председатель секции школьных библиотек В. Н. Тарасенко рассказала об итогах Всероссийского конкурса «Оформление библиотечного пространства: идеи и воплощение», победителем которого стал библиотека лицея №39 г. Челябинска.

Общие тенденции развития библиотечных общественных пространств России и Болгарии подтвердила И. А. Томова, аспирант Университета по информационным и библиотечным технологиям Республики Болгария.

Тема партисипативной модели формирования пространства была рассмотрена представителями вузовских библиотек. О. В. Кулева рассказала о конкурсе на лучшую концепцию дизайна интерьера научного читального зала ГПНТБ СО РАН. Проекты молодых архитекторов и дизайнеров были опубликованы в Интернете, что позволило провести общественное обсуждение и выбрать победителя.

О другой модели привлечения общественности к формированию концепции пространства научной библиотеки Национального исследовательского Томского государственного университета рассказала Г. Н. Сербина. Проведенные среди студентов университета  анкетирование и дизайн-исследование позволили учесть их предпочтения при формировании концепции модернизации пространства библиотеки.

В культурном проекте «Пространство библиотеки» принял участие директор ООО РА «Артстиль» из г. Красноярска И. П. Башкатов, который представил сетевой проект модернизации общедоступных библиотек Красноярского края. Деятельность рабочей группы по модернизации библиотек Красноярского края позволила на сегодняшний момент  разработать 19 проектов, реализовать 10 из них, в том числе краевой молодежной библиотеки, библиотек Красноярска им. С. Михалкова, Н. Добролюбова и др.

Всего на круглом столе прозвучало 9 докладов и выступлений. По общему мнению, заседание круглого стола прошло успешно. Участниками круглого стола был сделан вывод о том, что формированию нового пространства детских библиотек в первую очередь способствует изменение профессиональных знаний и сознания библиотекарей.

С. Ю. Волженина,
председатель Круглого стола «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства»





Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2017 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru