РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Деятельность / Секции и круглые столы / Ежегодные отчеты Конференции РБА

Заседание секции 09/10. Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования

XXII Ежегодная сессия Конференции РБА, Красноярск, 14.05.2017-19.05.2017

17.05.2017г.

Заседание Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования состоялось 17 мая 2017 года в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края. На заседании присутствовали 23 человека из 15 городов России (Москва, Санкт-Петербург, Горно-Алтайск, Игарка, Канск, Кемерово, Красноярск, Кызыл Лесосибирск, Новосибирск, Новоуральск, Тайшет, Улан-Удэ и др.), представители вузов культуры (Московского государственного института культуры, Санкт-Петербургского государственного института культуры, Кемеровского государственного института культуры) и других образовательных организаций, федеральных (РГБ, ГПНТБ СО РАН), центральных региональных и муниципальных библиотек.

Было представлено 7 докладов и проведена дискуссия по вопросам кадровой ситуации в отрасли и направлениям развития профессионального библиотечно-информационного образования.

Большой интерес и активное обсуждение вызвал доклад Т. Я. Кузнецовой, члена Правления РБА,  председателя Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, старшего научного сотрудника Научно-образовательного центра «АПРИКТ» Московского государственного института культуры на тему «Кадровая ситуация в библиотеках России и задачи профессионального библиотечного образования». Докладчик охарактеризовал проблемную ситуацию с библиотечным персоналом, сложившуюся в отрасли, и причины ее порождающие. Показал диспропорции в обеспечении библиотек специалистами с профильным библиотечным образованием, отметил высокий процент работников библиотек, имеющих только общее среднее образование (в некоторых регионах — выше 15 %). Исходя из этого, докладчик подчеркнул необходимость развития профессиональной переподготовки работников библиотек (в первую очередь на базе профильных вузов) и формирования более эффективной системы повышения квалификации с опорой на центральные региональные библиотеки.

В докладе было также обоснована необходимость принятия на государственном уровне проекта Профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» — действенного инструмента профессионального развития библиотечных кадров  с учетом современных требований к профессии и  функциональных направлений развития библиотек как многопрофильных информационных и социокультурных комплексов.

С большим вниманием был заслушан доклад В. К. Клюева, члена Постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, заведующего кафедрой управления библиотечно-информационной деятельностью Московского государственного института культуры «Подготовка библиотечных кадров в вузе:  тенденции стандартизации». Докладчик  ознакомил с процессом  подготовки федеральных государственных стандартов высшего образования нового поколения (бакалавриат, магистратура): ФГОС-3+ (актуализация принятого ФГОС- 3) и ФГОС-3++ (оптимизация ФГОС-3+), которые планируется ввести в действие с 1.09.2018 г. В докладе были также рассмотрены вопросы подготовки библиотечных специалистов в соответствии с требованиями данных образовательных стандартов и те изменения в учебных программах, которые последуют после принятия  стандартов.

Роль системы менеджмента качества и его инструментария в профессиональном развитии библиотечного персонала была раскрыта в содержательном и информационно емком докладе З. М. Саенко, члена Постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, начальника отдела «Центр профессионального развития» Новосибирской государственной областной научной библиотеки «Совершенствование системы профессионального развития персонала библиотеки на основе  самооценки». Докладчик убедительно показал,  как  объективный и  одновременно критический подход самих работников к анализу своей деятельности стимулирует их стремление к профессиональному совершенствованию и насколько позитивно это влияет  на   развитие библиотеки в целом как социального института.

Значительный интерес вызвал доклад И. П. Тикуновой, начальника Управления  научной и методической деятельности — заведующей Центром по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе Российской государственной библиотеки «Библиотечные сайты как источник профессиональной информации». Проанализировав сайты значительного числа центральных библиотек субъектов РФ, автор доклада пришла к заключению, что лучшие из них содержат  ценную информацию о научных публикациях и методических разработках по библиотечному делу и смежным отраслям, включая тексты документов, оказывают методическую помощь в режиме онлайн, имея соответствующие сервисы. Контент подобных сайтов весьма актуален с позиции информационного обеспечения научно-методической деятельности библиотек. Однако, по мнению докладчика, подобная позитивная  практика ведения сайтов далеко не всегда используется  библиотечными центрами.

Одним из заметных выступлений, представленных на заседании Секции, был доклад студентки Кемеровского государственного института культуры Ирины Максименко «Престиж библиотечной профессии в зеркале социальных стереотипов». В основу доклада были положены результаты  исследования, проведенного студенткой под руководством доцента института О. Н. Моревой. Эмпирические данные исследования, полученные с помощью социальных сетей, еще раз подтвердили гипотезу о влиянии социальных стереотипов на общественное мнение о библиотечной профессии как уходящий в прошлое. При этом умелое и целенаправленное использование социальных сетей в поднятии  престижа библиотеки может в определенной мере  изменить сформировавшееся отношение к библиотечной профессии и ее значению в современном мире.

По результатам заседания Секции было рекомендовано:

1. Правлению РБА содействовать принятию на государственном уровне Профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности»;

2. Профильным образовательным учреждениям сосредоточить усилия на разработке и реализации программ профессиональной переподготовки, учитывая, что в библиотеках страны работает значительное число специалистов без библиотечного образования;

3. Библиотекам всех систем и ведомств активизировать работу по повышению социальной значимости и популяризации библиотечной профессии, используя для этого каналы социальных сетей, разные формы PR-деятельности и профориентации.
 

Татьяна Яковлевна Кузнецова,
председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования





Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru