РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Деятельность / Секции и круглые столы / Ежегодные отчеты Конференции РБА

Заседание секции 09/10. Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования

XX Ежегодная сессия Конференции РБА, Самара, 17.05.2015-22.05.2015

19.05.2015г.

19 мая 2015 г. в ходе проведения Всероссийского библиотечного конгресса: XX ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации (РБА) состоялось заседание Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, в котором приняли участие 22 человека из 8 городов России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Кемерово, Новосибирск, Самара, Ульяновск): представители научных библиотек и преподаватели вузов культуры и университетов, осуществляющих подготовку специалистов в области библиотечно-информационной деятельности ­– в основном доктора и кандидаты наук. Тема заседания: «Библиотекарь цифровой эпохи: новые подходы к подготовке библиотечных специалистов».

Вниманию общественности было представлено 7 устных и 2 стендовых научных доклада, мастер-класс, круглый стол и экскурсия в Самарский государственный институт культуры.

Доклады, заслушанные на заседании секции, условно можно разделить на два направления: подготовка кадров высшей квалификации и дополнительное профессиональное образование.

Большой интерес и активное обсуждение вызвали доклады: председателя Учебно-методического совета вузов РФ по библиотечно-информационному образованию,  профессора Московского государственного института культуры и искусств В. К. Клюева «Современная система вузовской подготовки библиотечно-информационных кадров: что имеем и как будем развиваться» и доцента Самарского государственного института культуры Г. А. Кузичкиной «Базовые ценности библиотечно-информационного образования», в которых было отмечено, что библиотечно-информационное образование, как и другие отраслевые образовательные системы современной России, находится на сложном этапе своего существования в связи с происходящими реформами и преобразованиями. В отраслевом вузовском сообществе как субъекте высшего профессионального образования настало время рефлексии – осознания и переосмысления целей, направления, результатов собственной деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты меняются столь динамично, что научное и библиотечное сообщество испытывают определенные трудности при адаптации  к складывающейся ситуации, тем не менее, работа по совершенствованию регламентов и программ подготовки кадров высшей квалификации ведется постоянно на уровне вузов, различных комитетов  и министерств.

В контексте новых требований к библиотечному специалисту, работающему в условиях постоянного внедрения новых информационно-коммуникационных технологий и трансформаций социума, большое поле деятельности открывается для библиотек и учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО). Вопросы проведения обучающих мероприятий в сфере ДПО, преимущества применения регионального подхода были рассмотрены в докладах: заведующего отделом Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) Е. Б. Артемьевой и начальника центра профессионального развития Новосибирской государственной областной научной библиотеки З. М.  Саенко; опыт организации вебинаров для общедоступных публичных библиотек был освещен в выступлении Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского О. В. Казимирской. Сообщение главного библиографа Самарской областной универсальной научной библиотеки О. В. Кузьминой было посвящено формированию информационно-библиографической компетентности библиотечных специалистов в цифровой среде, а в совместном докладе заведующего отделом ГПНТБ СО РАН Е. Б. Артемьевой и заместителя директора Хабаровской краевой специализированной библиотеки для слепых И. В. Домбровской был сделан акцент на применении психологических методов при развитии творческих компетенций библиотечных специалистов, что особенно актуально в условиях инновационной деятельности и перманентного реформирования культуры, науки и образования. Хорошим дополнением к прозвучавшим сообщениям явились стендовые доклады председателя Секции, заведующего кафедрой инновационных библиотечных технологий и электронных библиотек Академии переподготовки работников искусства культуры и туризма профессора Т. Я. Кузнецовой «Профессиональные компетенции библиотекаря цифровой эпохи» и старшего научного сотрудника ГПНТБ СО РАН  О. В. Макеевой «Каким способом библиотекари научных библиотек предпочитают повышать свою квалификацию».

В ходе работы секции наблюдалась поистине активная дискуссия теоретиков и практиков библиотечного дела. Были заслушаны мнения ведущих представителей московской библиотечной школы профессора А. М. Мазурицкого, кемеровской библиотечной школы – профессора И. С. Пилко, казанской библиотечной школы профессоров О. А. Калегиной и А. Р. Абдулхаковой, самарской библиотечной школы – доцента Г. А. Кузичкиной и профессора М. Г. Вохрышевой, ряда других специалистов.

Особо хочется отметить вклад профессорско-преподавательского состава Самарского государственного института культуры в работу секции: проведение мастер-класса «Библиотечные квесты как форма повышения квалификации библиотекарей», круглого стола, экскурсии «Читающая статуэтка» в музее книги, организованных доцентами Н. П. Опариной и Л. П. Машенцевой, профессорами М. Г. Вохрышевой и О. Л. Бугровой, другими сотрудниками вуза культуры Поволжья.

Участники заседания отметили высокий профессиональный уровень выступающих, актуальность проблем, обозначенных в докладах, и приняли решение о необходимости дальнейшего совместного обсуждения теоретиками и практиками библиотечного дела из разных регионов России образовательных и профессиональных стандартов, координации деятельности учреждений, осуществляющих подготовку профильных кадров и повышение квалификации, активного проведения работы по формированию имиджа библиотечной профессии.

Таким образом, работа секции подтвердила, что только отлаженно функционирующая система высшего и допол­ни­тель­ного професси­онального образования, оперативно отсле­живающая перемены  в  информационной среде, способствующая своей дея­­тельностью раз­витию у сотрудников умений к осуществлению аде­кватного моде­ли­рования инфор­ма­ционного простран­ства, их адаптации к новым технологическим и социальным реалиям, совершенствованию культурной компетенции и социальной идентичности в условиях межкультурного взаимодействия, может эффективно содействовать вхождению библиотек в глобальное информационное общество. И к созданию такой системы надо стремиться.

 

Е. Б. Артемьева,

член Постоянного комитета, секретарь Секции РБА библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, заведующий отделом научно-исследовательской           и методической работы Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск

 

В. К. Клюев,

член Постоянного комитета Секции РБА библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью Московского государственного института культуры, Москва

 





Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru