Главная / Деятельность / Секции и круглые столы / Ежегодные отчеты Конференции РБА

Заседание секции 16. Секция детских библиотек

XVI Ежегодная сессия Конференции РБА, Тюмень, 22.05.2011-26.05.2011

24.05.2011г.

В заседании Секции детских библиотек приняли участие 50 представителей региональных и муниципальных детских библиотек и представители издательств. В формате дискуссии состоялось обсуждение вклада детских библиотек в разработку целей и перспектив развития библиотечного сообщества России.

Заседание открылось выступлением заведующей научно-методическим отделом Российской государственной детской библиотеки Н.В. Бубекиной по теме «Содружество детских библиотекарей и реалии наших дней». В нем были обозначены объективные и субъективные факторы, которые должны учитываться при разработке стратегии развития детских библиотек для выполнения ими основных функций. Особое внимание было обращено на необходимость сохранить в шкале показателей деятельности специализированных детских библиотек, выполняющих функции центральных, показателей деятельности методической работы.(в связи с введением в действие Федерального закона № 83-ФЗ и изменением правового положения государственных (муниципальных) учреждений). Н.В. Бубекина подчеркнула важность сохранения их перечня в уставах, обратив особое внимание на формулировки позиций уставной деятельности, отражающих специфику детской библиотеки по отношению к библиотеке, обслуживающей взрослого пользователя. Так же внимательно следует отнестись к формулировкам госзаказа детской библиотеке и перечню оказываемых услуг.

Далее Н.В. Бубекина остановилась на вопросах менталитета детской библиотеки, ее основных функциях и их содержательной корректировке в связи с реалиями последнего времени. Так, явно меняется информационная функция детской библиотеки в связи с влиянием интернет-ресурсов. В связи с этим появляются новые направления деятельности:

  • Вопросы безопасного для ребенка Интернет;
  • Формирование умений критически относиться к отбору информации;
  • Возрастания роли навигаций в Интернет.

Новые направления появляются и в образовательной функции детской библиотеки. Здесь очень важна, в связи с введением новых образовательных стандартов, согласованная политика и практика действий со школьными библиотеками. Не подменяя друг друга, необходимо создавать для обучающихся и педагогов единое информационно-образовательное пространство.

Не должна превалировать над образовательной досуговая деятельность детской библиотеки. Детскими библиотеками проводится огромное количество акций. Это хорошо для позиционирования деткой библиотеки как института детства. Но важно, чтобы при их проведении не «вымывалась» книга как артефакт культуры, чтобы их эффективность была высока.

Н.В. Бубекина отметила, что современного ребенка характеризует зачастую «эмоциональная глухота». Воспитывать с помощью литературных текстов маленького человека чувствующим, сопереживающим – одна из нравственных миссий детской библиотеки.

Детским библиотекам необходимо как можно быстрее выйти в мир, который стал для детей обыденным и реальным: мир Интернет. Создавать свои информационные ресурсы, площадки общения, блоги для детей и блоги для профессионального общения.

Позиционирование детской библиотеки в контексте «Стратегии 2020» и в формате «Детской библиотеки 2.0» должно быть направлено на создание информационно-образовательной и интеллектуально-развивающей среды для поддержки «нового детства», поддержки и внедрения образовательных стандартов.

«Новое детство» – термин, родившийся в ходе живого обсуждения выступлений. По мнению участников заседания, современные дети очень отличаются от тех, что приходили в библиотеки еще совсем недавно. Изменились информационные запросы детей, многие из них – активные пользователи социальных сетей, изменилось и их отношение к традиционной книге. В связи с этим фактически должна смениться и модель культурного потребления, в которой читатель-ребенок может стать одновременно читателем-творцом, соавтором создаваемых библиотекой ресурсов, читателем – экспертом в условиях формирования и создания новых коммуникативных библиотечных технологий.

Вместе с тем, формирование круга чтения ребенка, грамотное сопровождение в реальном и виртуальном мирах по-прежнему – одна из задач детской библиотеки. Эта мысль была раскрыта в выступлениях заместителя директора Свердловской областной библиотеки для детей и юношества М.В. Ивашиной «Изменить? Что? Как?» и заместителя директора Российской государственной детской библиотеки А.В. Лисицкого «Новый формат продвижения детского чтения». В ходе выступления А.В. Лисицкого был представлен грантовый проект Российской государственной детской библиотеки и «Билайн» «Ежевика» по созданию безопасного Интернет- пространства для развития и воспитания детей.

Чем должна отличаться детская библиотека уже сегодня от библиотеки начала века и какой станет она в будущем? Какова роль и уровень информационной, педагогической, коммуникативной компетентности детского библиотекаря в продвижении идей чтения? В меняющемся мире должно измениться многое. Прежде всего, цели, задачи и принципы развития библиотеки и библиотекаря. Должны быть выработаны новые подходы и принципы оценки конечных результатов. А в итоге должна быть выработана новая модель конкурентной библиотеки. И в этой модели очень важна ориентация не только на реального, но и на виртуального пользователя, развитие библиотеки для детей как открытой системы. Поэтому и внутренняя структура библиотек-лидеров, и организация управления в них уже сейчас строится не «под функционал», а «под решение задачи». Меняются задачи у библиотеки – меняется и ее структура.

Необходимо выработать стратегию развития библиотеки в виртуальном пространстве, создавая не только сайты, но и блоги, сети. Прийти таким образом к детям и юношеству, находящимся в Интернет, предложить им различные библиографические ресурсы, места интеллектуального общения. В связи с этим особую важность сейчас имеет уровень профессиональной компетентности самого детского библиотекаря, его знаний коммуникационных технологий, интернет-ресурсов для детей. В целом же это должно привести к изменению философии обслуживания пользователей детской библиотеки. Новая детская библиотека в связи с появлением национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» – тема дискуссии, возникшей в ходе заседания. Задача детских библиотек – поддержать школу, преподавателей, школьников в связи с внедрением новых образовательных стандартов, реализации новой парадигмы образования и воспитания. Кто здесь должен выступить с инициативой разработки программ сотрудничества? Тот, кто сильнее. Модель сотрудничества школы и специализированной детской или публичной библиотеки в совместной реализации новых образовательных стандартов была представлена И.М. Макариной, ведущим специалистом отдела управления поставками ОАО «Издательство «Просвещение» в выступлении «Опыт социально-педагогического партнерства: Издательство «Просвещение», детская и школьная библиотеки».

Реализуя стратегию Секции детских библиотек по созданию нормативно-правовых актов, было принято решение: поручить Российской государственной детской библиотеке совместно с Русской школьной библиотечной ассоциацией приступить к разработке «Концепции библиотечного обслуживания детей России» и представить её проект на XVII Конференции РБА в 2012 году. Участники заседания пришли к выводу, что региональным и муниципальным центральным детским библиотекам необходимо расширять круг социальных партнеров за счет лидеров местного сообщества. Действенным инструментом в этом могут стать попечительские советы для поддержки детских библиотек как социально-культурных институтов детства. В выступлении директора Национальной детской библиотеки Республики Коми В.Н. Головиной был представлен опыт работы попечительского совета библиотеки, который является не формальным, а реальным коллегиальным общественно-государственным органом управления стратегическими планами деятельности библиотеки. С помощью членов попечительского совета, среди которых – представители различных властных структур, общественных организаций, банковской сферы, благотворительных фондов поддержаны и реализованы многие проекты библиотеки.

Представителями издательств «Азбука-Аттикус» и «Розовый жираф» в ходе заседания были предложены новые оригинальные практики взаимодействия издательств и детских библиотек по поддержке чтения, новые издательские проекты.

Секция детских библиотек обратилась в Совет РБА с просьбой поддержать обращение в Министерство культуры Российской Федерации о включении раздела «Социально-незащищенные пользователи учреждений культуры» (дети, юношество, лица с ограниченными возможностями) в разработку новой программы Правительства Российской Федерации «Культура России».

Н.С. Волкова,
Председатель Секции





Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru