РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Деятельность / Секции и круглые столы / Ежегодные отчеты Конференции РБА

Заседание секции 01/17-А. Секция «Библиотечное обслуживание мультикультурного населения»

XV Ежегодная сессия Конференции РБА, Томск, 16.05.2010-21.05.2010

19.05.2010г.

Заседание Круглого стола «Библиотечное обслуживание мультикультурного населения», состоявшееся 19 мая 2010 года, было посвящено теме «Проблемы мультикультурного воспитания детей и подростков в библиотеках. Развитие толерантной личности».

Участники заседания заслушали и обсудили 11 докладов представителей детских и юношеских библиотек Республики Бурятия, городов Новокузнецка, Кемерово, Кирова, Самары, Новосибирска, Томска и Томской области, Центральной универсальной научной библиотеки им. Н.А. Некрасова (Москва), Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки.

Состоялась презентация изданного РБА перевода на русский язык Руководства ИФЛА «Мультикультурные сообщества: Руководство по библиотечному обслуживанию» (3-е издание, 2009 г.).

По итогам обсуждения докладов сделаны следующие выводы: 1. В настоящее время в обслуживании мультикультурного населения библиотеки выдвигают на первый план проблемы воспитания идей толерантности у подрастающего поколения. Такой интерес вызван теми социальными изменениями, с которыми они сталкиваются: постоянно возрастающий мультикультурный состав общества и увеличение числа вынужденных переселенцев из стран СНГ в регионы России.

Интересно, что под термином «толерантность» библиотеки понимают не только и не столько «терпимость», сколько уважение к другой культуре, религии, этничности. Именно с точки зрения такого подхода они строят свою работу. Причем, в состав мультикультурного населения библиотеки включают людей с ограниченными физическими возможностями, а также пенсионеров, и активно с ними работают в сотрудничестве с региональными общественными организациями инвалидов.

Так, Центральная юношеская библиотека им. М.А. Светлова г. Москвы проводит «Уроки доброты» в библиотеках школ; целью таких уроков является формирование у школьников толерантности по отношению к инвалидам. Функционирует «библиомобиль», обслуживающий малоподвижных пользователей. Аналогичная диспетчерская служба успешно развивается и в Центральной универсальной научной библиотеке им. Н.А. Некрасова г. Москвы. Для пенсионеров организованы курсы по освоению компьютерной грамотности. Библиотека им. М.А. Светлова проводит семинары по толерантности для детских и юношеских библиотек Центрального административного округа Москвы и интернет-конференции с региональными библиотеками, на которых обсуждаются также и проблемы работы с мигрантами. Проводится идея о том, что в обществе по отношению к мигрантам, как одной из составных частей мультикультурного населения, необходимо воспитывать толерантное отношение. Интересный опыт работы с детьми вынужденных переселенцев представила Детская ЦБС г. Новокузнецка (Кемеровская область). В ЦБС проводятся занятия по обучению этих детей русскому языку и подготовке их к школе. В рамках программы «Радуга дружбы» ведут свою деятельность различные кружки, проводятся фестивали национальных игр «Шире круг». В целях воспитания уважения к детям-инвалидам была создана авторская программа «Есть в каждом человеке доброта». ЦБС также работает по программе «Библиотека — территория толерантности», целью которой является формирование библиотечно-информационных центров по развитию идей толерантности. Таким образом, одной из форм работы детской библиотеки является работа с детьми мигрантов, направленная на развитие у них грамотности.

2. Томская область была представлена Муниципальной библиотекой «Кольцевая» города Томска, Асиновской межпоселенческой ЦБС Томской области и Детской библиотекой Верхнекетского района. Томск — мультикультурный город сибирского региона, в котором проживают представители более 100 национальностей и этнических групп, много переселенцев из стран СНГ. Исповедуются основные религии мира: христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм. Библиотеки города ведут большую работу по воспитанию идей толерантности не только у подрастающего поколения, но и у взрослого населения совместно с диаспорами Томской области. Например, МУК «Кольцевая» города Томска реализует программу «Культура добрососедства» по следующим направлениям:
• проводится «Литературный этнокруиз»;
• празднуются дни национальных культур и религиозные даты; в библиотеке открыта «национальная гостиная» под названием «Встречи для Вас»; инсталлируются выставки.

Для детей проводятся игровые марафоны в целях изучения культурных традиций разных народов, живущих в городе. В библиотеке готовится к открытию Центр этнического взаимодействия «Содружество».

Верхнекетский район Томской области известен как место проживания эвенков и селькупов. Из 19 000 населения около 300 являются представителями коренных малочисленных народов Российской Федерации. Поэтому стоит вопрос о сохранении их культурного наследия. Детская библиотека организует экскурсии в местный краеведческий музей для читателей 7-8 лет. В музее проводятся этнографические уроки под названием «Легенды народов Сибири»: среди экспонатов музея читаются сказки, легенды и мифы.

В Асиновской межпоселенческой ЦБС Томской области создан Центр национальных культур «Планета», принимающий участие во всех ежегодных Всесибирских фестивалях национальных культур. В День народного единства проводятся конкурсы детских рисунков. Библиотека сотрудничает с местными социальными организациями – организует празднование Дня старшего поколения. Применяется такая современная форма работы как флэш-моб под названием «Открой свою книгу», когда сотрудники библиотеки встречаются с группами населения, прежде всего, с молодежью. и пропагандируют чтение. 3. В детских библиотеках развивается движение по записи компакт-дисков на краеведческие темы и созданию своих медиатек, в этом же направлении создаются электронные библиотеки. Так Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького выпустила компакт-диск под названием «Планеты людей: сибиряки на карте звездного неба». Ею был инициирован проект «Гардарика: дети пишут историю своих городов». Библиотеки областных городов собирают материал о своем городе, в них создаются рабочие группы, на рассмотрение которых поступают работы в электронном варианте. Отобранные работы записываются на компакт-диски и отсылаются в областную библиотеку.

4. В 2008 г. в Самарской областной универсальной научной библиотеке на базе отдела литературы на иностранных языках был создан Мультикультурный центр «Синтез», главной целью которого является создание условий для эффективного межкультурного взаимодействия. В самарских вузах обучается много иностранных студентов, а в городе ведут свою деятельность многие национально-культурные объединения. Работа Центра является примером того, как библиотека, обладая всей информационной и технической базой, позволяет создавать и развивать структуру, дающую возможность равного доступа к различным культурам, при этом опираясь на сотрудничество с другими структурами. Реализуется модель: библиотека + пользователь + другие организации (вузы, НКО, различные общественные, государственные и негосударственные структуры).

В центральных библиотеках регионов РФ подобный центр не является первым и единственным — в Псковской областной универсальной научной библиотеке в 2006 году, также, на базе отдела литературы на иностранных языках был создан Международный библиотечный центр, имеющий аналогичную цель. Работа таких центров ведется в сотрудничестве с консульскими отделами посольств зарубежных государств и различными институтами, которые помогают библиотекам комплектовать многоязычные фонды. А в Рязани на базе библиотеки-филиала № 14 ЦБС был создан «Библиотечно-информационный центр национальной литературы «Содружество». Таким образом, можно говорить о существующей системе создания в библиотеках мультикультурных центров. Подводя итоги, участники заседания отметили, что библиотека, располагая всей имеющейся инфраструктурой, может быть основным проводником идей толерантности в обществе.

Участники заседания приняли решение включить в разрабатываемый документ «Приоритеты развития Российской библиотечной ассоциации на 2010-2015 гг.» направление «библиотечное обслуживание мультикультурного населения» и подготовить научные рекомендаций по обслуживанию мультикультурного населения в библиотеках России.

И.В. Чаднова,
руководитель Круглого стола
«Библиотечное обслуживание мультикультурного населения»





Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2019 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru